О включении в стаж периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости (2-1398/2011)



Дело № 2-1398/11

Решение

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года

Вышневолоцкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.С.,

с участием представителя ответчика Дудкиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимашковой Е.Н. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области о включении в стаж периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Тимашкова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, просила включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы в <данные изъяты> Вышневолоцкого района в должности пионервожатой и обязатьответчика назначить пенсию со дня первоначального обращения, то есть с 25 июня 2009 года,

В обоснование исковых требований указала, что с <дата> работала на педагогических должностях в образовательных учреждениях. В июне 2009 года по её подсчётам стаж педагогической деятельности составил более 25 лет. 25 июня 2009 года истец обратилась к ответчику с целью оформления заявления о досрочном назначении пенсии. Специалисты Пенсионного Фонда приняли у истца документы, выдав расписку-уведомление, впоследствии сообщили, что пенсия назначена не будет в связи с исключением из педагогического стажа истца отдельных периодов. Доверившись специалистам Пенсионного Фонда, истец отработала указанный недостающий для назначения пенсии период, после чего 30 декабря 2010 года повторно обратилась с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Однако решением ответчика от <дата> истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Из стажа педагогической деятельности истца были исключены периоды работы в <данные изъяты> Вышневолоцкого района в должности пионервожатой: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Всего исключено 05 лет 04 месяца 18 дней.

В судебное заседание истец Тимашкова Е.Н. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика - ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области по доверенности Дудкина Я.В. иск не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Согласно представленным возражениям, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Тимашковой Е.Н. в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа 25 лет (решение об отказе в установлении пенсии от <дата> <№>).

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ), с учётом списка соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённого Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных в Списке.

Наименование должности «старшая пионервожатая» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Указанное наименование не предусмотрено также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, и Списком профессий и должностей, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Истец ссылается на пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397), в соответствии с которым на территории СССР в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Это положение применяется в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию (пункт 4 указанного Положения). Должность «старшей пионервожатой» данным Положением также не предусмотрена.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 утратило своё действие с 01 октября 1993 года, следовательно, истцом по состоянию на 01 октября 1993 года не было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утверждённым указанным Постановлением.

Лица, работавшие в качестве старших пионервожатых, обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретённого в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.

Следовательно, периоды работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности старшей пионервожатой не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Кроме того, истец просит досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 25 июня 2009 года, с момента подачи заявления от 25 июня 2009 года на консультацию. Однако, истец обратилась в клиентскую службу с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости 30 декабря 2010 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Минтруда Российской Федерации и ПФР от 27 февраля 2002 года №17/19 пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации Минтруда Российской Федерации и ПФР» пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17 декабря 2001 года и статье 23 Закона от 15 декабря 2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. В том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учёта в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения.

Список недостающих для назначения пенсии документов и сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе государственного пенсионного страхования определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, не имелось правовых оснований для досрочного назначения истцу трудовой пенсии по старости с 25 июня 2009 года, в связи с чем ответчик просит отказать в удовлетворении иска Тимашковой Е.Н.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующего.

В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173 - ФЗ трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичная норма содержалась в постановлении Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (пункт 1 подпункта «а») и в Законе Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 80).

Из материалов дела следует, что 30 декабря 2010 года Тимашкова Е.Н. обратилась в клиентскую службу ответчика с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> от <дата> следует, что принято решение не засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Тимашковой Е.Н., периоды работы в должности «старшей пионервожатой»: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, так как данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области от <дата> истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно записям в трудовой книжке и справке, уточняющей особый характер работы от <дата> <№>, выданной МОУ «<данные изъяты>», Тимашкова Е.Н. работала:

- с <дата> по <дата> старшей вожатой в <данные изъяты>;

- с <дата> по <дата> учителем начальных классов;

- с <дата> по <дата> - старшей пионервожатой;

- с <дата> по <дата> - учителем математики и трудового обучения;

- с <дата> по <дата> - учителем начальных классов <данные изъяты>;

