Дело № 2-997/11 Решение Именем Российской Федерации Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Кяппиева Д.Л., при секретаре Крылове А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 18 августа 2011 года гражданское дело по заявлению Кондратьева С.И. о признании незаконным постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата>, установил: Кондратьев С.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Главы муниципального образования МО <данные изъяты> <№> от <дата> об отмене постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.». В обоснование заявления указал, что заявителем <дата> в порядке ст.29, 30.1 Земельного кодекса РФ было подано заявление на имя Главы муниципального образования <данные изъяты> о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м., сроком на 49 лет, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии со ст.30.1 Земельного кодекса РФ в газете <данные изъяты> МО <данные изъяты> <№> (<№>) было опубликовано объявление о приеме заявлений о возможности предоставления данного участка. На основании того, что встречных заявлений не поступало, что подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом МО <данные изъяты> исх. <№> от <дата>, в соответствии с требованиями ст.30.1 Земельного кодекса РФ Главой МО <данные изъяты> <дата> было принято постановление <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.». На основании данного постановления и представленного кадастрового паспорта земельного участка кадастровый номер <№> между заявителем и комитетом по управлению имуществом был заключен договор аренды данного земельного участка. <дата> данный договор аренды со всеми необходимыми документами был представлен заявителем для государственной регистрации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области. Однако после предоставления документов на государственную регистрацию договора аренды земельного участка, заявитель получил уведомление от КУИ МО <данные изъяты> об отмене постановления <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.» постановлением Главы МО <данные изъяты> <№> от <дата>. Однако само постановление заявителю выслано не было. В настоящее время по просьбе заявителя регистрация договора приостановлена до восстановления его прав, нарушенных обжалуемым постановлением. Помимо всего прочего заявитель вынужден был обратиться в Комитет по управлению имуществом МО <данные изъяты> с просьбой выдать обжалуемое постановление Главы МО <данные изъяты>, в чем ему было отказано. Заявитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Заинтересованное лицо Глава муниципального образования <данные изъяты> Галахов А.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на заявленные требования, согласно которому возражает против удовлетворения заявленных требований. <дата> Кондратьев С.И. обратился на имя Главы МО <данные изъяты> с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, без указания конкретного места расположения испрашиваемых участков. В этот же день <дата> на имя Главы МО <данные изъяты> поступило несколько заявлений от иных граждан: ФИО1, ФИО2, ФИО3 (вх. <№>, <№>, <№>, <№>) о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, также без указания конкретного места расположения испрашиваемых участков. <дата> Главой МО <данные изъяты> было принято решение о формировании земельных участков, в том числе двух земельных участков из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, площадью 0,15 га с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (постановление главы МО <данные изъяты> <№> от <дата> «О формировании земельных участков». На основании указанного постановления Главы были сформированы и <дата> поставлены на кадастровый учет два земельных участка в <адрес>, с кадастровыми номерами <№> и <№>, в том числе испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером <№>. Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта установлен пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому после проведения работ по формированию земельного участка, определения его разрешенного использования, уполномоченным органом принимается решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельного участка без торгов (конкурсов, аукционов), после чего осуществляется публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с принятым решением. В данном случае после формирования земельного участка с кадастровым номером <№> решение о проведении торгов на право аренды земельного участка либо о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка, администрацией МО <данные изъяты> не принималось. В газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> администрацией МО <данные изъяты> была опубликована информация о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. метров, по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Данная информация была опубликована с нарушением законодательства, поскольку не был указан кадастровый номер предлагаемого к выделению земельного участка, была сделана ошибочная ссылка на п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (земельный участок был сформирован, поэтому должна быть указана ссылка на ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации), кроме того, не указан срок аренды. Также в газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> было опубликовано аналогичное объявление о приеме заявлений о предоставлении аналогичного земельного участка с такой же площадью и месторасположением. Обращает внимание суда, что именно информацию из газеты <данные изъяты> от <дата> представил заявитель в качестве приложения к своему заявлению. Поскольку на основании постановления Главы было сформировано два земельных участка, расположенных по одинаковому адресу: <адрес>, то идентифицировать по какому именно земельному участку принимаются заявления не представилось возможным. Кроме того, в течение месяца после указанных публикаций, а именно в период с <дата> февраля по <дата> марта текущего года, ни одного заявления о предоставлении предлагаемого к аренде земельного участка, в том числе и от Кондратьева С.И. не поступало. Также отмечено, что договор аренды земельного участка с заявлением в Комитете по управлению имуществом МО <данные изъяты> не числится, отсутствуют какие-либо сведения о заключении договора аренды, начислении арендной платы. Таким образом, правовые основания для предоставления заявителю данного земельного участка в аренду у администрации МО <данные изъяты> отсутствовали. Указанные выше нарушения в порядке предоставления рассматриваемого земельного участка были выявлены в ходе внутренней проверки администрации МО <данные изъяты> правовых актов Главы МО <данные изъяты> по вопросам распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками. В результате чего на основании ст.40 Устава МО <данные изъяты> главой МО <данные изъяты> было принято решение о признании недействующим с момента принятия и отмене постановления Главы МО <данные изъяты> от <дата> <№>, о чем принято оспариваемое заявителем постановление <№> от <дата>. Также заинтересованное лицо считает, что в данном случае имеет место спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства, в связи с чем, считает, что на основании п.4 ст.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч.3 ст.263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление подлежит оставлению без рассмотрения. Исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявления необходимо отказать. Суд не может согласиться с правовой позицией заинтересованного лица о наличии спора о праве, поскольку заявитель не оспаривает существующее право на земельный участок, оспариваемое постановление касается исключительно порядка предоставления земельного участка заявителю на определённом вещном праве. Из материалов дела усматривается, что заявителем <дата> в порядке ст.