Дело № 2 – 212/12
Решение
Именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Крылове А.М.,
с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Тушинка В.К.,
представителя ответчика Алиева Р.О.о.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 12 апреля 2012 года гражданское дело по иску
Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек-Спецстрой» о возложении обязанности по прекращению сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Теплосети Вышневолоцкого района» о возложении обязанности по прекращению сброса сточных вод в реку Шлина в отсутствие права пользования водными объектами, в отсутствие утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. В исках Тверской межрайонный природоохранный прокурор просил установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Тверской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и обеспечении населения питьевой водой в 2011 году, по результатам которой установлено, что МУП «Теплосети Вышневолоцкого района» с целью осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг по водоотведению на территории <адрес> эксплуатирует на праве хозяйственного ведения канализационные сети, насосные станции и очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>. Осуществление пользование рекой Шлина сброса сточных вод производится в отсутствие права пользования указанным водным объектом, право пользования водным объектом не оформлено, решение о предоставлении водных объектов в пользование не получено. Сброс сточных вод в реку Шлина осуществляется с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, что может привести к загрязнению и истощению водного объекта, создает угрозу жизни и здоровью людей, которые используют воду из указанных водных объектов в личных и бытовых целях.
Определением суда от <дата> допущена замена ненадлежащего ответчика - Муниципального унитарного предприятия «Теплосети Вышневолоцкого района» надлежащим ответчиком – Общество с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек – Спецстрой».
В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Тушинок В.К. иск поддержал по основаниям, указанным в заявлении, пояснив, что в настоящее время сброс сточных вод в реку Шлина в отсутствие утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ производит ООО «Вышний Волочек – Спецстрой».
Представитель ответчика, ООО «Вышний Волочек – Спецстрой», Алиев Р.О.о. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что с <дата> объекты канализационного хозяйства и очистные сооружения в <адрес> эксплуатирует ООО «Вышний Волочек – Спецстрой» на основании договора аренды и акта приёма-передачи, заключённых по результатам аукциона. В результате их эксплуатации в процессе осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг по водоотведению производится сброс в реку Шлина загрязняющих веществ, уровень которых превышают предельно допустимые нормы. Проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ не утверждён. Право пользования водным объектом не установлено. В настоящее время готовятся документы по проекту нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ. Измерения, изложенные в исковом заявлении, проводились в то время, когда объекты канализационного хозяйства в <адрес> эксплуатировало МУП «Теплосети Вышневолоцкого района», поэтому не могут быть приняты во внимание. Просит предоставить больший срок для получения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Третье лицо, Комитет по управлению имуществом Вышневолоцкого района Тверской области, представило в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, просит принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, в судебном заседании своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено, возражений относительно иска не представило.
Заслушав объяснение представителя заявителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежат удовлетворению.
Канализационные сети, канализационно-насосная станция, очистные сооружения <данные изъяты> являются муниципальной собственностью Вышневолоцкого райгона Тверской области, что подтверждается выпиской <№> от <дата>.
Из договора <№> от <дата> видно, что за МУП «Теплосети Вышневолоцкого района» закреплено муниципальное имущество, указанное в Приложении 1, в котором поименованы, в том числе объекты канализационного хозяйства и очистные сооружения <данные изъяты>.
Согласно постановлению Администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата>, с <дата> прекращено МУП «Теплосети Вышневолоцкого района» право хозяйственного ведения на объекты коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры Вышневолоцкого района <адрес>, согласно Приложению 1, в котором поименованы, в том числе здания и сооружения канализационного хозяйства, а также очистные сооружения <данные изъяты>.
Из дополнительного соглашения от <дата>, заключённого к договору хозяйственного ведения <№> от <дата> и акта приёмки-передачи от <дата> следует, что МУП «Теплосети Вышневолоцкого района» передало Комитету по управлению имуществом Администрации Вышневолоцкого района Тверской области объекты коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры Вышневолоцкого района <адрес>, согласно Приложению 1, в котором поименованы, в том числе здания и сооружения канализационного хозяйства, а также очистные сооружения <данные изъяты>.
