Дело № 2-1357/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «07» ноября 2011 года г. Вышний Волочек Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Олейник Н.Н., при секретаре Юматовой О.А., с участием прокурора Кулакова С.А., заявителя Зернова Р.Н., представителей заявителя Нижинского А.Л. и Рябинина М.Н., представителя заинтересованного лица Уваровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зернова Р.Н. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек и об обязании Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка зарегистрировать кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек, Зернов Р.Н. обратился в суд с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек и об обязании Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка зарегистрировать кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек. В обоснование заявленных требований Зернов Р.Н. указал, что 02 ноября 2011 года Территориальной избирательной комиссией города Вышний Волочек принято решение об отказе ему в регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек Зернова Р.Н. Заявитель полагает, что данное решение принято Территориальной избирательной комиссией с нарушением положений Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка от 22 января 2011 года создана рабочая группа по проверке достоверности и полноты документов, представляемых кандидатами, в составе трех членов Территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса: ФИО1, ФИО2 и ФИО3 Иных документов о составе рабочей группы Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка не выносилось. Постановлением Территориальной избирательной комиссией города Вышнего Волочка от 20 сентября 2011 года определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек - 859 подписей и предельное количество подписей избирателей, представляемое кандидатом в избирательную комиссию города Вышний Волочек для регистрации на должность Мэра города Вышний Волочек - 944 подписи. Согласно Постановлению Территориальной избирательной комиссией города Вышнего Волочка от 02 ноября 2011 года недостоверными и недействительными признаны 88 подписей, то есть 9,33% от общего числа представленных подписей, достоверными признаны 855 подписей избирателей, что является недостаточным количеством достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек. Вместе с тем, количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей, указанных в итоговом протоколе составляет 86. Таким образом, имеет место указание на разное количество подписей, признанных недостоверными: в итоговом протоколе - 86, в обжалуемом постановлении - 88. Заявитель указывает на допущенные Территориальной избирательной комиссией нарушения положений пункта 7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в итоговом протоколе и обжалуемом решении Территориальной избирательной комиссии имеют место разные сведения о недействительных подписях. Однако основным принципом составления итогового протокола является гласность и определенность, поскольку кандидат имеет право на получение сведений относительно как общего количества недействительных (недостоверных) подписей, так и относительно оснований (причин) признания их таковыми. По своей юридической природе итоговый протокол является документом, составляемым по окончании проверки подписных листов, поэтому какие либо новые сведения, относительно проверенных подписных листов, не могут иметь место. В противном случае это противоречит самой сути данного документа и нарушает избирательные права кандидата, в том числе право на гласное проведение выборов. Заявителю не был представлен документ, в котором содержится указание на подписи, которые признаны недействительными, с указанием номеров данных подписей, номеров подписных листов, оснований и причин признания данных подписей недействительными (недостоверными). Исходя из содержания пункта 7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. Таким образом, самостоятельно избирательная комиссия без наличия заявления об отмене ее решений, не может увеличить то количество подписей, признанных недействительными, которое указано в итоговом протоколе. В связи с чем, следует исходить из количества подписей избирателей, признанных недействительными и указанных в итоговом протоколе, а именно в количестве 86 подписей. Кроме того, заявитель полагает, что, исходя из положений статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, имеющиеся в протоколе ссылки на ошибки в подписных листах, которые носят технический характер (описки и опечатки), не могут являться основанием для отмены, либо признания подписного листа недействительным. Законные основания для признания недействительными подписных листов, указанных в итоговом протоколе, и соответственно всех подписей избирателей в данных подписных листах в общем количестве 86 подписей, отсутствуют. Сбор подписей и выдвижение кандидата Зернова Р.Н. на должность Мэра города Вышний Волочек согласуется с нормами Конституции Российской Федерации, Федерального закона №67-ФЗ и Избирательного кодекса Тверской области. На основании изложенного заявитель просит суд отменить решение Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка от 02 ноября 2011 года и обязать Территориальную избирательную комиссию города Вышнего Волочка зарегистрировать кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек Зернова Р.