Об отмене постановления нотариуса об отказе в совершении нотариальных действий и обязании выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, на обязательную долю в наследстве (2-496/2011)



Дело № 2 - 496/11Решение

Именем Российской Федерации

«10» мая 2011 года       г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Лобановой С.С.,

при секретаре Веселковой М.А.,

с участием заявителя Васильева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Васильева А.В. об отмене постановления нотариуса Офицеровой Ж.В. об отказе в совершении нотариального действия и обязании выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, на обязательную долю в наследстве,

     установил:

Васильев А.В. обратился в суд с заявлением об отмене постановления нотариуса Офицеровой Ж.В. об отказе в совершении нотариального действия и обязании выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, на обязательную долю в наследстве.

В обоснование заявленных требований указано, что нотариус отказал ему в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на обязательную долю в наследстве на имущество ФИО, умершей <дата> октября 2010 года. Основанием отказа указана утратившая силу с 01 марта 2003 года ст. 535 ГК РСФСР, а также ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Также отказ нотариуса основан на том, что заявитель не достиг к моменту открытия наследства 60-летнего возраста и соответственно не является нетрудоспособным наследником первой очереди. С данным отказом заявитель не согласен, так как в нормах гражданского законодательства не указано, с какого именно возраста наступает нетрудоспособность, дающая право наследникам первой очереди претендовать на обязательную долю в наследстве. В статье 2 Федерального закона от 17 декабря 2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение трудовой пенсии по старости связывается с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Наступление нетрудоспособности по возрасту определено в указанном Федеральном законе для мужчин при достижении возраста 60 лет, но в то же время в соответствии с положениями статей сохраняется право на досрочное назначение пенсии при наличии специального стажа, то есть работы в особых условиях, при которых нетрудоспособность наступает для мужчин ранее достижения 60-летнего возраста. Заявителю была назначена пенсия по старости в октябре 2010 года, что подтверждается пенсионным удостоверением.

В судебном заседании заявитель поддержал в полном объеме, по основаниям, указанным в нём, пояснив, что на момент обращения к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство после смерти матери он являлся пенсионером, так как работал на предприятии с особыми условиями труда. Полагает, что он имеет обязательную долю в наследства, как нетрудоспособный.

Заинтересованное лицо нотариус Вышневолоцкого городского нотариального округа Тверской области Офицерова Ж.В. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения относительно жалобы Васильева А.В., в которых указала, что при отказе в выдаче свидетельства о праве на обязательную долю в наследстве правомерно руководствовалась положениями ст. 535 ГК РСФСР, поскольку к завещаниям, совершенным до введения в действие части третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации, применяются правила об обязательной доле в наследстве, действовавшие на день совершения завещания. Поскольку завещание совершено 01 марта 2002 года, круг обязательных наследников и размер обязательной доли определяются по правилам ст. 535 ГК РСФСР. Кроме того, при вынесении постановления нотариус руководствовался ни положениями ГК РФ, ни ГК РСФСР, поскольку в них не содержится понятий нетрудоспособности и иждивения. Для определения, является ли гражданин нетрудоспособным и состоит ли на иждивении наследодателя, следует руководствоваться положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перечисляющими нетрудоспособных лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости (мужчины - с 60 лет), по инвалидности и по случаю потери кормильца. Понятие нетрудоспособности применительно к наследственным правоотношениям до настоящего времени содержится в единственном документе - Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01 июля 1966 г. № 6 «О судебной практике по делам о наследовании», в котором определено, что к «нетрудоспособным следует относить: женщин, достигших 55 и мужчин 60 лет, инвалидов 1,2 и 3 групп независимо от того, назначена лицам пенсия по старости или инвалидности».

Заслушав объяснение заявителя, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Из постановления об отказе в совершении нотариального действия от 05.04.2011 года, вынесенного нотариусом Вышневолоцкого городского нотариального округа Тверской области Офицеровой Ж.В., усматривается, что Васильеву А.В. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на обязательную долю в наследстве после смерти ФИО, умершей 02 октября 2010 года, в связи с тем, что он к моменту открытия наследства не достиг возраста 60 лет.

