Дело № 2-1341/2011 Решение Именем Российской Федерации Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Кяппиева Д.Л., при секретаре Крылове А.М., с участием старшего помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Румянцевой А.А., представителя ответчика, Государственного учреждения «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения», Быкиевой Е.В., представителя ответчика, Министерства социальной защиты населения Тверской области, Лукиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в городе Вышнем Волочке Тверской области 21 ноября 2011 года гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения», Министерству социальной защиты населения Тверской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, установил: Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Государственному учреждению «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения и Министерству социальной защиты населения Тверской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу солидарно устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в помещении ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения», находящегося по адресу: <адрес>, а именно: оштукатурить или защитить огнезащитными материалами внутренние стены, перегородки, потолки комнат и кабинетов. В обоснование иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности вГосударственном учреждении «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения», находящегося по адресу: <адрес>. Учредителем ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» является Министерство социальной защиты населения Тверской области. В результате проверки выявлено, что в здании ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в комнатах и кабинетах здания дома-интерната не восстановлена штукатурка внутренних стен, перегородок и потолков, что является нарушением п.36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N313. Поскольку в здании ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» меняется количество проживающих людей, а также меняется штат сотрудников, выявленные нарушения требований пожарной безопасности затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц. Эксплуатация комнат и кабинетов ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» с имеющимся нарушением требований пожарной безопасности может в случае пожара повлечь гибель значительного числа людей, круг которых определить невозможно, и уничтожение имущества. В судебном заседании старший помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Румянцева А.А. поддержала иск по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнила требование и просила обязать ответчиков в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу солидарно устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные нарушения требований пожарной безопасности. Представитель ответчика, ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения», Быкиева Е.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что самостоятельные денежные средства у учреждения отсутствуют. Представитель ответчика, Министерства социальной защиты населения Тверской области, Лукина Н.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в настоящее время составлена сметная документация на капитальный ремонт здания дома-интерната, в котором предусмотрены работы, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности. Однако денежные средства выделены только в отношении комнат, в которых находятся постояльцы дома-интерната. В дальнейшем будут проводиться работы по выделению денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности и в кабинетах. Просила установить срок для устранения нарушений в пять месяцев. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, консультацию специалиста, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании п.1 устава ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, медицинском и медико-бытовом обслуживании. Здание дома-интерната предоставлено ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» Комитетом по управлению имуществом Тверской области на праве оперативного управления, что подтверждается распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области №233 от 26 мая 2006 года (л.д.20-21). В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 29 декабря 2010 года) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. На основании ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. <дата> Отделом надзорной деятельности по городу Вышний Волочек и Вышневолоцкому району Тверской области проведена выездная плановая проверка ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» по адресу: <адрес>. В результате проверки было выявлено, что в здании ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» пятой степени огнестойкости имеется ряд нарушений требований пожарной безопасности, в том числе: в комнатах и кабинетах здания дома-интерната не восстановлена штукатурка внутренних стен, перегородок и потолков, что является нарушением пункта 36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии с п.36 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению. Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть учреждение, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления. Согласно ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу п.3 учредителем ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» является департамент социальной защиты населения. Согласно подпункту «з» п.1 раздела I Перечня исполнительных органов государственной власти Тверской области, утверждённого постановлением Губернатора Тверской области от 31 августа 2011 года № 31-пг, Министерство социальной защиты Тверской области являются областными исполнительными органами государственной власти Тверской области. В силу п.7 Положения о Министерстве социальной защиты населения Тверской области, утверждённого постановлением Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 71-пп, Министерство социальной защиты населения Тверской области является правопреемником департамента социальной защиты населения Тверской области. Следовательно, учредителем ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» является Министерство социальной защиты населения Тверской области. В соответствии с п.9 Устава Дом-интернат финансируется из областного бюджета. В соответствии с п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. В силу п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». При этом суд учитывает, что предметом спора является не требования о взыскании денежных средств с ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» в связи с невыполнением денежных обязательств, но требование о возложении обязанности по совершению действий, направленных на устранение нарушений требований в области пожарной безопасности. В связи с тем, что учредителем ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» является Министерство социальной защиты населения Тверской области как исполнительный органом государственной власти Тверской области, по причине финансового обеспечения деятельности учреждения за счёт средства областного бюджета Тверской области, суд полагает, что ответчики несут солидарную обязанность по устранению установленных нарушений требований пожарной безопасности. Поскольку в здании дома-интерната постоянно меняется количество проживающих в нём лиц, а также меняется штат сотрудников, выявленные нарушения требований пожарной безопасности нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц. Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Одним из способов защиты граждански прав, предусмотренным ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В этой связи суд считает необходимым возложить на ГУ «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» и Министерство социальной защиты образования Тверской области солидарную обязанность по устранению нарушений требований в области пожарной безопасности. Относительно срока совершения действий, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности, суд, учитывая позицию прокурора, принимая во внимание отсутствие самостоятельных денежных средств, факт финансирования учреждения из бюджета Тверской области, полагает необходимым установить его в размере пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать Государственное учреждение «<данные изъяты> дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения» и Министерство социальной защиты населения Тверской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу солидарно устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - оштукатурить или защитить огнезащитными материалами внутренние стены, перегородки, потолки комнат и кабинетов дома-интерната, находящегося по адресу: <адрес>. Мотивированное решение суда изготовлено 25 ноября 2011 года Судья Д.Л.Кяппиев