О возмещении имущественного вреда в виде взыскания оплаты льгот и предоставлении льгот по коммунальным услугам (2-1325/2011)



Дело № 2 - 1325/11

Решение

Именем Российской Федерации

Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,

при секретаре Крылове А.М.,

с участием истцов Петраковой Р.И., Кононовой К.П.,

представителя ответчика, Территориального отдела социальной защиты населения Вышневолоцкого района, Тверской области, Ефремовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 29 ноября 2011 года дело по искам

Петраковой Р.И. и Кононовой К.П. к Территориальному отделу социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области о возмещении имущественного вреда в виде взыскания оплаты льгот и предоставлении льгот по коммунальным услугам,

установил:

Петракова Р.И. и Кононова К.П. обратились в суд с исками к Территориальному отделу социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области о возмещении имущественного вреда в виде взыскания оплаты льгот и предоставлении льгот по коммунальным услугам, в котором просят обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области восстановить предоставление им льготы на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, как перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, возместить материальный ущерб в виде взыскания оплаты льгот за период с <дата> февраля 2010 года по <дата> июня 2011 года: Петракова Р.И. в сумме 13195 рублей, Кононовой К.П. - в сумме 18708 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что согласно Закону Тверской области от 4 мая 2006 года №350-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» истцы, как перешедшие на пенсию специалисты - педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности, имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то есть получали льготы по коммунальным услугам. На основании распоряжения заведующего Территориальным отделом социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области от 01 февраля 2010 года № 22 истцам было прекращено предоставление льгот на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, как педагогическим работникам образовательных учреждений в связи с тем, что стаж в детских структурных подразделениях организаций (детских садах предприятий), которые не являются образовательными учреждениями, права на льготу не дает.

В дальнейшем истцы представили уточнённые исковые заявления, в которых просят обязать ответчика восстановить предоставление им льготы на коммунальные услуги с <дата> ноября 2011 года; возместить причинённый имущественный вред в виде взыскания расходов по оплате коммунальных услуг за период с <дата> февраля 2010 года по <дата> ноября 2011 года: Петракова Р.И. в сумме 16964 рублей 62 копеек, Кононовой К.П. - в сумме 20502 рублей 55 копеек; возместить каждой причиненный моральный вред в сумме 3000 рублей.

Определением суда от <дата> принят отказ истцов от иска в части требования о компенсации морального вреда, иска по делу данной части прекращено.

Истец Петракова Р.И. поддержала исковые требования с учётом частичного отказа от иска по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что пользовалась предоставленной льготой с 1952 года по 1988 год. В 1988 году вышла на пенсию, но продолжала пользоваться льготами по оплате жилой площади с отоплением и освещением по январь 2010 года, с февраля 2010 года льгота была отменена. На момент перехода на пенсию стаж работы в дошкольном учреждении превышал 10 лет, она имела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Согласна с представленным ответчиком расчётом денежной компенсации при льготной оплате коммунальных услуг. Просит обязать ответчика предоставлять с <дата> ноября 2011 года льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением, возместить понесённые расходы, связанные с отменой льготы, в сумме 16964 рублей 62 копеек за период с февраля 2010 года по октябрь 2011 года включительно.

Истец Кононова К.П. поддержала исковые требования с учётом частичного отказа от иска по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что проработала воспитателем детского сада в сельской местности 39 лет, вышла на пенсию в 1989 году, получала льготу по оплате жилой площади с отоплением и освещением по январь 2010 года, с февраля 2010 года льгота была отменена. Считает, что за ней, как вышедшим на пенсию специалистом, сохранено право на льготу. Согласна с представленным ответчиком расчётом денежной компенсации при льготной оплате коммунальных услуг. Просит обязать ответчика предоставлять с <дата> ноября 2011 года льготу по оплате жилой площади с отоплением и освещением, возместить понесённые расходы, связанные с отменой льготы, в сумме 23817 рублей 36 копеек за период с февраля 2010 года по октябрь 2011 года включительно.

Представитель ответчика, Территориального отдела социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области, Ефремова Е.В. в судебном заседании иски не признала по основаниям, указанным в отзыве, согласно которому педагоги-пенсионеры Кононова К.П. и Петракова Р.И. осуществляли свою трудовую деятельность в детских структурных подразделениях организаций (стеклозавод <данные изъяты>, совхоз <данные изъяты>), которые не являются образовательными учреждениями. Работа в детских структурных подразделениях организаций (детском саду, яслях-саде) такого права не дает, поскольку не предусмотрена Законом Тверской области от 4 мая 2006 года 350-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)». Понятие «образовательное учреждение» установлено п.2 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании»: образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации». Решение о прекращении предоставления соответствующих льгот принимает заведующий Территориальным отделом социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области. Финансирование предоставленных льгот производится за счёт средств областного бюджета. Характер работы истцов как воспитателей не оспаривается. Основной причиной прекращения предоставления льгот является то обстоятельство, что организации, в которых истцы работали, не являлись образовательными учреждениями.

