О признании незаконным приказа об увольнении, о восстановлении на службе в ОВД и взыскании оплаты за время вынужденного прогула (2-790/2011)



Дело № 2-790/11

Решение

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года

Вышневолоцкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.С.,

с участием прокурора Кулакова С.А.,

истца Алексеевой Н.В.,

представителя ОВД по Вышневолоцкому району УМВД России по Тверской области Кружковой И.П.,

представителя Министерства финансов Российской Федерации Федотова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах Алексеевой Н.В. к Управлению МВД России по Тверской области и Отделу внутренних дел по Вышневолоцкому району УМВД России по Тверской области о признании незаконным приказа об увольнении и о восстановлении Алексеевой Н.В. на службе в органах внутренних дел, по иску Алексеевой Н.В. к Управлению внутренних дел по Тверской области о взыскании оплаты за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Алексеевой Н.В. к Управлению внутренних дел по Тверской области, в котором просит признать незаконным приказ начальника УВД по Тверской области от <дата> <№> в части, касающейся увольнения Алексеевой Н.В., и восстановить Алексееву Н.В. на службе в органах внутренних дел в должности следователя отделения по расследованию преступлений против собственности следственного отдела при ОВД по Вышневолоцкому району в специальном звании лейтенанта юстиции.

Истец также представила в суд самостоятельное требование о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что при проведении проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению Алексеевой Н.В. с жалобой на незаконность её увольнения из ОВД по Вышневолоцкому району было установлено, что истец проходила службу в органах внутренних дел в период с <дата> по <дата> в должности следователя отделения по расследованию преступлений против собственности следственного отдела при Отделе внутренних дел по Вышневолоцкому району и имела специальное звание лейтенанта юстиции.

Непосредственным местом прохождения службы Алексеевой Н.В. являлся Отдел внутренних дел по Вышневолоцкому району, находящийся по <адрес>

Приказом начальника Управления внутренних дел по Тверской области от <дата> <№> Алексеева Н.В. была уволена из органов внутренних дел <дата>, при этом при увольнении Алексеевой Н.В. были выданы две различные выписки из данного приказа, в которых были указаны различные основания её увольнения, а именно: в первом случае - по собственному желанию (п. «а» ч.7 ст. 19 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции»); во втором случае - по сокращению штатов (п. «е» ч.7 ст. 19 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции»).

В соответствии с нормами ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и п.17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, условиями увольнения со службы по сокращению штатов являются: невозможность в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников; отказ таких сотрудников от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

Согласно ст.18 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, перемещение сотрудника внутренних дел на службу в другую местность допускается с его согласия в связи с передислокацией органа внутренних дел или по инициативе самого сотрудника органов внутренних дел.

В нарушение приведённых требований закона Алексеевой Н.В. при решении вопроса о её увольнении не были предложены равнозначные или нижестоящие должности по месту прохождения ею службы в Отделе внутренних дел по Вышневолоцкому району, а предлагались только равнозначные варианты перемещения в другие местности Тверской области, что в соответствии с законом не является обязательным.

Порядок увольнения по собственному желанию регламентируется ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

Следовательно, обязательным условием увольнения по собственному желанию является наличие письменного заявления работника (служащего), содержащего просьбу о таком увольнении. В данном же случае Алексеева Н.В. не подавала в Управление внутренних дел по Тверской области заявление (рапорт) об увольнении по собственному желанию и не выразила такое желание каким-либо иным способом.

Таким образом, увольнение Алексеевой Н.В. было произведено с существенным нарушением требований федерального законодательства.

В судебном заседании заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулаков С.А. поддержал иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Алексеева Н.В. поддержала иск о взыскании зарплаты за время вынужденного прогула, от иска о компенсации морального вреда отказалась.

Представитель ответчика Управления МВД по Тверской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения относительно иска, из которых следует, что увольнение Алексеевой Н.В. было произведено в соответствии с действующим законодательством. <дата> начальником УВД по Тверской области издан приказ <№> «Об оргштатных вопросах», в соответствии с которым в следственных подразделениях области в резерв комплектования, с последующим сокращением, были выведены 67 должностей. В следственном отделе при ОВД по Вышневолоцкому району выведению в резерв подлежали 4 должности, в том числе должность следователя отделения по расследованию преступлений в сфере экономики и против собственности, на которую приказом УВД по Тверской области от <дата> <№>л/с была назначена лейтенант юстиции Алексеева Н.В.

