Дело № 2-1464/11 Решение Именем Российской Федерации Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Кяппиева Д.Л., при секретаре Крылове А.М., с участием истца Резнюка В.В., представителя истца адвоката Груздева М.А., представителя третьего лица, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел «Вышневолоцкий», Котовой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 22 декабря 2011 года гражданское дело по иску Резнюка В.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании права собственности на автотранспортное средство, установил: Резнюк В.В. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании права собственности на автотранспортное средство: автомашину <данные изъяты>, 1989 года выпуска. В обоснование исковых требований указано, что по договору купли-продажи транспортного средства <№> между ним и ОАО <данные изъяты>, он приобрел в собственность транспортное средство - <данные изъяты>, заплатив по указанному договору 2500 рублей, в том числе НДС в размере 4166 рублей 67 копеек. Все это время он пользовался указанным автотранспортным средством, как собственник, использовал его по своему усмотрению, производил его ремонт, что подтверждается товарными чеками и квитанциями. В этом году истец обратился в Вышневолоцкий МРЭО с заявлением о постановке на учет указанного автотранспортного средства, где ему было отказано в связи с тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО <данные изъяты> прекратило свою деятельность по решению Арбитражного Суда от <дата>. В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, указав, что его право на транспортное средство никто не оспаривал. Представитель истца адвокат Груздев М.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, указав, что сведения о транспортном средстве, указанном в акте приема-передачи автотранспортного средства не соответствуют сведениям, указанным в договоре купли-продажи автотранспортного средства. Ответчик, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, против удовлетворения иска не возражает. Представитель третьего лица, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Вышневолоцкий», Котова К.Ю., действующая в пределах полномочий, предоставленных доверенностью от <дата>, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что истец приобрел спорное автотранспортное средство на законных основаниях. Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя третьего лица, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Свидетель ФИО1 в судебном заседании показал, что в 2001 году истец приобрел у ОАО <данные изъяты> автокран МАЗ по договору купли-продажи. Все это время истец пользовался указанным автотранспортным средством, третьи лица претензий относительно указанного автотранспортного средства не заявляли. Свидетель ФИО2 в судебном заседании показал, что истец работал в ОАО <данные изъяты> Когда ОАО обанкротилось, истец приобрел у ОАО <данные изъяты> автокран. С тех пор никто претензий и прав на указанный автокран не предъявлял. Согласно договору <№> купли-продажи транспортного средства между юридическим и физическим лицом от <дата> Резнюк В.В. приобрел у ОАО <данные изъяты> в собственность автотранспортное средство <данные изъяты>, 1989 года выпуска, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, цвет голубой, паспорт ТС серия ВФ <№>. Согласно акту приема-передачи транспортного средства от <дата> Резнюк В.В. на основании договора купли-продажи автотранспортного средства от <дата>, принял от ОАО <данные изъяты> технически исправный автокран марки <данные изъяты>, 1989 года выпуска, паспорт (серия, номер, дата выдачи) ВФ <№>, VIN, кузов N, двигатель <№>, кузов (кабина, коляска, прицеп) N, шасси (рама) N <№>, цвет <данные изъяты>. Идентификационные номера автомобиля сверены, комплектность автомобиля проверена и соответствует заводской. Купля-продажа осуществлена строго в соответствии с требованиями упомянутого договора. Деньги внесены покупателем в кассу продавца полностью при заключении договора купли-продажи транспортного средства. Претензий к продавцу, в том числе имущественных, покупатель не имеет. Согласно техническому талону транспортного средства - автокран с прицепом, <данные изъяты>, 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, цвет <данные изъяты>, паспорт серия ВФ <№> принадлежит АО <данные изъяты>. Согласно выборке по запросу автотранспортное средство - автокран <данные изъяты>, 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, двигатель <№>, шасси <№>, цвет <данные изъяты> принадлежит на праве собственности АО <данные изъяты>. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> Открытое акционерное общество <данные изъяты> ликвидировано по решению арбитражного суда <дата>. Из справки, представленной старшим госинспектором МРЭО ФИО3, следует, что согласно договору купли-продажи <№> автомобиль <данные изъяты> г.н. <№>, принадлежащий ОАО <данные изъяты> был продан гр-ну Резнюку В.В.. Своевременно данный автомобиль с учета не был снят. В соответствии с п.33 административного регламента (приказ 1001 МВД РФ от 24.11.2008 года) не подлежат регистрации транспортные средства, ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с учета по месту регистрации. ОАО <данные изъяты> согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ликвидировано <дата>. Согласно отчету <№> об оценке рыночной стоимости транспортного средства от <дата>, рыночная стоимость автотранспортного средства - <данные изъяты> на дату оценки составляет 97700 рублей. Из сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области от <дата> <№> следует, что Рензнюку В.