Н. В представленном суду дополнении к заявлению указано, что члены рабочей группы Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка признали недействительными все подписи, находящиеся в подписных листах №30, №50, №86. Основанием признания подписей избирателей недействительными, как указано в ведомостях, явились исправления в дате заверения подписного листа кандидатом. В итоговом протоколе недействительными признаны все подписи избирателей в подписных листах, в которых имеются исправления дат подписи кандидатом и лицом, осуществлявшим сбор подписей, в количестве 29. Однако, ни Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Избирательным кодексом Тверской области, а также Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка №01-07/113 от 30 сентября 2011 года «О порядке приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, представляемых кандидатами в избирательную комиссию при проведении выборов Мэра города Вышний Волочек» не установлено такого обстоятельства, при котором признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, в случае если исправления в дату заверения подписного листа избирателей внесены самим кандидатом. Недействительными могут быть признаны все подписи избирателей в подписном листе, при условии, если имеются исправления в дате заверения подписного листа сборщиком подписей. С учетом изложенного заявителем оспаривается законность признания недействительными подписей избирателей в подписных листах №30, №50, №86 в общем количестве 29 подписей. В судебном заседании заявитель и его представители Нижинский А.Л. и Рябинин М.Н. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. При этом представитель заявителя Нижинский А.Л. уточнил, что заявителем также оспаривается признание недействительными следующих подписей: в подписном листе №11 подписи в строке №6, в подписном листе №16 подписи в строке №1, в подписном листе №36 подписи в строке №5, в подписном листе №73 подписи в строке №8. По утверждению представителя Нижинского А.Л. исправлений, неточностей, а также неполноты сведений данные подписи не имеют, правовых оснований для признания их недействительными не имеется. Кроме того, представитель заявителя Нижинский А.Л. считает необоснованным признание недействительной одной из подписей в подписном листе №62 на основании справки эксперта №56 от 29 октября 2011 года, поскольку при визуальном сравнении строк №8 и №10 в подписном листе №62 видно, что дата внесения подписи проставлена разными лицами. По мнению представителя заявителя Нижинского А.Л. справка эксперта, на основании которой подпись признана недействительной, не является экспертным заключением и не может рассматриваться в качестве основания для признания одной из подписей избирателей недействительной. Кроме того, представитель заявителя Нижинский А.Л. пояснил, что заявителем из 29 подписей избирателей в подписных листах №30, №50, №86 и №91 оспаривается признание недействительными только 25 подписей в подписных листах №30, №50, №86. Представитель Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка, привлеченной судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Уварова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что проверка подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек, произведена в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений закона при признании подписей избирателей недействительными и недостоверными допущено не было. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, заключение прокурора, согласно которому заявленные требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований Зернова Р.Н. отказать, исходя при этом из следующего. В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 названного Федерального закона. Пунктом 1 статьи 37 данного Федерального закона предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. В соответствии с положениями подпункта «д» пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона, основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичные норма содержится в Избирательном кодексе Тверской области от 07 апреля 2003 года №20-ЗО (подпункт «д» пункта 8 статьи 36). Судом установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка №01-07/22 от 22 января 2011 года создана рабочая группа по проверке достоверности и полноты документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в составе трех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса: ФИО1, ФИО2 и ФИО3 (копия постановления - л.д.41). Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка №01-07/107 от 20 сентября 2011 года определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации на должность мэра города Вышний Волочек - 859 подписей избирателей и предельное количество подписей избирателей, предоставляемое кандидатом в избирательную комиссию для регистрации кандидатом на должность мэра города Вышний Волочек - 944 подписи избирателей (копия постановления - л.д.40). Территориальной избирательной комиссией города Вышнего Волочка проведена проверка подписных листов с 943 подписями избирателей. Согласно итоговому протоколу из 943 подписей избирателей недействительными признано 86 подписей, из них 4 на основании подпункта «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с наличием исправлений в сведениях об избирателе, 19 на основании подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с наличием исправлений в дате внесения подписи избирателя, 4 на основании подпункта «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с неполными паспортными данными избирателя и неполным адресом местожительства, 5 на основании подпункта «б» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с местожительством избирателя за пределами избирательного округа, 29 на основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с исправлением в дате подписного листа кандидатом и лицом, осуществляющим сбор подписей, 16 на основании подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в связи с несоответствием действительности сведений об избирателе, 9 в соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ на основании справки эксперта №56 от 29 октября 2011 года. Кроме того, в итоговом протоколе имеется указание на проведение МО МВД России «Вышневолоцкий» проверки подписей избирателей в пределах подписей исследованных экспертами и учете результатов данной проверки при принятии комиссией решения (копия протокола - л.