Дело № 2-1138/2011
Решение
Именем Российской Федерации
«27» октября 2011 года г.Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Олейник Н.Н.,
при секретаре Юматовой О.А.,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураева С.В.,
представителей ответчика Нечеталенко С.Б. и Стрелкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Тех-Инвест» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории объекта недвижимого имущества, установить перед входом на объект вывеску с наименованием арендатора и удалить незаконно размещенные надписи и графические изображения на фасаде объекта,
УСТАНОВИЛ:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к ООО «Тех-Инвест» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории объекта недвижимого имущества, установить перед входом на объект вывеску с наименованием арендатора и удалить незаконно размещенные надписи и графические изображения на фасаде объекта.
В обоснование иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения соблюдения на территории города Вышний Волочёк Тверской области законодательства, регламентирующего вопросы надлежащего содержания объектов недвижимого имущества. В ходе проверки был обследован объект недвижимого имущества «Торговые ряды», являющийся памятником историко-культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации. <дата> между Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, действующим от имени Российской Федерации, и ООО «Тех-Инвест» заключён договор аренды объекта культурного наследия, на основании которого арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование вышеуказанный объект недвижимого имущества. Срок действия договора 15 лет с момента государственной регистрации договора. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата>.
В результате проведённой проверки установлено, что на территории объекта имеются многочисленные несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов и мусора. На фасаде объекта неустановленными лицами нанесены различные надписи и графические изображения, не относящиеся к информации о данном объекте, что свидетельствует о совершении на территории данного объекта административного правонарушения, предусмотренного статьёй 26 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-30 «Об административных правонарушениях». Кроме того, при осуществлении осмотра и фотофиксации указанного объекта выявлено, что при входе на объект не установлена вывеска с наименованием арендатора, что является обязанностью ООО «Тех-Инвест» в силу пункт 3.14.18 договора аренды.
Прокурор полагает, что выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о допущенном ответчиком нарушении положений Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Фз «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры» народов Российской Федерации», условий договора аренды объекта культурного наследия.
Кроме того создание несанкционированных свалок на территории объекта приводит к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, нарушает требования к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки на территории объекта недвижимого имущества, удалить незаконно размещённые надписи и графические изображения на фасаде объекта «Торговые ряды», являющегося памятником историко-культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, а также установить при входе на объект недвижимого имущества «Торговые ряды» вывеску с наименованием арендатора.
Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Сураев С.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области ходатайствовало о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Нечеталенко С.Б. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что содержание объекта требует значительных денежных средств, при заключении договора аренды они рассчитывали на зачет данных расходов в арендную плату. Кроме того, Нечеталенко С.Б. указал, что согласно техническому паспорту площадь здания «Торговые ряды» значительно превышает площадь объекта, приятного им по договору аренды, права на земельный участок, при оформлении договора аренды ООО «Тех-Инвест» не передавались, в связи с чем на ООО «Тех-Инсевт» не может быть возложена обязанность по содержанию всего здания «Торговые ряды».
Представитель ответчика ООО «Тех-Инвест» Стрелков А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, пояснив, что у прокурора отсутствуют правовые основания для обращения в суд с заявленными требованиями в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, наличие свалки на территории переданного ООО «Тех-Инвест» в аренду объекта не установлено, права ответчика на земельный участок, на котором расположено здание не оформлены. Кроме того представитель ответчика Стрелков А.В. указал, что наличие незаконно размещенных надписей и графических изображения на фасаде объекта может являться основанием для привлечения ООО «Тех-Инвест» к административной ответственности, но не может рассматриваться в качестве основания для обращения прокурора с иском в защиту прав и законных интересов неопредленного круга лиц и Российской Федерации. Отсутствие вывески с наименованием арендатора при входе на объект является нарушением условий договора аренды, однако арендодатель не предъявляет к ответчику каких-либо требований, в связи с неисполнением данного условия договора.
Третье лицо Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поддержав заявленные требования.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В целях реализации указанной конституционной нормы, а также учитывая, что объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для народов Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, принят Федеральный закон от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Предметами регулирования указанного закона являются особенности владения и пользования объектами культурного наследия, как особым видом недвижимого имущества, а также отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяции объектов культурного наследия Российской Федерации.
Согласно статье 33 Федерального закона №73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных действий.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что объект недвижимого имущества - нежилое здание «Торговые ряды», расположенное по адресу: <адрес>, площадью 767,7 кв.м, является собственностью Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним – л.д.12, справка о содержании правоустанавливающих документах – л.д.11).
На основании договора аренды от <дата>, заключенного между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области и ООО «Тех-Инвест» вышеуказанный объект недвижимого имущества, являющийся памятником историко-культурного наследия, передан во временное владение и пользование ответчику, сроком на 15 лет, с момента государственной регистрации договора. Государственная регистаци договора произведена <дата> (копия договора – л.д.25-31).
Согласно условиям договора на ответчике лежит обязанность по несению расходов, связанных с содержанием объекта (пункт 3.4.4), в том числе обязанность по заключению договоров на предоставление коммунальных услуг и эксплуатационное обслуживание объекта (пункт 3.4.9).
В соответствии с пунктом 3.4.17 договора ответчик обязан соблюдать правила технической эксплуатации, техники безопасности, правил безопасности Госпожнадзора, СЭС, отраслевые нормы и правила, установленные для видов его деятельности или связанные с назначением арендуемого имущества.
В силу пункта 4.9. договора оплата ответчиком эксплуатационных расходов и всех видов коммунальных услуг за пользование объектом, охраны объекта, санитарное содержание имущества, прилегающей территории, производится по отдельным договорам, которые ответчик, как арендатор самостоятельно заключает со специализированными организациями.