В. на праве собственности с <дата> принадлежит автомобиль легковой <данные изъяты>, 2010 года выпуска (государственный номер <№>), задолженность по транспортному налогу отсутствует. Из сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области от <дата> <№> следует, что транспортное средство - <данные изъяты>, 1989 года выпуска, гос. регистрационный знак <№>, двигатель <№>, шасси <№>, цвет <данные изъяты> принадлежит на праве собственности АО <данные изъяты>. В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно п.2 ч.1 ст.161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения, сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки. В соответствии со ст.223 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. В соответствии со статьей 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 11 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (в редакции Указов Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679 и от 3 мая 2005 г. N 497) "О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" Госавтоинспекция обязана, в частности, осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществлять регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдавать регистрационные документы и государственные регистрационные знаки на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним. Согласно пункту 2 этого Указа Президента РФ Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 г. принято специальное Постановление N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно преамбуле Постановления оно принято в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации. Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. В целях реализации положений указанного Постановления Правительства РФ и по поручению последнего (п. 6 Постановления) Приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 и были утверждены "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации". Приказом МВД РФ от 26 марта 2005 г. N 208 в данный Приказ внесены изменения. Между тем, установленная данными нормативными актами регистрация транспортных средств носит не правовой, а технический характер и не является государственной регистрацией имущества в смысле, придаваемом ст.164 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Истец по договору купли-продажи автотранспортного средства между юридическим и физическим лицом от <дата> приобрел у ОАО <данные изъяты> <данные изъяты>, 1989 года выпуска, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, цвет <данные изъяты>, паспорт ТС серия ВФ <№>. Однако своевременно указанное автотранспортное средство бывшим собственником не было снято с регистрационного учета в органах государственной автоинспекции. Собственником указанного автотранспортного средства до настоящего времени является ОАО <данные изъяты>, которое по решению арбитражного суда от <дата> ликвидировано. Как следует из приведенных выше норм, государственная регистрация перехода права собственности на движимое имущество, действующим законодательством не предусмотрена, следовательно, у лица, приобретшего по договору купли-продажи транспортное средство, право собственности возникает с момента его передачи, если иное не предусмотрено договором. Приравнивание регистрации транспортных средств в органах ГИБДД к государственной регистрации перехода права собственности не соответствует закону. Регистрация транспортных средств в органах ГИБДД не связана с приобретением или возникновением права собственности и не является государственной регистрацией перехода права собственности. Сделки с автотранспортными средствами не содержат особых условий и совершаются в той форме, которая предусмотрена для движимых вещей. В данном случае сделка купли-продажи автомобиля совершена в простой письменной форме, что не противоречит требованиям о форме сделок, предусмотренным ст.158, 159 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Поскольку само отчуждение транспортного средства не подлежит государственной регистрации, суд приходит к выводу о том, что на транспортное средство распространяется положение п. 1 ст. 223 Гражданского Кодекса Российской Федерации и у лица, приобретшего по договору транспортное средство от прежнего собственника, право собственности возникает с момента передачи такого средства. С этого момента, следовательно, лицо, приобретшее транспортное средство на основании пункта 1 статьи 209 и пункта 2 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации вправе свободно в полном объеме осуществлять гражданские права собственника, в том числе и право пользования транспортным средством путем участия в дорожном движении, так как ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", никакой другой действующий федеральный закон не содержат каких-либо ограничений для реализации таким собственником полномочия по использованию транспортным средством по целевому назначению. Судом установлено, что Резнюк В.В. приобрел указанное автотранспортное средство по договору купли-продажи, указанное автотранспортное средство было передано истцу по акту приема-передачи. Истец пользуется им в течение десяти лет, производит его ремонт, что подтверждается копиями приложенных квитанций. Однако суд учитывает, что имеются разночтения относительно узлов транспортного средства, указанных в договоре и акте приёма-передачи в части номера двигателя. Суд принимает во внимание позицию ответчика относительно признания иска. Также судом установлено, что притязания истца на спорный объект не нарушает права третьих лиц. В этой связи суд полагает необходимым признать за истцом право собственности на автотранспортное средство - <данные изъяты>, 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, цвет <данные изъяты>, паспорт серия ВФ <№>. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, Признать за Резнюком В.В. право собственности на автотранспортное средство - <данные изъяты>, 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак <№>, двигатель <№>, шасси (рама) <№>, цвет <данные изъяты>, паспорт серия ВФ <№>. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней с момента принятия решения судом в окончательной форме. . . Судья Д.Л.Кяппиев