Из материалов наследственного дела <№> на имущество ФИО, умершей 02 октября 2010 года, видно, что Васильев А.В. 01 апреля 2011 года обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО указав также в качестве наследника ФИО1

Также из наследственного дела, в частности из свидетельств о рождении и смерти усматривается, что Васильев А.В. является сыном ФИО., которая умерла 02 октября 2010 года, оставив при жизни <дата> октября 2000 года завещание на все свое имущество на имя ФИО2.

Указанное завещание было удостоверено нотариусом ФИО3 и имеет отметку о том, что завещание не отменялось и не изменялось, таким образом, имеет юридическую силу.

В установленный законом срок, <дата> декабря 2010 года наследник по завещанию ФИО1 (до вступления в брак 17.09.2005 года - ФИО2 обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство, указав, что наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве, не имеется.

В обоснование требований заявитель указывает то обстоятельство, что, независимо от составленного матерью завещания на имя ФИО2., он имеет право на обязательную долю в наследстве после смерти матери, так как являлся нетрудоспособным.

В подтверждении данных требований представил пенсионное удостоверение <№> о назначении ему пенсии по старости с 19 октября 2010 года.

Таким образом, на момент смерти своей матери ФИО., и соответственно на момент открытия наследства заявителю еще не была назначена пенсия по старости.

Суд приходит к выводу о том, что Васильев А.В., <дата> октября 1955 года рождения, не являлся нетрудоспособным по следующим основаниям.

Понятие нетрудоспособности прямо ни в ГК РФ, ни в ГК РСФСР 1964 года не раскрыты.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Законе РФ «О трудовых пенсиях в РФ», которым в частности, руководствовался нотариус, отказывая в совершении нотариального действия, определен круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. В соответствии с указанными законами нетрудоспособными считаются: мужчины по достижению ими 60 лет, женщины - 55 лет; инвалиды 1, 2 и 3 групп.

Вышеперечисленные понятия были закреплены и в Постановлении Пленума ВС СССР от 1 июля 1966 г. № 6 «О судебной практике по делам о наследовании», положения которого применялись к наследственным правоотношениям. При этом лица, ушедшие на пенсию на льготных основаниях (в связи с тяжелыми условиями труда), в круг наследников как нетрудоспособные не включались.

В связи с тем, что Васильев А.В. к моменту открытия наследства не достиг шестидесятилетнего возраста, он не подпадает под категорию нетрудоспособных лиц и не имеет право на обязательную долю в наследстве после смерти своей матери.

Также суд полагает, что нотариус правомерно при вынесении постановления об отказе в совершении нотариального действия руководствовался положениями ст. 535 ГК РСФСР, поскольку на основании ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» правила об обязательной доле в наследстве, установленные частью третьей Кодекса, применяются только к завещаниям, совершенным после 1 марта 2002 года.

Однако в судебном заседании установлено, что завещание оформлено наследодателем ФИО до 01 марта 2002 года, следовательно, при определении круга обязательных наследников и размера обязательной доли применяются положения ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР, согласно которой нетрудоспособные супруг, родители, иждивенцы умершего наследуют, независимо от содержания завещания, не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.

В силу ст. 72 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I, при выдаче свидетельства о праве на наследство по законунотариус путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для признания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества.

Статья 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I приводит перечень оснований для отказа в совершении нотариальных действий: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Поскольку судом установлено, что Васильев А.В. не имеет права на обязательную долю в наследстве после смерти матери, нотариус Офицерова Ж.В. обоснованно вынесла постановлении об отказе в совершении нотариального действия, действуя в соответствии с требования закона.

Поэтому суд считает необходимым отказать Васильеву А.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления нотариуса Вышневолоцкого городского нотариального округа Тверской области Офицеровой Ж.В. об отказе в совершении нотариального действия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Васильева А.В. об отмене постановления нотариуса Офицеровой Ж.В. об отказе в совершении нотариального действия и обязании выдачи свидетельства о праве на наследство по закону, на обязательную долю в наследстве отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий               

                                                                                      С.С.Лобанова

       Определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 19 июля 2011 года решение Вышневолоцкого городского суда от 10 мая 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Васильева А.В. - без удовлетворения.

        Решение вступило в законную силу 19 июля 2011 года.