д. 16). В установленный требованиями пункта 7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ срок копия протокола и копии ведомостей проверки подписных листов переданы кандидату на должность Мэра города Вышний Волочек Зернову Р.Н. (копия расписки - л.д.26, копия уведомления - л.д.27). Постановлением Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка от 02 ноября 2011 года №01-07/144 Зернову Р.Н. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра города Вышний Волочек, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей (копия постановления - л.д.28). Из содержания постановления следует, что кандидатом на должность Мэра города Вышний Волочек Зерновым Р.Н. на проверку представлено 943 подписи избирателей в поддержку его выдвижения, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Избирательного кодекса Тверской области проверены в полном объеме, из них недостоверными и недействительными на основании ответов МО МВД России «Вышневолоцкий» №56 от 29 октября 2011 года, №76 и №84 от 01 ноября 2011 года, отделения УФМС России по Тверской области в Вышневолоцком районе от 29 октября 2011 года №7626 и №7627, пункта 6.3, подпунктов «б», «в», «г», «е», «ж», «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» признаны 88 подписей, то есть 9,3% от общего числа представленных подписей. Достоверными признаны 855 подписей избирателей, что является недостаточным количеством достоверных подписей избирателей для регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек. Из объяснений представителя Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка Уваровой Н.Н., данных в судебном заседании, следует, что после составления итогового протокола 2 подписи избирателей были признаны недостоверными на основании справок эксперта №76 и №84 от 01 ноября 2011 года. О проведении проверки кандидат был уведомлен, сведения о проведении проверки содержатся в итоговом протоколе. Исследовав подлинные подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек, сброшюрованные в папку №1, сопоставив их с данными ведомостей проверки подписных листов и итоговым протоколом рабочей группы, а также проанализировав имеющиеся в материалах дела справки эксперта, суд приходит к выводу о том, что основания, по которым оспариваемые заявителем подписи избирателей были признаны недействительными и недостоверными, предусмотрены и соответствуют положениям Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с требованиями пункта 11 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. В соответствии с подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист. Оспариваемая подпись избирателя в строке №6 подписного листа №11 (копия - л.д.47) содержит нечитаемые сведения о паспортных данных избирателя, в связи с чем является недействительной. Оспариваемая подпись избирателя в строке №5 подписного листа №36 (копия - л.д.50) не содержит полного адреса места жительства избирателя, поскольку не указан номер дома. Вместе с тем под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, подпись избирателя в строке №5 подписного листа №36 является недействительной. В соответствии с положениями подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; Подписи избирателей в строке №1 подписного листа №16 (копия - л.д.48), а также в строке №8 подписного листа №73 (копия - л.д.53) содержат неоговоренные избирателем исправления в дате внесения подписи, в связи с чем не могут быть признаны действительными. Как следует из дополнительного заявления и объяснений представителя заявителя Нижинского А.Л., данных в судебном заседании, заявителем также оспаривается признание недействительными подписей избирателей в подписных листах №30, №50, №86, поскольку действующим законодательством не установлены основания для признания подписей избирателей недействительными в случае внесения исправлений в дату заверения подписного листа кандидатом, если он не является сборщиком подписей. Кроме того, в подписном листе №86 отсутствуют исправления в дате заверения подписного листа кандидатом. Суд находит данную позицию заявителя и его представителя необоснованной. Правила оформления подписных листов предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ. В соответствии с положениями статьи пункта 12 указанной статьи каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. В соответствии с пунктом 13 указанной статьи каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. В соответствии с пунктом 8 указанной статьи форма подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования установлена приложением №6 к настоящему Федеральному закону, согласно которой кандидат при заверении подписного листа собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Таким образом, законодателем предусмотрены обязательные требования к форме подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования, в том числе требования об обязательном заверении подписного листа кандидатом, с указанием даты внесения своей подписи. В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Поскольку в подписных листах №30 и №50 (копии - л.д.49,51) в дате внесения кандидатом своей подписи имеются исправления, специально неоговоренные кандидатом, правовые основания для признания действительными всех подписей избирателей в данных подписных листах отсутствуют. В подписном листе №86 (копия - л.д.54) имеются неоговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, исправления в дате внесения подписи указанным лицом, в связи с чем, Территориальной избирательной комиссией города Вышний Волочек обоснованно все подписи избирателей в подписных листах №30, №50 и №86, в соответствии с требованиями закона, признаны недействительными. Довод заявителя Зернова Р.