Дело №2-806/2011 Решение Именем Российской Федерации «01» июля 2011 года г. Вышний Волочек Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Олейник Н.Н., при секретаре Альферович Л.В., с участием представителя заявителя Архипова Д.А., представителя заинтересованного лица Нашатырева О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконными положений предписания отдела Надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тверской области от <дата> <№>, УСТАНОВИЛ: Администрация города Вышний Волочек Тверской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконными положений предписания отдела Надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тверской области (далее ОНД по городу Вышний Волочек) от <дата> <№>. В обоснование заявленных требований указано, что <дата>, по итогам внеплановой выездной проверки, отделом ОНД по городу Вышний Волочек в отношении Администрации города Вышний Волочек Тверской области издано предписание <№> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (Предписание). Администрация города Вышний Волочек находит пункты - 1, 2, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51 Предписания незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере местного самоуправления, а также возлагающими на Администрацию незаконные обязанности по следующим основаниям. 1. Пункт 1 Предписания, обязывает Администрацию города создать на территории города муниципальную пожарную охрану. Однако заявитель считает, что в соответствии с действующим законодательством создание муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. 2. Пункт 38 Предписания, обязывает Администрацию города, оборудовать здание администрации, прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; - пункт 39 Предписания, обязывает Администрацию города, оборудовать здание администрации автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; - пункт 40 Предписания, обязывает Администрацию города, оборудовать здание администрации системой оповещения людей о пожаре; - пункт 41 Предписания, обязывает Администрацию города, оборудовать двери на путях эвакуации устройствами для самозакрывания и уплотнения в затворах. В соответствии с пунктом 4 распоряжения Главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору от <дата> <№> задачей проведения выездной внеплановой проверки является проверка обеспечения первичных мер противопожарной безопасности на территории города Вышний Волочек. Пункт 8 распоряжения Главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору от <дата> <№> устанавливает, что для достижение целей и задач проверки необходимо проверить территорию города Вышний Волочек на готовность к пожароопасному периоду 2011 года и деятельность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. При этом полномочия по проверке соблюдения требований противопожарной безопасности в здании администрации (месторасположение здания в акте и предписании не указаны) распоряжением от <дата> <№> не предоставлены. Таким образом, при проведении проверки здания администрации инспектор пожарного надзора вышел за пределы своих полномочий, в виду чего пункты 38, 39, 40, 41 являются незаконными. При этом заявитель утверждает, что мероприятия, приведенные в данных пунктах, не относятся к первичным мерам по обеспечению пожарной безопасности на территории городского округа. 3. Пункт 2 Предписания, обязывает Администрацию города предусмотреть социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами. Данный пункт возлагает на Администрацию города не только устранение нарушений требований пожарной безопасности, но и предусматривает обязанность органов местного самоуправления города Вышний Волочек (организационно-распорядительного и представительного) принять муниципальные нормативно-правовые акты в сфере бюджетного законодательства, что не относится к полномочиям государственных инспекторов по пожарному надзору. 4. Пункт 42 Предписания, обязывает Администрацию города, выполнить в районе <адрес> и <адрес> противопожарный разрыв не менее 50 м от границ застройки до лесного массива; - пункт 44 Предписания, обязывает Администрацию города произвести ремонт дорог для проезда пожарной техники; - пункт 46 Предписания обязывает Администрацию города обеспечить противопожарным водоснабжением жилые дома в районе <адрес> и <адрес>; - пункт 47 Предписания обязывает Администрацию города обеспечить противопожарным водоснабжением жилые дома в районе <адрес>; - пункт 48 Предписания обязывает Администрацию города обеспечить требуемый по нормам расход воды для целей пожаротушения зданий, расположенных в районе <адрес>; - пункт 49 Предписания обязывает Администрацию города провести проверки пожарного водопровода на обеспечение требуемым расходом воды на нужды пожаротушения; - пункт 50 Предписания обязывает Администрацию города обеспечить все строения на территории города требуемым противопожарным водоснабжением; - пункт 51 Предписания обязывает Администрацию города выполнить огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения в жилых зданиях 3-й степени огнестойкости. Заявитель считает, что пункты 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50 и 51, а также пункты 38-41 Предписания, содержат абстрактные формулировки, не позволяющие