В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Алексеевой Н.В. <дата> было вручено уведомление об увольнении из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. «е» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» (в связи с сокращением штатов). Приказом начальника УВД № 1612 л/с от <дата> Алексеева Н.В. зачислена в распоряжение УВД по Тверской области. <дата> Алексеевой Н.В. в установленном порядке был вручён список вакантных должностей, имевшихся в органах предварительного следствия по состоянию на <дата>.

На момент вручения Алексеевой Н.В. уведомления об увольнении из органов внутренних дел, в следственном отделе при ОВД по Вышневолоцкому району имелась вакантная должность следователя отделения по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, однако, эта должность Алексеевой Н.В. для назначения не предлагалась в связи с тем, что на данную должность планировалось назначение другого сотрудника - ФИО1 Рапорт о назначении на должность был подан ФИО1 <дата>, <дата> был согласован с заместителем начальника УВД - <данные изъяты> ФИО2 и заместителем начальника УВД - <данные изъяты> ФИО3. <дата> рапорт о назначении ФИО1 был подписан начальником УВД по Тверской области <данные изъяты> ФИО4.

Приказом начальника УВД по Тверской области от <дата> <№> ФИО1 была назначена на должность следователя отделения по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия следственного отдела при ОВД по Вышневолоцкому району.

В период нахождения Алексеевой Н.В. в распоряжении УВД по Тверской области вакантные должности, на которые она могла быть назначена, кроме указанных в списке, вручённом Алексеевой Н.В. <дата>, отсутствовали.

В связи с тем, что Алексеева Н.В. не изъявила желания о назначении ни на одну из предложенных ей должностей, <дата> приказом начальника УВД по Тверской области <№> л/с от <дата> Алексеева Н.В. была уволена из органов внутренних дел на основании п. «е» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов).

Увольнение Алексеевой Н.В. по основанию, предусмотренному п. «а» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» (по собственному желанию) УВД по Тверской области не осуществлялось. Выписка из приказа об увольнении Алексеевой Н.В. по указанному основанию выдана ошибочно, о чём имеется рапорт инспектора (л.д.23- 50).

В процессе рассмотрения дела представитель УВД по доверенности ФИО5 заявила о пропуске срока исковой давности. В обоснование заявления указала, что статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации определён срок для подачи работником искового заявления в суд о защите нарушенного трудового права, который составляет один месяц с того момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, связанного с увольнением.

Алексеева Н.В. согласно приказу УВД по Тверской области из органов внутренних дел уволена <дата>, при этом с приказом об увольнении ознакомлена в тот же день. Полагает, что <дата> Алексеева Н.В. в момент ознакомления с приказом об увольнении узнала о нарушении своего права и в срок до <дата> могла обратиться в суд за защитой нарушенного права, однако исковое заявление в суд подано только <дата>. Уважительных причин пропуска срока для обращения в суд Алексеевой Н.В. не представлено. На основании изложенного, просит в удовлетворении иска Алексеевой Н.В. отказать.

Определением судьи к участию в деле в качестве ответчика привлечён Отдел внутренних дел по Вышневолоцкому району Тверской области.

Представитель ответчика - ОВД по Вышневолоцкому району УМВД России по Тверской области Кружкова И.П. иск не признала по основаниям, указанным в возражениях, согласно которым по состоянию на <дата> в отделении по расследованию преступлений в сфере экономики и против собственности следственного отдела при ОВД по Вышневолоцкому району вакантных должностей не было.

<дата> на должность следователя отделения по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия следственного отдела при ОВД по Вышневолоцкому району была назначена ст. лейтенант милиции ФИО1, которая <дата> обратилась с рапортом о назначении её на указанную должность, до <дата> данный рапорт был подписан руководителем СО при ОВД по Вышневолоцкому району, начальником ОВД по Вышневолоцкому району, руководством ООДУУМ и ПДН УВД и СУ при УВД по Тверской области.

Кроме того, Алексеева Н.В. в своей служебной деятельности не расследовала уголовные дела в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия. Расследование уголовных дел данной категории требует дополнительных знаний, однако уровень профессиональной подготовки Алексеевой Н.В. является недостаточным, о чём свидетельствуют четыре действующих дисциплинарных взыскания за упущения по службе на момент увольнения. Именно по этой причине на момент увольнения <дата> Алексеевой Н.В. не были предложены имеющиеся в следственном отделе вакантные должности: заместителя начальника СО и старшего следователя СО (назначение на вышестоящие должности осуществляется в аттестационном порядке в соответствии со статьёй 17 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1).