Согласно охранному обязательству от <дата>, заключенному ответчиком с Комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в соответствии с пунктом 3.4.16 договора аренды, ответчик принял на себя обязательство по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия: «Два корпуса торговых рядов (Торговые ряды, 1852 г)» расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на охрану на основании Постановления СМ РСФСР от 04 декабря 1974 года №634 и являющегося объектом культурного наследия федерального значения (копия – л.д.65-67).
Согласно пункту 2.3. обязательства ответчик несет, в том числе, обязанность по осуществлению расходов по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию объекта в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, по поддержанию территории объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
<дата> при обследовании Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой Тверской области объекта недвижимого имущества «Торговые ряды», являющегося памятником историко-культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, было установлено, что на территории объекта имеются многочисленные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, состоящих из полиэтиленовых пакетов, пластиковых и стеклянных бутылок, фрагментов старой одежды, а также упаковок из-под продуктов. На фасаде объекта неустановленными лицами нанесены различные надписи и графические изображения, не относящиеся к информации о данном объекте, что свидетельствует о совершении на территории данного объекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 26 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года №46-ЗО «Об административных правонарушениях». При входе на объект не установлена вывеска с наименованием арендатора (акт проверки - л.д.44). В подтверждение фактов, установленных в ходе обследования, к акту приложены фотографии (л.д.38-42).
Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона от 25 июня 2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает для арендатора обязанность поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предписывает юридическим лицам в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.21 Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области, утвержденных Постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 №430-па организация работ по удалению незаконно размещаемых объявлений, листовок, иных информационных материалов, надписей, графических изображений со всех объектов (зданий, сооружений, магазинов, деревьев, кустарников, опор контактной сети и наружного освещения и т.п.) возлагается на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено наличие на территории объекта культурного наследия федерального значения - здания «Торговые ряды», расположенного по адресу: <адрес>, несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора.
Данное обстоятельство свидетельствует о допущенном ответчиком нарушении законодательства об охране окружающей среды, а следовательно и о нарушении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также о нарушении требований санитарного законодательства.
Кроме того в судебном заседании установлен факт наличия различных надписей и графических изображений на фасаде объекта.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком принятых на себя обязательств по содержанию и сохранению памятника истории. Ответчиком в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих принятия мер по устранению выявленных нарушений, не установлено таковых и судом. Более того, объяснения представителя ответчика Нечеталенко С.Б. о том, что в течение 2011 года уборка мусора с территории объекта не осуществляется, подтверждают невыполнение ООО «Тех-Инвест» обязанности по санитарному содержанию имущества и прилегающей территории, прямо предусмотренной договором аренды.
Утверждение представителя ответчика Нечеталенко С.Б. о том, что при заключении договора аренды предполагалось включение расходов по содержанию объекта в счет арендной платы опровергается условиями договора аренды и не может рассматриваться в качестве основания для освобождения ответчика от обязанности по санитарному содержанию арендуемого объекта.
Ссылка представителей ответчик на тот факт, что при заключении договора аренды ООО «Тех-Инвест» не были переданы права на земельный участок, на котором расположен арендуемый объект недвижимости, также не освобождает ответчика от исполнения вышеуказанной обязанности, при этом в силу пункта 3.4.8. договора аренда обязанность по оформлению документов на право пользования земельным участок, расположенным под объектом, лежит на ответчике.
Кроме того, суд находит необоснованным довод представителя ответчика Стрелкова А.В. об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с данным иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поскольку невыполнение ответчиком обязанности по надлежащему содержанию объекта культурного наследия федерального значения затрагивает не только интересы государства, но интересы настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, нарушение природоохранного и санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда природной среде и как следствие здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории арендуемого им объекта, а также удалить незаконно размещенные надписи и графические изображения на фасаде данного объекта.
С учетом характера допущенных нарушений, требуемый прокурором срок для устранения нарушений – 1 месяц, соответствует объему заявленных требований.
Вместе с тем, заявленные прокурором требования об обязании ООО «Тех-Инвест» установить при входе на объект недвижимого имущества «Торговые ряды» вывеску с наименованием арендатора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 26 указанного Федерального закона физические и юридические лица вправе получать информацию, содержащуюся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия в реестр, в соответствующем органе охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, ООО «Тех-Инвест», как пользователь объектом культурного наследия, не является лицом, предоставляющим информации об объекте культурного наследия.
В соответствии с пунктом 3.4.18 указанного договора у ООО «Тех-Инвест» имеется обязательство перед Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области по установке при входе на объект вывески с наименованием арендатора.
Данная обязанность для ответчика предусмотрена договором, невыполнение ответчиком указанного условия договора не может рассматриваться в качестве нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку вытекает из правоотношений сторон договора аренды.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Тех-Инвест» об обязании ликвидировать несанкционированные свалки на территории объекта недвижимого имущества, установить перед входом на объект вывеску с наименованием арендатора и удалить незаконно размещенные надписи и графические изображения на фасаде объекта, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тех-Инвест» ликвидировать несанкционированные свалки на территории объекта недвижимого имущества – нежилого здания «Торговые ряды», площадью 767,7 кв.м, являющегося памятником историко-культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Тех-Инвест» удалить незаконно размещенные надписи и графические изображения на фасаде объекта недвижимого имущества – нежилого здания «Торговые ряды», площадью 767,7 кв.м, являющегося памятником историко-культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурора в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
.
.
Судья Н.Н. Олейник
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 08 февраля 2012 года решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 27 октября 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба ООО «Тех-Инвест» - без удовлетворения.