Дело № 2-1416/2011 Решение Именем Российской Федерации «09» декабря 2011 года г.Вышний Волочек Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Олейник Н.Н., при секретаре Юматовой О.А., с участием заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулакова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора о признании противоречащими закону положений Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек», УСТАНОВИЛ: Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону положений Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек». В обоснование иска указано, что 5 августа 1996 года на заседании Совета города Вышнего Волочка был принят Устав города Вышнего Волочка. Решениями Вышневолоцкой городской Думы от 22 октября 1996 года №1, от 30 апреля 1997 года №40, от 23 сентября 1997 года №70, от 26 мая 1998 года №126, от 24 октября 1998 года №158, от 18 мая 1999 года №191, от 22 февраля 2000 года №249, от 4 сентября 2000 года №306, от 28 ноября 2000 года №10 и от 29 мая 2001 года №49 в Устав города Вышнего Волочка вносились изменения и дополнения. Решением Вышневолоцкой городской Думы от 19 августа 2005 года №69 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» от 31 августа 2005 года №67) Устав города Вышнего Волочка был изложен в новой редакции. Данным решением, кроме того, было установлено изменённое наименование этого нормативного правового акта - Устав муниципального образования «Город Вышний Волочёк». В Устав были внесены изменения решениями Вышневолоцкой городской Думы от 31 августа 2007 года №268 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» от 10 сентября 2007 года № 78) и от 18 апреля 2008 года № 370 (опубликовано в газете «Вышневолоцкая правда» от 22 апреля 2008 года № 36). Прокурор указывает, что в период с 2008 года по 2011 год в федеральном законодательстве произошли многочисленные изменения, касающиеся организации местного самоуправления, однако на протяжении этого времени изменения в Устав муниципального образования «Город Вышний Волочёк», необходимые для приведения его в соответствие с законом, не вносились. Вследствие этого прокурор считает, что в настоящее время Устав содержит ряд положений, противоречащих Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другим федеральным законам. Прокурор считает, что подпункт 2 пункта 1 статьи 10.1 Устава, противоречит части 2 статьи 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - пункт 2 статьи 10.1 Устава противоречит части 1 статьи 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части, касающейся определения видов доходов местного бюджета, за счёт которых органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесённые к вопросам местного значения; - подпункты 3 и 5 пункта 1 статьи 11 Устава противоречат пунктам 3 и 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Устава противоречит пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений не входит в настоящее время в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования; - пункты 5, 6, 7 и 8 статьи 33 Устава противоречат нормам частям 13,14 статьи 35, пункту 2 части 4 и пункту 4 части 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - абзац первый пункта 1 статьи 34 Устава, противоречит пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 9 ноября 2009 года № 250-ФЗ); - подпункт 2 пункта 1 статьи 36 Устава, предусматривающий полномочия Мэра города Вышний Волочёк на подписание и обнародование решения Вышневолоцкой городской Думы в порядке, установленном Уставом, противоречит требованиям частей 13 и 14 статьи 35, пункта 4 части 2 и пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - пункт 4 статьи 42 Устава противоречит требованиям пунктов 5,6 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июня 2010 года № 117-ФЗ), а также пунктам 4 и 5 статьи 20 Избирательного кодекса Тверской области. Таким образом, прокурор полагает, что Устав муниципального образования «Город Вышний Волочёк» подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством. На основании изложенного, прокурор просит суд признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения в законную силу следующие положения Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек»: подпункт 2 пункта 1 статьи 10.1, абзац первый пункта 1 статьи 34, пункт 4 стать 42 - полностью; пункт 2 статьи 10.1 - в части определяющей виды доходов местного бюджета, за счет которых органы местного самоуправления города Вышний Волочек вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа; подпункт 3 пункта 1 статьи 11 - в части, которая устанавливает полномочия органов местного самоуправления города Вышний Волочек по финансированию муниципальных учреждений независимо от их типа; подпункт 5 пункта 1 статьи 11 - в части, которая устанавливает полномочия органов местного самоуправления города Вышний Волочек по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; подпункта 6 пункта 1 статьи 31 - в части, которая относит к исключительной компетенции Вышневолоцкой городской Думы определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений; пункты 5,6,7 и 8 статьи 33 - в части, которая предоставляет Мэру города Вышний Волочек полномочия на подписание и обнародование решений Вышневолоцкой городской Думы, не являющихся нормативными правовыми актами, и право на отклонение таких решений Вышневолоцкой городской Думы; подпункт 2 пункта 1 статьи 36 - в части, которая предоставляет Мэру города Вышний Волочек полномочия на подписание и обнародование решений Вышневолоцкой городской Думы, не являющихся нормативными правовыми актами. Заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулаков С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Представитель заинтересованного лица Вышневолоцкой городской Думы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представлено. Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего. В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что решением Вышневолоцкой городской Думы №69 от 19 августа 2005 года Устав города Вышнего Волочка, принятый 05 августа 1996 года, был изложен в новой редакции. Устав Муниципального образования «Город Вышний Волочек» зарегистрирован в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному Федеральному округу 27 декабря 2005 года. Устав Муниципального образования «Город Вышний Волочек» официально опубликован в газете «Вышневолоцкая правда», номер выпуска 67 (13600) от 31 августа 2005 года. Решениями Вышневолоцкой городской Думы от 31 августа 2007 года №268 и от 18 апреля 2008 года №370 в Устав Муниципального образования «Город Вышний Волочек» были внесены изменения. Данные решения были опубликованы в газете «Вышневолоцкая правда» номер выпуска 78(13816) от 10 сентября 2007 года и №36 (13890) от 22 апреля 2008 года соответственно. Из содержания Устава Муниципального образования «Город Вышний Волочек» следует, что подпункт 2 пункта 1 статьи 10.1 предусматривает право органов местного самоуправления города Вышний Волочек на участие в организации и финансировании проведения на территории города Вышний Волочек общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев городского округа, создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года, создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа, оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа, создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи, создание муниципальной пожарной охраны, создание условий для развития туризма. Таким образом, в настоящее время органы местного самоуправления города Вышний Волочек не имеют правовых полномочий для организации и финансирования проведения на территории города Вышний Волочек общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в связи с чем указанный пункт Устава противоречит федеральному законодательству. Пункт 2 статьи 10.1 Устава предоставляет органам местного самоуправления города Вышний Волочек право решать вопросы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии с федеральными законами), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Тверской области, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета Тверской области). Часть 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Таким образом, указанный пункт Устава в части, касающейся определения видов доходов местного бюджета, за счет которых органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенных к вопросам местного значения, противоречит федеральному законодательству. Согласно подпунктам 3 и 5 пункта 1 статьи 11 Устава Муниципального образования «Город Вышний Волочек» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Вышний Волочек обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Подпунктами 3 и 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, а именно: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Таким образом, полномочия органов местного самоуправления по финансированию муниципальных учреждений в настоящее время дифференцированы в зависимости от типа этих учреждений. Кроме того, из полномочий органов местного самоуправления изъято регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. На основании изложенного, суд признает подпункт 3 пункта 1 статьи 11 данного Устава в части, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления города Вышний Волочек по финансированию муниципальных учреждений независимо от их типа, а также подпункт 5 пункта 1 статьи 11 данного Устава в части, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления города Вышний Волочек по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, противоречащими федеральному законодательству. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 Устава Муниципального образования «Город Вышний Волочек» к исключительной компетенции Вышневолоцкой городской Думы отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесено определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Учитывая, что в настоящее время к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования не относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, суд приходит к выводу о признании подпункта 6 пункта 1 статьи 31 указанного Устава, в части определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, противоречащим федеральному законодательству. В соответствии с положениями пунктов 5-8 статьи 33 Устава Муниципального образования «Город Вышний Волочек» решения, принятые Вышневолоцкой городской Думой, в течение десяти дней направляются Мэру города Вышний Волочек для подписания и официального опубликования. Решение Вышневолоцкой городской Думы подписывается или отклоняется Мэром города Вышний Волочек в течение десяти дней со дня поступления Мэру города Вышний Волочек. Мэр города Вышний Волочек вправе отклонить решение Вышневолоцкой городской Думы, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству, недостаточно обеспечено финансовыми средствами или ущемляет интересы жителей города Вышний Волочек. Отклоненное решение возвращается