В жалобе Алексеевой Н.В. в прокуратуру от <дата> указано, что при увольнении она получила две копии приказа одной и той же датой, но по разным основаниям (по собственному желанию и сокращению штатов). В связи с чем у Алексеевой Н.В. возник вопрос, по какому основанию её уволили. Однако, <дата> Алексеева Н.В. была ознакомлена с приказом об увольнении по сокращению штатов от <дата> <№> л/с, о чём собственноручно расписалась (л.д. 51-52).

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации Федотов А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что увольнение истца произведено в соответствии с законом.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В период, когда происходило увольнение Алексеевой Н.В., действовал Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции».

Согласно пункту «е» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» сотрудники милиции могут быть уволены со службы по сокращению штатов.

Порядок и условия прекращения службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным Законом РФ «О милиции», в том числе по сокращению штатов, установлен в главе VII (статьи 57-64) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1. В соответствии с пунктом «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации увольнение сотрудников органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних допускается в случае невозможности использования сотрудника на службе.

В пункте 17.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 года № 1038, указано, что увольнение по сокращению штатов (пункт «е» статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно - штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

Таким образом, в случае увольнения сотрудника по сокращению штатов предусмотрена гарантия, в силу которой сотрудник отдела внутренних дел может быть уволен по такому основания лишь при отказе от перемещения, в том числе на службу в другую местность.

Следовательно, на период проведения мероприятий по сокращению штатов и до увольнения сотрудника отдела внутренних дел ответчик обязан предоставить ему все имеющиеся в его распоряжении вакантные равнозначные или нижестоящие должности, по которым в силу состояния здоровья и квалификации мог исполнять служебные обязанности увольняемый сотрудник, а право выбора подходящей для себя должности для перемещения по службе, в том числе на службу в другие местности, принадлежит сотруднику.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеева Н.В. проходила службу в ОВД по Вышневолоцкому району Тверской области в должности следователя с <дата>. Уведомлением от <дата> истец была поставлена в известность о предстоящем увольнении по сокращению штатов.

Приказом <№> л/с от <дата> Алексеева Н.В. была уволена из органов внутренних дел <дата> по основанию, предусмотренному пунктом «е» части 7 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции».

Ответчик заявил о пропуске срока обращения в суд.

При разрешении указанного вопроса суд исходит из следующего.

Согласно статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Истец уволена <дата>, копия приказа об увольнении получена <дата>. Течение срока для обращения в суд начинается с <дата>.

В соответствии со статьёй 14 Трудового кодекса Российской Федерации сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В данном случае днём окончания срока считается <дата>. Таким образом, исковое заявление подано в суд в установленный законом срок.

Исходя из смысла и взаимосвязи статей Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, статей 81, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, из которых следует, что работодателем должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о предстоящем увольнении сотруднику предлагались вакантные должности для перемещения по службе, в том числе и на службу в другие местности, и он отказался от предложенных вакантных должностей либо отказался от переподготовки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из объяснений ответчиков и представленных документов следует, что в СО при ОВД по Вышневолоцкому району имелась вакантная должность следователя отделения по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия.

Эта должность не предлагалась истцу в связи с тем, что на данную должность планировалось назначение другого сотрудника - ФИО1, которая обратилась с рапортом о назначении на указанную должность <дата> и приказом начальника УВД по Тверской области от <дата> <№> л/с была назначена на эту должность.

Кроме того, ответчики ссылаются на отсутствие у Алексеевой Н.В. достаточного уровня профессиональной подготовки.

У суда не имеется оснований согласиться с такими доводами ответчиков.

Алексеева Н.В. ранее занимала равностоящую должность следователя отделения по расследованию преступлений в сфере экономики и против собственности следственного отдела при ОВД по Вышневолоцкому району, имеет высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы, что не может свидетельствовать об отсутствии у неё достаточного уровня профессиональной подготовки.

Кроме того, отсутствие достаточной профессиональной подготовки и дополнительных знаний для перемещения на вакантную должность не препятствует такому перемещению, так как в силу статьи 16 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации перемещение сотрудника на должность по новой для него специальности должна предшествовать его переподготовка, что является обязанностью работодателя.