Согласно протоколу аукциона на право заключения договора аренды имущества, находящегося в собственности МО «Вышневолоцкий район» от <дата>, договора аренды муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности МО «Вышневолоцкий район» от <дата>, акта приёма-передачи от <дата> ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой» передано сроком на 11 месяцев 29 дней в пользование объекты коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры, в том числе здания и сооружения канализационного хозяйства, а также очистные сооружения <данные изъяты>, расположенные в <адрес>.
Из выписки из ЕГРЮЛ видно, что видами экономической деятельности ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой» является сбор, очистка и распределение воды; удаление и обработка сточных вод; производство санитарно-технических работ.
Таким образом, с <дата> ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой» в рамках осуществления деятельности по предоставлению коммунальные услуги по водоотведению на территории <адрес> эксплуатирует на праве хозяйственного ведения канализационные сети, насосные станции и очистные сооружения.
Судом установлено, что ООО «Вышний Волочек – Спецстрой» осуществляет пользование рекой Шлиной для сброса сточных вод в отсутствие права пользования водным объектом. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
В соответствии со ст.9, ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч.4 ст.11, ч.2 ст.21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно положениям пунктов 1, 61, Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006) нормативы сброса сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
Кроме того, ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой» осуществляет сброс сточных вод без установленных и согласованных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ микроорганизмов.
В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, держащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.
Судом установлено, что ответчик производит сброс сточных вод в водоёмы с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, которая установлена на основании проведённых исследований.
Согласно сведениям ФГВУ <данные изъяты> <№> от <дата> от очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес> в 2010 году сброшено 127 тысяч кубических метров недостаточной очищенной воды.
Суд критически относится к утверждениям представителя ответчика относительно того, что измерения, изложенные в исковом заявлении, не могут быть приняты во внимание, поскольку они проводились в то время, когда объекты канализационного хозяйства в <адрес> эксплуатировало МУП «Теплосети Вышневолоцкого района».
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что в результате эксплуатации объектов канализационного хозяйства в <адрес> производится сброс загрязняющих веществ в реку Шлина, уровень которых превышает предельно допустимые нормы, при отсутствии нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Суд полагает, что факт сброса в водный объект загрязняющих веществ в объёме, превышающем предельно допустимый уровень, в отсутствие соответствующих нормативов и при отсутствии права пользования водным объектом свидетельствует о нарушении со стороны ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой»законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п.2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В соответствии со ст.8 Водного кодекса Российской Федерации река Шлина находится в собственности Российской Федерации.
Судом установлено, что сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в указанные в исках водные объекты рыбохозяйственного значения ведёт к загрязнению и истощению водных объектов, создает угрозу жизни и здоровью людей, которые используют указанные водные объекты в личных и бытовых целях, негативному воздействию на окружающую среду.
В связи с чем, осуществляя сброс сточных вод в реку Шлина, ответчик нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, нарушает права Российской Федерации, как собственника.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Нарушения природоохранного законодательства прямо затрагивают интересы неопределённого круга лиц, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.
Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих прав или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При решении вопроса о возложении на ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой» обязанности по прекращению сброса сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, суд учитывает, что ответчик в пределах своих полномочий предоставляет коммунальные услуги по водоотведению на территории Вышневолоцкого района Тверской области, эксплуатируя с целью осуществления указанной деятельности на праве хозяйственного ведения канализационные сети, насосные станции и очистные сооружения в <адрес> в отсутствие права пользования указанными водными объектами, утвержденными в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и с превышением в сбрасываемых сточных водах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В этой связи суд считает необходимым обязать ООО «Вышний Волочёк – Спецстрой» прекратить сброс сточных вод в реку Шлина в отсутствие права пользования водными объектами, в отсутствие утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, а также с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ по истечении трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Также суд полагает, что в связи с удовлетворением исковых требований неимущественного характера с ответчика следует взыскать государственную пошлину в размере 4000 рублей, от уплаты которой при подаче искового заявления Тверской межрайонный природоохранный прокурор освобождён в силу требований закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек – Спецстрой» по истечении трёх месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу прекратить сброс сточных вод в реку Шлина в отсутствие права пользования водными объектами, в отсутствие утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Вышний Волочек – Спецстрой» государственную пошлину в размере 4000 (Четыре тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев
.
.