О включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии и о признании права на пенсию (2-1329/20011)



Дело № 2-1329/11

Решение

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года

Вышневолоцкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.С.,

с участием истца Батурской И.А.,

представителя ответчика Стеблины В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батурской И.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии и о признании права на пенсию,

установил:

Батурская И.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, указывая, что <дата> ей была назначена льготная пенсия за работу на Крайнем Севере. Стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил более 15 лет, истец является матерью троих детей, рождённых в районе Крайнего Севера в 1980, 1983 и 1990 годах.С мая 2011 года ответчик уменьшил размер получаемой ею пенсии, исключив из льготного стажа период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с <дата> по <дата>.

Батурская И.А. просит включить в специальный трудовой стаж указанный период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком и восстановить право на пенсию в прежнем размере.

В судебном заседании истец Батурская И.А. поддержала иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области по доверенности Стеблина В.Г. иск не признал по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Из представленных возражений следует, что с <дата> Батурской И.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон от 17.12.2001), согласно которому трудовая пенсия по старости назначается гражданам ранее достижения общеустановленного возраста, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 20 лет (для женщин).

На основании п.7 ст. 14 Закона от 17.12.2001 г. лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 4444,60 рублей в месяц.

В соответствии с ч.З ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 указанного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 указанного Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии Батурской И.А. необходим специальный стаж не менее 15 лет. Для установления отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации не свыше 1,4 также необходим специальный стаж не менее 15 лет, поскольку по состоянию на <дата> она не проживала в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - согласно паспорту с <дата> Батурская И.А. зарегистрирована по <адрес>.

Уточнённый период работы истицы в районах Крайнего Севера составляет 14 лет 4 месяца 28 дней, поскольку при повторной проверке пенсионного дела выявлена ошибка в исчислении её специального стажа. Согласно справке о заработной плате от <дата> <№>, выданной архивным отделом Администрации города <данные изъяты> за период с <дата> по <дата>, Батурская И.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет в период с <дата> по <дата> (приказ от <дата> <№>, приказ от <дата> <№>-к) и уволена с <данные изъяты> <дата> (приказ от <дата> <№>-к).

В соответствии с действующим законодательством в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу на Крайнем Севере, включаются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет до 6 октября 1992 года.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 установлено: «Увеличить повсеместно с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет». Согласно п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 №375/24-11 время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.

Таким образом, время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет может засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку данный отпуск засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, при назначении пособий, государственных пенсий, исключая льготные, выплаты вознаграждений, надбавок, в случаях, когда от стажа зависит предоставление каких-либо льгот.

В соответствии с п.7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года 3375/24-1 Батурской И.А. были засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, только периоды нахождения в отпусках по уходу за ребёнком до трёх лет до 06.10.1992 года, поскольку Законом Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) внесены изменения в статью 167 КЗоТ РФ. Данная статья была изложена в новой редакции и вступила в силу с 06.10.1992 года. С этой даты период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере Батурской И.А., был необоснованно включён период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 06.10.1992 года по 30.09.1993 года. При исключении данного периода из льготного стажа, стаж работы Батурской И.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил 14 лет 4 месяца 28 дней.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с <дата> Батурской И.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия по старости назначается гражданам ранее достижения общеустановленного возраста, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 20 лет (для женщин).

Размер пенсии был исчислен с учётом стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет 4 месяца 22 дня. При повторной проверке пенсионного дела истца в специальный трудовой стаж не был включён период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет с 6 октября 1992 года по 30 сентября 1993 года. При исключении данного периода из льготного стажа стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии составил 14 лет 4 месяца 28 дней. Вместе с тем, зачтён в специальный трудовой стаж период нахождения в этом отпуске до 6 октября 1992 года. В соответствии с указанным, размер пенсии уменьшен до 6664 руб. 44 коп.

Как следует из материалов дела, Батурская И.А. находилась в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет в период с <дата> по <дата>.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведённых выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учётом положений статей 6 части 2, 15 части 4, 17 части 1, 18, 19 и 55 части 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребёнком до внесения вышеназванных изменений в законодательство, который был ей предоставлен до 6 октября 1992 года, время нахождения в указанном отпуске подлежит включению в полном объёме в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, то есть по 30 сентября 1993 года.

При таких обстоятельствах является обоснованным требование истицы о восстановлении пенсии в прежнем размере, назначенном с учётом включения в стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет с 6 октября 1992 года по 30 сентября 1993 года.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Батурской И.А. удовлетворить.

Включить в специальный трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии за работу на Крайнем Севере Батурской И.А., период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет с <дата> по <дата>.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области восстановить Батурской И.А. с <дата> размер пенсии с учётом включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 30 сентября 1993 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области в пользу Батурской И.А. уплаченную государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий       Е.В. Сураева