Об обязании провести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса (2-1463/2011)



Дело № 2 - 1463/11

Решение

Именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Крылове А.М.,

с участием заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулакова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 22 декабря 2011 года гражданское дело по иску

Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области об обязании провести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит обязать администрацию Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса <адрес> в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что <дата> в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру поступило обращение начальника Фировского лесничества Тверской области о неудовлетворительном санитарном состоянии лесных насаждений на землях запаса, находящихся в районе деревни <адрес> (<адрес>).

Согласно информации Территориального отдела №3 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, запас <адрес> (кадастровый номер <№>) площадь. 620,5 га отнесён к категории земель запаса на основании постановления главы администрации Вышневолоцкого района от <дата> <№> «О перераспределении земельных угодий бывшего колхоза <данные изъяты>.

На землях запаса <адрес>, примыкающих к землям лесного фонда, но не относящихся к землям лесного фонда, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на примыкающий к этим землям лесной фонд, находящийся в государственной собственности. На указанных участках леса происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространяются болезни леса, а также неоднократно возникали лесные пожары. Данные обстоятельства негативно влияют на примыкающие участки лесного фонда, находящиеся в государственной собственности в лице Фировского лесничества. Ввиду отсутствия каких-либо санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий участки леса на землях запаса <адрес> представляют угрозу распространения болезней леса, возникновения лесных пожаров и их распространения на примыкающие участки лесного фонда.

В судебном заседании заместитель Вышневолоцкого межрайонного прокурора Кулаков С.А. иск поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик, Администрация Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, представила в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя, возражений не имеет.

Ответчик, Администрация Вышневолоцкого района Тверской области, представила в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя, решение вопроса по указанному иску оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо, Фировское лесничество Тверской области, представило в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя, возражений по существу исковых требований не представило.

Заслушав объяснение заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно обращению начальника Фировского лесничества Тверской области <№> от <дата>, начальник Фировского лесничества просил Вышневолоцкого межрайонного прокурора обязать администрацию Вышневолоцкого района организовать выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий на землях запаса в урочище <адрес>, в виде сплошной санитарной рубки.

Из постановления главы администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата> «О перераспределении земельных угодий бывшего колхоза <данные изъяты> усматривается, что земельные угодья, прилегающие к населенным пунктам <адрес> отнесены к категории земель запаса.

Из ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (территориальный отдел № 3) от <дата> <№> усматривается, что запас <данные изъяты> (кадастровый номер <№>) площадью 620,5 га отнесен к категории земель запаса Вышневолоцкого района.

Судом установлено, что в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру поступило обращение начальника Фировского лесничества Тверской области о неудовлетворительном санитарном состоянии лесных насаждений на землях запаса, находящихся в районе <адрес> (урочище <адрес>). Согласно постановлению главы администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата> «О перераспределении земельных угодий бывшего колхоза <данные изъяты> земельные угодья, прилегающие к населенным пунктам <адрес> (кадастровый номер <№>), площадью 620,5 га, отнесены к категории земель запаса.

На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области.

На данном участке происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Ввиду отсутствия каких-либо противопожарных мероприятий данный участок леса представляет угрозу возникновения лесных пожаров, которые могут перейти на смежные участки лесного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Бездействие администрации Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района создает реальную угрозу возникновения и распространения лесных пожаров и, как следствие, угрозу уничтожения леса.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, лес является природным ресурсом.

Согласно ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии с ч.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

В соответствии с ч.2 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации, на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Судом установлено, что Фировским лесничеством выявлена критическая ситуация, сложившаяся с лесными насаждениями на землях запаса на территории Вышневолоцкого района Тверской области, в том числе на землях запаса <адрес>. Лесные насаждения на данной территории негативно влияют на расположенные вокруг квартала лесного фонда Вышневолоцкого отдела лесного хозяйства Фировского лесничества Тверской области.

На землях запаса <адрес> площадью 620,5 га происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Неоднократно на землях запаса происходило возникновение лесных пожаров, переходящих на земли лесного фонда Фировского лесничества Тверской области.

В связи с тем, что ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то администрацией Есеновичского сельского поселения должно быть проведено обследование лесонасаждений и, как следствие, санитарная рубка на землях запаса <адрес>.

Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статьей 150 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В этой связи суд считает необходимым возложить на администрацию Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по обследованию лесонасаждений и санитарной рубке на землях запаса <адрес> в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Возложить на администрацию Есеновичского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем обследования лесонасаждений и санитарной рубки на землях запаса <адрес> в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

.

.

Судья          Д.Л. Кяппиев