Третье лицо Министерство социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, подтверждает ранее изложенную позицию.

В ранее изложенной Министерством социальной защиты населения Тверской области позиции указано, что предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам дошкольных учреждений, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года №437, согласно которому за вышедшими на пенсию педагогическим и руководящими работниками дошкольных учреждений сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в дошкольных учреждениях сельской местности составляет 10 лет. Положения указанного акта сохраняли своё действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании». Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 данного закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации. В Тверской области порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и посёлках городского типа (рабочих посёлках) утверждён постановлением Администрации Тверской области от 29.06.2006 года №157-па, которым определяется размер и механизм предоставления данных мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, а также пенсионерам из их числа.. Таким образом, предоставление льгот не может быть обусловлено только характером работы истцов как педагогических работников, поскольку в соответствии с требованиями законодательства необходимо осуществлять трудовую деятельность именно в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях.. Тот факт, что истицы перешли на пенсию в 1988-1989 годах, а Закон РФ «Об образовании», которым закреплено понятие образовательного учреждения как юридического лица, был принят 10 июля 1992 года, не даёт оснований отнести сельхозпредприятия, в которых на тот момент трудились истицы, к государственным или муниципальным образовательным учреждениям. Колхозы и совхозы не имеют статус учреждения, и по своей организационно-правовой форме отнесены к негосударственным предприятиям, а педагогические работники, осуществляющие свою трудовую деятельность в колхозах и совхозах, имели право на льготы, предусмотренные для работников сельского хозяйства.

Третье лицо, Министерство финансов Тверской области, предоставило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно квитанциям, представленным в материалах дела, истцы Петракова Р.И. и Кононова К.П. производят оплату за электроэнергию, газ с февраля 2010 года по октябрь 2011 года без предоставления льгот.

Согласно трудовой книжке Кононова К.П., <дата> года рождения работала: в период с 1960-1973 г.г. в должности заведующей <данные изъяты> детских яслей; с 1982-1989 г.- воспитателем ясельной группы детского комбината совхоза <данные изъяты>; в 1989 году уволена в связи с уходом на пенсию.

Из справки исполняющего обязанности заведующего МОУ Вышневолоцкого района <данные изъяты> Кононова К.П. работала в дошкольном учреждении ясли-сад совхоза <данные изъяты> в должности воспитателя и осуществляла образовательную деятельность с детьми ясельного возраста в период с <дата>.02.1974 по <дата>.01.1989 г.г.

Согласно диплому <№> Петракова Р.И. в 1952 году окончила <данные изъяты> дошкольное педагогическое училище по специальности педагог, присвоена квалификация - воспитатель детского сада.

Согласно трудовой книжке Петракова Р.И., <дата> года рождения, работала: в период с 1952-1954г.г. в Тресте <данные изъяты> в должности воспитателя детского сада <№> при ЛЗК; с 1955-1956 г.г. в <данные изъяты> детском саду <№> в должности воспитателя; с 1956-1959 г.г. - в детском саду Стеклозавода <данные изъяты> в должности воспитателя; с 1959-1960 г.г.- переведена в детский сад <данные изъяты> в должности воспитателя; с 1960-1978г.г. - в детском саду <данные изъяты> в должности воспитателя, в 1967 году - в должности заведующей; с 1982-1988 г.г. - в детском саду Совхоза <данные изъяты> в должности воспитателя; в 1988 году уволена в связи с уходом на пенсию по возрасту.

Из справки исполняющего обязанности заведующего МОУ Вышневолоцкого района <данные изъяты> Петракова Р.И. работала в дошкольном учреждении ясли-сад совхоза <данные изъяты> в должности воспитателя и осуществляла образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста в период с <дата>.07.1982 по <дата>.09.1988 г.г.

Согласно должностной инструкции воспитателя МДОУ на должность воспитателя назначаются лица с высшим или средним специальным педагогическим образованием (п.1.4), в должностные обязанности воспитателя входит планирование и организация жизнедеятельности детей, занятие их обучением и воспитанием (п.2.2).

Из сообщения Администрации <данные изъяты> сельского поселения Вышневолоцкого района от <дата> следует, что <данные изъяты> детский сад, находящийся на территории поселка <данные изъяты>, образован в совхозе <данные изъяты>, впоследствии <данные изъяты>. Детский сад является образовательным учреждением (воспитательного характера по программе) с детьми от 1 года до 7 лет. В детском саду имелся рабочий штат: заведующая, медицинский работник, воспитатель с педагогическим дошкольным образованием, няни. Работа детского сада проводилась по программе воспитания детей в детском саду под контролем РОНО. Работники детского сада пользовались льготами коммунального хозяйства (освещение, отопление, квартплата).

Суд учитывает, что характер работы истцов как воспитателей не оспаривается.

Согласно извещению Территориального отдела социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области Петраковой Р.И. и Кононовой К.П. прекращено предоставление льготы, как перешедшим на пенсию педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, по оплате жилой площади с отоплением и освещением, в связи с тем, что стаж в детских структурных подразделениях организаций (детских садах предприятий), которые не являются образовательными учреждениями, права на льготу не дает.