ст.29, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации было подано заявление на имя Главы муниципального образования <данные изъяты> о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м., сроком на 49 лет, расположенного по адресу: <адрес>. В данном заявлении не указано конкретное месторасположение земельного участка. Согласно заявлениям от <дата> с аналогичными заявлениями к Главе МО <данные изъяты> о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> обратились граждане: ФИО1. ФИО2, ФИО3 Конкретное место расположения испрашиваемых земельных участков не указано. Согласно постановлению главы МО <данные изъяты> <№> от <дата> принято решение о формировании двух земельных участков из земель населенных пунктов по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. метров, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) земельный участок, кадастровый номер <№>, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. метров поставлен на кадастровый учет <дата>. Как следует из письменного отзыва заинтересованного лица - Главы МО <данные изъяты>, представленного в судебное заседание, на кадастровый учет <дата> был поставлен и земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. метров. Согласно объявлению в газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> Администрация МО <данные изъяты> в соответствии с п.3.ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ информировала население о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. метров по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Согласно объявлению в газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> Администрация МО <данные изъяты> в соответствии с п.3.ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ информировала население о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. метров по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> от <дата> <№> Кондратьеву С.И. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, для использования в целях: для индивидуального жилищного строительства, площадью 0,15 га. Из сообщения Комитета по управлению имуществом МО <данные изъяты> от <дата> <№> следует, что по истечении месяца со дня опубликования сообщения в газете <данные изъяты> <№> от <дата> о приеме заявлений о предстоящем предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. метров, по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, встречных заявлений не поступало. Согласно договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от <дата> и передаточного акта от <дата>, Комитет по управлению имуществом МО <данные изъяты> (Арендодатель) предоставил Кондратьеву С.И. (Арендатору) в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <№>, находящийся по адресу: <адрес>, для использования в целях: для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в кадастровом плане, общей площадью 1500 кв. метров. Срок аренды с <дата> марта 2011 года по <дата> марта 2060 года. Согласно расчету сумма арендной платы в год за арендуемый земельный участок составила 2507 рублей 40 копеек. Из постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата> следует, что в должность главы муниципального образования <данные изъяты> с <дата> вступил Галахов А.Е. Из постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> от <дата> <№> следует, что в связи с нарушением порядка оформления прав на земельный участок, установленного ст.30.1 ЗК РФ, в соответствии со ст.40 Устава муниципального образования <данные изъяты> от <дата> постановление главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.» считается недействующим с момента принятия и отменено. Из уведомления Комитета по управлению имуществом от <дата> <№> следует, что постановление главы МО <данные изъяты> <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.» отменено постановлением главы МО <данные изъяты> <№> от <дата>. Рекомендовано обратиться в Комитет по управлению имуществом МО <данные изъяты> для выяснения обстоятельств. Согласно п. п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Для решения вопроса о признании незаконным постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата> об отмене постановления <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.», суд полагает необходимым рассмотреть в рамках данного дела вопрос о законности издания Главой муниципального образования <данные изъяты> постановления от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.». В соответствии со ст.38 Земельного кодекса Российской Федерации приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в соответствии с п.4 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому после проведения работ по формированию земельного участка, определения разрешенного использования земельного участка, уполномоченным органом принимается решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов), после чего осуществляется публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) осуществляется на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; Согласно п.1, 3 ст.30.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 ст.24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Судом установлено, что после формирования земельного участка с кадастровым номером <№> администрацией МО <данные изъяты> не принималось решение о проведении торгов на право аренды земельного участка, а также о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка Как следует из материалов дела в газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> администрацией МО <данные изъяты> была опубликована информация о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. метров, по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, однако, данная информация опубликована с нарушением законодательства, поскольку не указан кадастровый номер предлагаемого к выделению земельного участка, не указан срок аренды, а также сделана ошибочная ссылка на п.3 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (земельный участок был сформирован, поэтому должна быть указана ссылка на ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации). Аналогичное заявление было опубликовано в газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> о приеме заявлений о предоставлении аналогичного земельного участка с такой же площадью и месторасположением. Поскольку на основании постановления главы было сформировано два земельных участка, расположенных по одинаковому адресу: <адрес>, то идентифицировать, по какому именно земельному участку принимаются заявления, невозможно. Как видно из уведомления Комитета по управлению имуществом МО <данные изъяты> от <дата> <№> по истечении месяца со дня опубликования сообщения в газете <данные изъяты> <№> (<№>) от <дата> о приеме заявлений о предстоящем предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1500 кв. метров, по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, встречных заявлений не поступало. Таким образом, правовые основания для предоставления заявителю данного земельного участка в аренду у администрации МО <данные изъяты> отсутствовали. В соответствии со ст.40 Устава муниципального образования <данные изъяты> муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления <данные изъяты>, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправление отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Тверской области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Тверской области). В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Согласно ст.48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт. При этих условиях, издав постановление <№> от <дата> «Об отмене постановления МО <данные изъяты> <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.», глава муниципального образования <данные изъяты> действовал в пределах своих полномочий с соблюдением требований к форме правового акта, порядку его принятия. Постановление <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.» как не соответствующее закону правомерно отменено постановлением <№> от <дата>. В этой связи суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требования. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Отказать в удовлетворении заявления Кондратьева С.И. о признании незаконным постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата> «Об отмене постановления Главы муниципального образования <данные изъяты> <№> от <дата> «О предоставлении в аренду земельного участка Кондратьеву С.И.». Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Д.Л. Кяппиев