- с <дата> по <дата> - старшей пионервожатой;

- с <дата> по <дата> - учителем начальных классов;

- с <дата> по <дата> - старшей пионервожатой <данные изъяты>;

- с <дата> по <дата> - учителем начальных классов <данные изъяты>;

- с <дата> по <дата> - пионервожатой с педагогической нагрузкой учителя обслуживающего труда;

- с <дата> по <дата> - заместителем директора по воспитательной работе с совмещением работы старшей вожатой;

- <дата> уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по инвалидности;

- с <дата> по настоящее время ( на дату обращения 30 декабря 2010 года) работает учителем в МОУ «<данные изъяты>».

Периоды работы истца в должности пионервожатой не включены ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года.

В разделе «Наименование должностей» данного Списка должность пионервожатой не указана.

Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет.

Истец вправе была рассчитывать на то, что период работы в должности вожатой и старшей пионервожатой будет включён в её специальный стаж.

Согласно пункту 4 указанного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях работа в которых даёт право на эту пенсию.

Из материалов дела следует, что заявление ответчику подано 30 декабря 2010 года.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Тимашкова Е.Н. имеет право на зачёт оспариваемых периодов в качестве вожатой и старшей пионервожатой в специальный стаж. С учётом включения спорных периодов на момент подачи заявления 30 декабря 2010 года стаж на соответствующих видах работ составил более 25 лет, в связи с чем у суда имеются основания для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж спорных периодов и назначения трудовой пенсии с 30 декабря 2010 года.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что к дате прекращения действия Постановления Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 г. истец не имела необходимого специального стажа, в связи с чем в указанный стаж не может засчитываться работа в качестве старшей пионервожатой, поскольку изменение законодательства поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, следовательно, иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.

Принимая решение о праве истца на назначение пенсии с 30 декабря 2010 года, а не с 25 июня 2009 года, как просит истец, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Согласно пункту 3 данной статьи, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, даёт лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В соответствии с пунктом 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Минтруда Российской Федерации № 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19пб от 27.02.2002 года (ред. от 28.04.2010), пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 года и статье 23 Закона от 15.12.2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию.

Днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 25 июня 2009 истец обратилась в клиентскую службу ответчика с заявлением о приёме документов на консультацию по вопросу назначения пенсии.

Как следует из заявления (л.д. 31-32), расписки - уведомления (л.д. 14) и не оспаривалось истцом, заявителю было указано на необходимость предоставления недостающих документов - справки о заработной плате за 5 лет, справки уточняющего характера - и включения стажа в должности старшей пионервожатой в судебном порядке. Из текста расписки - уведомления от 25 июня 2009 года следует, что Тимашкова Е.Н. уведомлена о том, что дата представления документов для их предварительной проверки не является датой подачи заявления о назначении пенсии; представленные ею документы необходимы для предварительной проверки специалистами Управления их готовности для своевременного назначения пенсии в установленные законодательством сроки.

Исходя из смысла положений пункта 7 Правил обращения за пенсией, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, без ограничения каким-либо сроком, путём подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием соответствующего права гражданина, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Учитывая данное обстоятельство, суд приходит к выводу, что поданное Тимашковой Е.Н. 25 июня 2009 года в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области заявление о приёме документов на консультацию по вопросу назначения пенсии не может служить основанием для назначения пенсии с этой даты.

Законодательством чётко определено, что днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.

Как следует из материалов дела, с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости Тимашкова Е.Н. обратилась в клиентскую службу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области 30 декабря 2010 года.

При таких обстоятельствах, в силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, ответчик обязан назначить истцу пенсию именно с указанной даты - 30 декабря 2010 года.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Тимашковой Е.Н. о включении в стаж периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области включить в специальный трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы Тимашкова Е.Н. в должности старшей пионервожатой: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области назначить Тимашковой Е.Н. в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ досрочную трудовую пенсию по старости с 30 декабря 2010 года.

Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области в пользу Тимашковой Е.Н. уплаченную государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        Е.В. Сураева