определить конкретный перечень объектов, на которых необходимо выполнить предписываемые мероприятия, что влечёт за собой возложение на Администрацию города Вышний Волочек незаконных обязанностей, так как Предписание <№> является ненормативным актом, возлагающим на Администрацию определенные в нем обязанности. Неисполнение Предписания влечет применение мер административной ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Следовательно, предписание должно четко указывать на действия, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленных нарушений. Предписание не должно содержать в себе неточности и двусмысленные формулировки. <дата> Администрация города направила в адрес ОНД по городу Вышний Волочек замечания к акту <№> от <дата> и Предписанию <№>. ОНД по городу Вышний Волочек в ответе на данные замечания сообщил о подтверждении выданного Предписания. Администрация города Вышний Волочек считает, что оспариваемые пункты Предписания, приняты с нарушением действующего законодательства и возлагают на Администрацию города Вышний Волочек незаконные обязанности, в связи с чем просит суд признать их незаконными. Представитель заявителя Администрации города Вышний Волочек Тверской области Архипов Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области Нашатырев О.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемые пункты Предписания соответствуют требованиям закона. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> Главным государственным инспектором Тверской области по пожарному надзору Отделу надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской выдано распоряжение <№> о проведении внеплановой выездной проверки Администрации города Вышний Волочек, юридический адрес: <адрес>, с целью проверки обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории города Вышний Волочек (копия распоряжения - л.д.121). В период с <дата> по <дата> Отделом надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области проведена внеплановая выездная проверка Администрации города Вышний Волочек, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте <№> от <дата> (копия - л.д.12-16). Предписанием <№> на Администрацию города Вышний Волочек возложена обязанность по устранению 52 нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в частности: - пункт 1 обязывает создать на территории города муниципальную пожарную охрану; - пункт 2 обязывает предусмотреть социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами; - пункт 38 обязывает оборудовать здание администрации прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны; - пункт 39 обязывает оборудовать здание администрации автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала; - пункт 40 обязывает оборудовать здание администрации системой оповещения людей о пожаре; - пункт 41 обязывает оборудовать в здании администрации двери на путях эвакуации устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах; - пункт 42 обязывает в районе <адрес> и <адрес> выполнить противопожарный разрыв не менее 50 м от границ застройки до лесного массива; - пункт 44 обязывает произвести ремонт дорог для проезда пожарной техники; - пункт 46 обязывает обеспечить противопожарным водоснабжением жилые дома в районе <адрес> и <адрес>; - пункт 47 обязывает обеспечить противопожарным водоснабжением жилые дома в районе <адрес>; - пункт 48 обязывает обеспечить требуемый по нормам расход воды для целей пожаротушения зданий, расположенных в районе <адрес>; - пункт 49 обязывает провести проверки пожарного водопровода на обеспечение требуемым расходом воды на нужды пожаротушения; - пункт 50 обязывает все строения на территории города обеспечить требуемым противопожарным водоснабжением; пункт 51 обязывает выполнить в жилых зданиях 3-й степени огнестойкости огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачного помещения (копия предписания- л.д.17-20). Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения. Согласно статье 63 Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с пунктом 8.1 части 1 статьи 16.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание муниципальной пожарной охраны. Согласно статье 11.1 Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Таким образом, указанные нормы устанавливают право органов местного самоуправления на создание муниципальной пожарной охраны, возложение на Администрацию города Вышний Волочек обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны не соответствует требованиям закона и нарушает права органа местного самоуправления, в связи с чем пункт 1 Предписания является незаконным. Пунктом 2 Предписания <№> на администрацию города Вышний Волочек возложена обязанность предусмотреть социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Согласно части 3 указанной статьи участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и городских округов. В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Вышний Волочек» от 30 августа 2005 года (с изменениями от 27 декабря 2005 года, 04 сентября 2007 года и 21 апреля 2008 года) Администрация города Вышний Волочек входит в структуру органов местного самоуправления города Вышний Волочек (статья 29) и является исполнительно-распорядительным органом (статья 39). В пределах своих полномочий администрация города Вышний Волочек организует первичные меры пожарной безопасности в границах города Вышний Волочек, также к полномочиям Администрации отнесена разработка проекта программы социально-экономического развития города Вышний Волочек, проекта городского бюджета и обеспечение исполнения бюджета и программы социально-экономического развития города Вышний Волочек (статья 41). Утверждение городского бюджета относится к исключительной компетенции Вышневолоцкой городской Думы, которая является представительным органом города Вышний Волочек, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (статья 30,31) (копия Устава - л.