О признании незаконными бездействия администрации города Вышнего Волочка Тверской области по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора и об обязании организовать устранение несанкционированных свалок (2-992/2011)



Дело № 2 - 992/11

Решение

Именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Крылове А.М.,

с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураева С.В.,

представителей ответчика Архипова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 17 августа 2011 года гражданское дело по искам

Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданное в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) к Администрации города Вышний Волочёк Тверской области о признании незаконным бездействия администрации города Вышний Волочек Тверской области по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора и об обязании организовать устранение несанкционированных свалок,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) обратился в суд с исками о признании незаконным бездействия администрации города Вышний Волочёк Тверской области по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора:

- на территории проезжей части по <адрес> до отделения почтовой связи <№>, расположенного по адресу: <адрес>;

- на <адрес>, в районе <адрес>;

- на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от берега Вышневолоцкого водохранилища, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от <адрес>;

- на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>;

- на территории по <адрес> на пересечении с <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории по <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, до <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

В исках Вышневолоцкий межрайонный прокурор просил также обязать администрацию города Вышний Волочёк Тверской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать устранение несанкционированных свалок:

- на территории проезжей части по <адрес> до отделения почтовой связи <№>, расположенного по адресу: <адрес>;

- на <адрес>, в районе <адрес>;

- на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от <адрес>;

- на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>;

- на территории по <адрес> на пересечении с <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, до <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Определением суда от 10 августа 2011 года гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В обоснование поданных исков указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории города Вышний Волочёк Тверской области законодательства, регламентирующего сбор, хранение и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора. Проверкой установлено, что на указанных в исках территориях находятся несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов и мусора. Образование указанных свалок приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, нарушает требования к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и окружающую среду, закреплённые в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Нарушения природоохранного и санитарного законодательства прямо затрагивают интересы неопределённого круга лиц, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.

В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураев С.В. иски поддержал по основаниям, в них указанных.

В судебном заседании представитель ответчика Архипов Д.А. иски признал в части возложения обязанности по организации устранения несанкционированных свалок. В части иска о признании незаконным бездействия по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов и мусора иски не признал, пояснив, что Администрация города Вышний Волочёк Тверской области заключила муниципальный контракт с ООО «Ресурс» на предмет содержания территории города. Наличие несанкционированных свалок на указанных в исковых заявления территориях не оспаривает.

Заслушав объяснение заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иски подлежат удовлетворению.

Из актов осмотра территории и приложенных к ним фотографий следует, что имеются несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов и мусора на территории проезжей части по <адрес> до отделения почтовой связи <№>, расположенного по адресу: <адрес>; на <адрес>, в районе <адрес>; на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от берега Вышневолоцкого водохранилища; на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>; на территории по <адрес> на пересечении с переулком <адрес>; на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>; на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, до <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Наличие несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов и мусора в отмеченных местах ответчик не оспаривает.

Согласно ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопросов местного значения муниципального района указано на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В п. 24 ч. 1 ст. 16 данного Закона в качестве вопросов местного значения городского округа указано на организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.24 ст.10 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочёк», к вопросам местного значения города Вышний Волочёк относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу подп.25 п.2 ст.41 Устава города Вышний Волочёк, в пределах своих полномочий администрация города Вышний Волочек организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

В нарушение указанных норм, администрация города Вышний Волочёк Тверской области не организовала своевременный вывоз бытовых отходов и мусора, что привело к возникновению в указанном в заявлении месте <адрес> стихийной свалки.

В соответствии с пунктом 12.7 Постановления Администрации
Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па «О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции уборку и содержание территории соответствующего муниципального образования, включая ликвидацию несанкционированных свалок мусора и уборку территорий.

Согласно п.9.2 данного постановления организации жилищно-коммунального хозяйства на территории жилой застройки обязаны оборудовать контейнерные площадки и установить контейнеры и бункеры накопители для сбора твердых бытовых и крупногабаритных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу п.2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Таким образом, судом установлено, что образование несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов и мусора на территории города Вышнего Волочка ведёт к негативному воздействию на окружающую среду.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В обоснование своей позиции ответчик указывает на заключение муниципального контракта <№> от <дата>, заключённого с ООО «Ресурс», согласно которому ООО «Ресурс» как подрядчик принимает на себя обязательства по содержанию территории города Вышний Волочёк, согласно техническому заданию (Приложение <№>).       

Однако суд полагает, что заключение данного контракта не снимает с администрации города Вышний Волочёк Тверской области как органа местного самоуправления предусмотренные законом и Уставом города Вышний Волочёк полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нарушения природоохранного и санитарного законодательства прямо затрагивают интересы неопределённого круга лиц, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

При решении вопроса о признании незаконным бездействия и о возложении на администрацию города Вышний Волочёк Тверской области обязанности по совершению определённых действий, суд учитывает, что администрация города Вышний Волочёк Тверской области как орган местного самоуправления в пределах своих полномочий производит именно организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В этой связи суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации города Вышний Волочек Тверской области по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора в указанных в исковых заявлениях местах и обязать администрацию города Вышний Волочёк Тверской области организовать устранение несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов и мусора в указанных в исковых заявлениях местах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации города Вышний Волочёк Тверской области по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора:

- на территории проезжей части по <адрес> до отделения почтовой связи <№>, расположенного по адресу: <адрес>;

- на <адрес>, в районе <адрес>;

- на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от берега Вышневолоцкого водохранилища, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от берега Вышневолоцкого водохранилища;

- на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>;

- на территории по <адрес> на пересечении с <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории по <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, до <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, и об обязании организовать устранение несанкционированной свалки на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, до <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию города Вышний Волочёк Тверской области в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать устранение несанкционированных свалок:

- на территории проезжей части по <адрес> до отделения почтовой связи <№>, расположенного по адресу: <адрес>;

- на <адрес>, в районе <адрес>;

- на территории, находящейся на окраине <адрес>, вдоль грунтовой дороги, на расстоянии семидесяти метров от берега Вышневолоцкого водохранилища;

- на территории по <адрес>, после пересечения с <адрес>;

- на территории по <адрес> на пересечении с <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес> от <адрес> до <адрес>;

- на территории проезжей части по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, до <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                             Д.Л.Кяппиев

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 08 ноября 2011 года решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 17 августа 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Администрации города Вышний Волочек - без удовлетворения.