Н. о том, что о внесении им исправлений он устно пояснил членам рабочей группы территориальной избирательной комиссии при проведения проверки подписных листов и они могли предоставить ему возможность внести соответствующие исправления, не может быть принят судом во внимание, поскольку исходя из положений пункта 1.1. статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ внесение кандидатом уточнений и дополнения в подаваемые им в избирательную комиссию подписные листы не допускается. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июля 2010 года N 1087-О-О отсутствие права на замену подписных листов в поддержку выдвижения кандидата после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки. Указанное регулирование в равной мере распространяется на всех кандидатов, которым требуется осуществлять сбор подписей избирателей на соответствующих выборах. Кроме того, суд находит незаслуживающим внимания утверждение представителя заявителя Нижинского А.Л. о неправомерном признании недействительной одной из подписей избирателей в строках №8 и №10 подписного листа №62 (копия - л.д.52). Согласно справке эксперта №56 от 29 октября 2011 года (копия- л.д.32) установлено, что записи в графе «Дата внесения подписи» в строках №8 и №10 подписного листа №62 выполнены одним лицом. Данное обстоятельство на основании положений подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для признания одной подписи избирателя недействительной. На основании вышеуказанной справки эксперта, всего признаны недействительными 9 подписей избирателей. Справка эксперта составлена уполномоченным лицом на основании почерковедческой экспертизы, проведенной на основании представления рабочей группы Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка, направленного в адрес МО МВД России «Вышневолоцкий» (копия представления и сопроводительной - л.д.44-45). Довод представителя заявителя Нижинского А.Л. о том, что данная справка не соответствует требованиям закона, поскольку не является заключением эксперта и вызывает сомнения в ее достоверности, не может рассматриваться в качестве основания для признания данного документа недопустимым доказательством по делу. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (пункт 30 Постановления). В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Доказательств, которые могли бы вызвать у суда сомнения в достоверности вышеуказанного заключения эксперта, суду не представлено. Утверждение представителя заявителя Нижинского А.Л. о том, что при визуальном сравнении видно, что дата внесения подписи проставлена разными лицами, а также показания допрошенного судом по ходатайству представителя заявителя Нижинского А.Л. свидетеля ФИО4 о том, что подписи в строках №8 и №10 подписного листа №62 были проставлены разными лицами, не могут рассматриваться судом в качестве допустимого доказательства, опровергающего заключение эксперта. В соответствии пунктом 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. Согласно справкам эксперта от 01 ноября 2011 года №76 и №84 (копии - л.д.30-31) две подписи избирателей в строках №5 и №10 в подписном листе №67 являются недостоверными, поскольку внесены избирателями не собственноручно. С учетом того, что вышеуказанные заключения эксперта являются надлежащим доказательством недостоверности подписей избирателей, суд считает правомерным признание данных подписей недостоверными. Суждение заявителя о том, что количество подписей избирателей, признанных недействительными (недостоверными) в итоговом протоколе, не совпадает с количеством подписей, указанных в обжалуемом постановлении, в связи с чем указание в постановлении на признание недостоверными (недействительными) 88 подписей является незаконным, не может быть принято судом во внимание. Судом установлено, что на момент проведения Территориальной избирательной комиссией города Вышнего Волочка проверки подписных листов, МО МВД России «Вышневолоцкий» проводилась проверка подписей избирателей на основании представления рабочей группы Территориальной избирательной комиссии (копия представления и талона - уведомления - л.д.42-43), в подтверждение чего в итоговом протоколе имеется соответствующая отметка. Поскольку на момент принятия Территориальной избирательной комиссией оспариваемого постановления, вышеуказанные заключения эксперта существовали, они правомерно явились предметом оценки Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка. Признание недействительными остальных подписей избирателей заявителем и его представителями в судебном заседании не оспаривалось. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что Территориальная избирательная комиссия города Вышнего Волочка при решении вопроса о регистрации Зернова Р.Н. кандидатом на должность Мэра города Вышний Волочек правомерно исходила из того, что при наличии в представленных 943 подписях 88 недействительных и недостоверных, оставшихся 855 подписей недостаточно для регистрации Зернова Р.Н. кандидатом на должность Мэра города Вышний Волочек Тверской области. При таких данных отказ Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка Зернову В.Н. в регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек является законным и обоснованным, правовых оснований для отменены постановления Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка №01-07/144 от 02 ноября 2011 года у суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд В удовлетворении заявленных требований Зернова Р.Н. об отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек и об обязании Территориальной избирательной комиссии города Вышнего Волочка зарегистрировать кандидата на должность Мэра города Вышний Волочек отказать. . Судья Н.Н. Олейник Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 15 ноября 2011 года решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 07 ноября 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Зернова Р.Н. - без удовлетворения.