Наличие рапорта сотрудника о согласии с назначением на должность не может служить препятствием для предложения данной должности другим сотрудникам, подлежащим увольнению в связи с сокращением штатов, поскольку даже с учётом специального порядка назначения, должность является вакантной до момента назначения на неё в установленном порядке сотрудника, то есть с момента подписания соответствующего приказа, а не до момента, в частности, согласования рапорта данного сотрудника.

Таким образом, установление факта наличия вакантной должности следователя отделения по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия в период с момента предупреждения о предстоящем увольнении до дня увольнения Алексеевой Н.В. является доказательством, свидетельствующим о незаконности увольнения, поскольку имеются основания утверждать, что истцу не предлагались все имеющиеся вакантные равностоящие и нижестоящие должности, на которые она могла претендовать и занять которые она отказалась.

Из материалов дела видно, что имелись и другие вакантные должности: старшего следователя следственного отдела, старшего участкового уполномоченного, оперуполномоченного отделения по борьбе с экономическими преступлениями, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора - дежурного медицинского вытрезвителя, милиционера - водителя медицинского вытрезвителя, на которые могла претендовать Алексеева Н.В., но которые не были ей предложены.

Алексеевой Н.В. были предложены варианты перемещения на службу в другие местности, от которых истец отказалась.

Как следует из списка вакантных должностей, предлагаемых Алексеевой Н.В. для назначения в связи с оргштатными изменениями, истцу были предложены должности следователя в Торжокском, Сандовском, Селижаровском районных отделах внутренних дел Тверской области.

Между тем, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий перемещение сотрудника по месту службы является предпочтительным перед перемещением на службу в другую местность. В связи с чем сотруднику органов внутренних дел, в отношении которого рассматривается вопрос об увольнении по сокращению штатов, должны быть предложены все имеющиеся вакансии для перемещения по службе по месту её прохождения. Данные нормы полностью соответствуют ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой увольнение по такому основанию, как сокращение штата работников организации, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком не были использованы имеющиеся возможности для перемещения Алексеевой Н.В. по службе по месту её прохождения.

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при увольнении истца по сокращению штатов не был соблюдён предусмотренный порядок увольнения, в связи с чем исковые требования о признании незаконным приказа об увольнении Алексеевой Н.В. и восстановлении её на службе являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с признанием незаконным увольнения истца подлежат удовлетворению исковые требования Алексеевой Н.В. о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула.

В силу статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения.

Период вынужденного прогула - с <дата> по <дата> - подлежит оплате в размере 95386 руб. 61 коп.

Расчёт произведён ОВД по Вышневолоцкому району. Денежное довольствие Алексеевой Н.В. в указанной сумме состоит из оклада по должности - 17314 руб.58 коп., оклада по спец.званию - 12705 руб. 29 коп., надбавки за выслугу лет - 8841 руб. 48 коп., ежемесячного денежного поощрения - 17314 руб. 58 коп., надбавки за сложность, напряжённость и спец. режим - 18180 руб. 31 коп., секретность - 680 руб. 57 коп., доплаты в органах предварительного следствия - 5194 руб. 37 коп., единовременного вознаграждения по итогам 2011 года - 7681 руб., премии за 1 квартал 2011 года - 2774 руб. 93 коп., премии за 2 квартал 2011 года - 4157 руб. 25 коп., премии за 3 квартал 2011 года - 542 руб. 25 коп.

В судебном заседании Алексеева Н.В. заявила об отказе от иска о компенсации морального вреда, отказ принят судом. Определением суда от <дата> производство по делу по иску Алексеевой Н.В. к Управлению внутренних дел Тверской области о компенсации морального вреда прекращено.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора в интересах Алексеевой Н.В. и иск Алексеевой Н.В. удовлетворить.

Признать незаконным приказ начальника Управления внутренних дел по Тверской области от <дата> <№> л/ч в части, касающейся увольнения Алексеевой Н.В. из органов внутренних дел.

Восстановить Алексееву Н.В. на службе в органах внутренних дел в должности следователя отделения по расследованию преступлений против собственности следственного отдела при Отделе внутренних дел по Вышневолоцкому району УМВД России по Тверской области и в специальном звании лейтенанта юстиции с <дата>.

Взыскать с Управления МВД России по Тверской области в пользу Алексеевой Н.В. оплату за время вынужденного прогула - денежное довольствие в размере 95386 руб. 61 коп.

Решение о восстановлении на службе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        Е.В. Сураева