Именно с <дата> февраля 2010 года истцам прекращено предоставление льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением.

Таким образом, истцам до февраля 2010 года предоставлялась льгота по оплате жилой площади с отоплением и освещением, как перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, имевшим стаж работы более 10 лет, проживавшим и работавшим в сельской местности.

Судом установлено, что в силу Закона Тверской области от 4 мая 2006 года 350-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» истцам Петраковой Р.И. и Кононовой К.П., перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, со стажем работы более 10 лет, проживающих и работающих в сельской местности, предоставлялась льгота на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 59 Жилищного Кодекса РСФСР, который утратил силу с 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников.

Согласно ст.1 Закона Тверской области от 4 мая 2006 года № 50-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» педагогические работники, руководящие работники, (деятельность которых связана с образовательным процессом) образовательных учреждений (далее - специалисты), проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

В соответствии с п.1 ст.2 Закона Тверской области от 4 мая 2006 года № 50-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» за перешедшими на пенсию специалистами, указанными в статье 1 настоящего Закона, сохраняется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, если их стаж в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они имели такое право.

Судом установлено, что Петракова Р.И. и Кононова К.П. на момент перехода на пенсию в 1988 и 1989 годах относились к числу специалистов, работавших и проживавших в сельской местности, имели стаж работы в образовательных учреждениях более 10 лет, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением как в период работы, так и при переходе на пенсию. С учётом приведенных выше положений законов это право ограничению не подлежало.

В силу п.1, 2, 3, 4 ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждения дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждения дополнительного образования детей, другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Однако суд принимает во внимание тот факт, что Закона РФ «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года, а истцы перешли на пенсию в 1988-1989 годах, поэтому данное обстоятельство не может являться основанием для ограничения их права на льготу.

Также суд учитывает, что предоставление льгот обусловлено прежде всего характером работы истцов как педагогических работников, проживавших и работавших в сельской местности.

В этой связи суд полагает необходимым обязать ответчика восстановить истцам предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением с <дата> ноября 2011 года, поскольку по октябрь 2011 года включительно истцы оплачивали коммунальные услуги без льгот.

Согласно справкам, размер денежной компенсации льготной оплаты за предоставленные коммунальные услуги за период с февраля 2010 года по октябрь 21011 года включительно составил: для Петраковой Р.И. - 17793 рубля 13 копеек; для Кононовой К.П. - 23817 рублей 36 копеек.

Исходя из того, что истцы имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, указанные денежные средства представляют собой имущественный вред в виде фактически понесённых ими расходов на оплату занимаемых жилых помещений.

В силу п.1 ст.3 Закона Тверской области от 4 мая 2006 года № 50-ЗО «О возмещении расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках)» финансирование расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением специалистам и пенсионерам, производится территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В связи с тем, что именно действиями ответчика, выразившихся в прекращении предоставления с <дата> февраля 2010 года льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением, истцам был причинён имущественный вред в виде фактически понесённых ими расходов на оплату занимаемых жилых помещений, суд полагает необходимым в счёт возмещения имущественного вреда взыскать с ответчика в пользу истца Петраковой Р.И. 17793 рубля 13 копеек в пользу истца Кононовой К.П. - 23817 рублей 36 копеек.

При подаче исковых заявлений истцы уплатили государственную пошлину, в том числе Кононова К.П. в размере 696 рублей, Петракова Р.И. в размере 527 рублей 80 копеек.

В силу ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из объёма удовлетворённых требований неимущественного характера, а также требований имущественного характера, подлежащих оценке, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов понесённые судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в пользу в пользу Петраковой Р.И. - 527 рублей 80 копеек, в пользу Кононовой К.П. - 696 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать Территориальный отдел социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области предоставлять Петраковой Р.И. и Кононовой К.П. льготу по оплате жилой площади с отоплением и освещением с <дата> ноября 2011 года.

Взыскать с Территориального отдела социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области в пользу Петраковой Р.И. 17793 (Семнадцать тысяч семьсот девяносто три) рубля 13 копеек в счёт возмещения имущественного вреда в виде понесённых расходов, связанных с отменой льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением за период с февраля 2010 года по октябрь 2011 года, 527 (Пятьсот двадцать семь) рублей 80 копеек в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Взыскать с Территориального отдела социальной защиты населения Вышневолоцкого района Тверской области в пользу Кононовой К.П. 23817 (Двадцать три тысячи восемьсот семнадцать) рублей 36 копеек в счёт возмещения имущественного вреда в виде понесённых расходов, связанных с отменой льготы по оплате жилой площади с отоплением и освещением за период с февраля 2010 года по октябрь 2011 года, 696 (Шестьсот девяносто шесть) рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                                      Д.Л.Кяппиев

Мотивированное решение суда изготовлено 06 декабря 2011 года

Судья                                                                                                         Д.Л.Кяппиев