в Вышневолоцкую городскую Думу с мотивированным обоснованием либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений не позднее десяти дней с момента поступления решения Мэру города Вышний Волочек. Отклоненное решение вновь рассматривается Вышневолоцкой городской Думой в течение месяца со дня поступления. При этом, если решение Вышневолоцкой городской Думы будет вновь одобрено в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов Вышневолоцкой городской Думы, то решение подлежит подписанию Мэром города Вышний Волочек в течение семи дней и обнародованию. В месте с тем согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. Согласно пункту 2 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Часть 14 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Согласно пункту 1 статьи 35 Устава Муниципального образования «Город Вышний Волочек» Мэр города Вышний Волочек возглавляет администрацию города Вышний Волочек и руководит ее работой. Пункт 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. На основании изложенного следует, что полномочия по подписанию и обнародованию решений Вышневолоцкой городской Думы, не являющихся нормативными правовыми актами, принадлежат председателю Вышневолоцкой городской Думы, а не Мэру города Вышний Волочек. Таким образом, пункты 5-8 статьи 33 Устава в части, предоставляющей Мэру города Вышний Волочек полномочия на подписание и обнародование решений Вышневолоцкой городской Думы, не являющихся нормативными правовыми актами, право на отклонение таких решений Вышневолоцкой городской Думы, являются противоречащими федеральному законодательству. Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 34 Устава депутатом Вышневолоцкой городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года. Данный пункт Устава суд также находит противоречащим федеральному законодательству, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. Подпункт 2 пункта 1 статьи 36 Устава устанавливает, что Мэр города Вышний Волочек подписывает и обнародует решения Вышневолоцкой городской Думы в порядке, установленном настоящим Уставом. Однако данный подпункт Устава противоречит требованиям частей 13,14 статьи 35, пункта 4 части 2 и пункта 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку Мэру города Вышний Волочек не могут быть предоставлены полномочия по подписанию и обнародованию решений представительного органа муниципального образования, не являющихся нормативными правовыми актами. Пункт 4 статьи 42 Устава предусматривает, что избирательная комиссия города Вышний Волочек формируется Вышневолоцкой городской Думой в количестве 9 членов с правом решающего голоса, срок полномочий избирательной комиссии города Вышний Волочек - 4 года. Вместе с тем, согласно положениям пунктов 5,6 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Избирательная комиссия городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. В соответствии с положениями пунктов 4,5 статьи 20 Избирательного кодекса Тверской области от 07 апреля 2003 года №20-ЗО срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет. Избирательная комиссия городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Таким образом, пункт 4 статьи 42 Устава противоречит федеральному законодательству. Судом установлено, что оспариваемые прокурором положения Устава Муниципального образования «Город Вышний Волочек» противоречат федеральному законодательству, в связи с чем требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 253, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявленные требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора о признании противоречащими закону положений Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек» удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек», принятого 5 августа 1996 года, в редакции решений Вышневолоцкой городской Думы от 19 августа 2005 года №69, от 31 августа 2007 года №268 и от 18 апреля 2008 года №370, а именно: - подпункт 2 пункта 1 статьи 10.1, абзац первый пункта 1 статьи 34, пункт 4 стать 42 - полностью, - пункт 2 статьи 10.1 - в части определяющей виды доходов местного бюджета, за счет которых органы местного самоуправления города Вышний Волочек вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, - подпункт 3 пункта 1 статьи 11 - в части, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления города Вышний Волочек по финансированию муниципальных учреждений независимо от их типа, - подпункт 5 пункта 1 статьи 11 - в части, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления города Вышний Волочек по регулированию тарифов на товары и услуги организацией коммунального комплекса, - подпункта 6 пункта 1 статьи 31 - в части, которая относит к исключительной компетенции Вышневолоцкой городской Думы определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений, - пункты 5,6,7 и 8 статьи 33 - в части, которая предоставляет Мэру города Вышний Волочек полномочия на подписание и обнародование решений Вышневолоцкой городской Думы, не являющихся нормативными правовыми актами, и право на отклонение таких решений Вышневолоцкой городской Думы, - подпункт 2 пункта 1 статьи 36 - в части, которая предоставляет Мэру города Вышний Волочек полномочия на подписание и обнародование решений Вышневолоцкой городской Думы, не являющихся нормативными правовыми актами. После вступления решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Вышневолоцкая правда». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.