д.25-116). Таким образом, пункт 2 Предписания возлагая на заявителя обязанность предусмотреть социальное и экономическое стимулирование участие граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами, обязывает осуществлять полномочия, которые не относятся к ведению данного органа местного самоуправления. Учитывая указанные обстоятельства, суд признает оспариваемый пункт 2 Предписания незаконным. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением. В соответствии со статьей 20 указанного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Нарушения требований, предусмотренных частью 3 статьи 18 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, в части оснований проведения внеплановых проверок, отнесено к грубым нарушениям. Согласно пункту 48 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС Российской Федерации от 01 октября 2007 года № 517 (ред. от 22 марта 2010 года), при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение тех обязательных требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства. Судом установлено, что распоряжением Главного государственного инспектора Тверской области по пожарному надзору на Отдел надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району возложена обязанность в процессе внеплановой проверки Администрации города Вышний Волочек провести мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проверки, а именно проверить территорию города Вышний Волочек по готовности к пожароопасному периоду 2011 года и деятельность органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Задачей проверки являлась проверка обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории города Вышний Волочек (п.4, 8 распоряжения <№> от <дата> - л.д.121). Проведение проверки соблюдения требований и норм пожарной безопасности в каком-либо из зданий администрации, расположенных на территории города Вышний Волочек, не являлось предметом проверки. Вместе с тем пункты 38-41 Предписания обязывают заявителя устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований и норм пожарной безопасности, при этом в предписании не содержится конкретного адреса здания, в котором проводилась проверка. Сведения о наличии у заявителя полномочий по владению и пользованию зданием, а соответственно наличие обязанности по своевременному выполнению требований пожарной безопасности при эксплуатации конкретного помещения, также отсутствуют. Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие у должностного лица, производившего проверку, оснований по выявлению нарушений требований и норм пожарной безопасности, суд находит возложение на Администрацию города Вышний Волочек обязанности по устранению нарушений, изложенных в пунктах 38-41 незаконным. Кроме того, суд считает незаконным возложение на заявителя обязанности по устранению нарушений, указанных в пунктах 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51 Предписания. Согласно сообщению отдела архитектуры и строительства Администрации города Вышний Волочек названия районов, указанных в оспариваемых пунктах Предписания, отсутствуют в перечне названий улиц и районов города Вышний Волочек (сообщение - л.д.144). Из содержания указанных пунктов невозможно установить конкретные объекты, в ходе проверки которых были выявлены допущенные органом местного самоуправления нарушения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города Вышний Волочек. Данное обстоятельство приводит к невозможности проведения заявителем мероприятий по устранению выявленных нарушений. Однако устранение нарушений, изложенных в Предписании, является обязанностью заявителя, за невыполнение которых орган местного самоуправления может быть привлечен к административной ответственности. С учетом изложенного, суд находит заявленные Администрацией города Вышний Волочек требования обоснованными, в связи с чем признает оспариваемые пункты 1, 2, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51 Предписания отдела Надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району от <дата> <№> незаконными. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявленные требования Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконными положений предписания отдела Надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тверской области от <дата> <№> удовлетворить. Признать незаконными пункты 1, 2, 38, 39, 40, 41, 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51 Предписания отдела Надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тверской области от <дата> <№>. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Н.Н. Олейник