Дело № 2-78/2012
Решение
Именем Российской Федерации
«20» февраля 2012 года г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Н.В.,
при секретаре Рюхиной Н.М.,
с участием истца Ивановой С.В.,
представителя ответчика Стеблина В.Г.,
представителя третьего лица Вавер А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области о включении в стаж периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Иванова С.В., <дата> года рождения, обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области, о включении в стаж периодов работы и о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что истец <дата> обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, так как на момент обращения с заявлением ее специальный стаж составляет более 30 лет (31 год).
Иванова С.В. работала в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи <адрес> с <дата> по <дата>, врачом терапевтом - участковым с <дата> по <дата> <данные изъяты> районного муниципального предприятия медицинской помощи «<данные изъяты>», с <дата> по <дата> врачом терапевтом-участковым в Муниципальном ЛПУ «<данные изъяты>», с <дата> по <дата> врачом общей практики и врачом УЗД, с 2005 г. работает заместителем главного врача по ЛПР и совмещает работу врача УЗД по настоящее время в Муниципальном лечебно-профилактическом учреждении «<данные изъяты>».
Истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по следующим основаниям.
В специальный стаж Ивановой С.В. не включен период работы с <дата> по <дата>, так как Муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>» по своей организационно-правовой форме не является учреждением. Указанный период подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как за время работы истца характер, место, условия работы, должностные обязанности не менялись, трудовой договор с ней не расторгался. Поскольку трудовая пенсия назначается в связи с родом деятельности, в данном случае лечебной деятельностью, то изменение наименования или реорганизация учреждения или предприятия не повлекло за собой изменения предмета и целей деятельности, в данном случае обеспечением квалифицированной медицинской помощью (стационарной и поликлинической) и не может влиять на сроки назначения пенсии по достижении 30 летнего стажа в связи с лечебной деятельностью.
В стаж не включены периоды прохождения курсов повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, на которые истец была направлена работодателем и проходила обучение на курсах повышения квалификации, что подтверждает справка уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие постоянную занятость на льготной работе <№> от <дата>
В силу специальных нормативных актов для медицинских работников повышение квалификации являются обязательным условием выполнения работы, также повышение квалификации является трудовой обязанностью истца и неисполнение которой может повлечь прекращение трудовой деятельности, так как работа Ивановой С.В. связана непосредственно с лечебной деятельностью.
Кроме того, в специальный стаж истца не включены периоды нахождения истца на больничном листе по беременности и родам: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью так как согласно, статьи165 КЗоТ, статьи 255 ТК РФ женщина имеет право на отпуск по беременности и родам на основании выданного больничного листа (листка нетрудоспособности) с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. В силу части 4 статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья» гарантируемая продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам закреплена законодателем. В соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516 и п.5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации №5 от 22.05.1996 г., в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков. Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 г., период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В период нахождения на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> истцу было выплачено пособие по государственному социальному страхованию.
В стаж не включен период отгулов по донорской справке с <дата> по <дата> Указанный период подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, так как согласно КЗоТ до 2002 г. использовалось понятие «отгул», с 2002 г. ТК РФ используется понятие «другой день отдыха», «дополнительное время отдыха» - это вид времени отдыха, предоставляемый работнику как компенсация за переработку или в иных, установленных законом случаях. Согласно ст.186 ч.4 ТК РФ после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. При сдаче крови и ее компонентов за работником сохраняется его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха. За <дата> - <дата> истцу выплачивалась заработная плата и производились страховые отчисления.
В дальнейшем истец дополнила исковые требования и просила включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с -<дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца, а также период нахождения на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяца. Пенсию назначить с <дата>
В судебном заседании истец Иванова С.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении и дополнении к исковому заявлению, пояснив, что период нахождения на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> включен в ее специальный стаж в календарном исчислении, тогда как указанный период должен быть включен в льготном исчислении.
Представитель ответчика – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области по доверенности Стеблина В.Г. возражал против удовлетворения исковых требований с учетом дополнений по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Из представленных возражений следует, что <дата> Иванова С.В. обратилась в клиентскую службу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Согласно записям в трудовой книжке Иванова С.В. работала: с <дата> по <дата> в должности фельдшера отделения скорой помощи в больнице скорой помощи <адрес>; с <дата> по <дата> - в должности врача <данные изъяты> районного муниципального предприятия медицинской помощи «<данные изъяты>»; с <дата> по <дата> - в должности врача Муниципального лечебного-профилактического учреждения «<данные изъяты>»; с <дата> по настоящее время работает в должности заместителя главного врача по медицинской части, осуществляющего медицинскую деятельность Муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ) «<данные изъяты>».
На основании Постановления главы Администрации <данные изъяты> района от 16.11.1992 г. № 202, с 16.11.1992 г. <данные изъяты> центральная районная больница реорганизована в Муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>».
В соответствии с Постановлением главы Администрации <данные изъяты> района от 05.01.1996 г. №4 Муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>» переименовано в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>».
С 28.05.2003 г. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>» реорганизовано в Муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) «<данные изъяты>» на основании Устава, утвержденного <дата> комитетом по управлению муниципальной собственностью и экономике Администрации <данные изъяты> района Тверской области.
Начальником ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области было принято решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Ивановой С.В. в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с отсутствием необходимого специального стажа (30 лет).
Согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, «лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, включаются периоды работы в должностях среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях всех форм собственности.
Указанное положение законодатель подтверждает и в последующих нормативно-правовых актах.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1066 устанавливается, что «Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№>, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений.
Период работы Ивановой С.В. с <дата> по <дата> в должности врача <данные изъяты> районного муниципального предприятия медицинской помощи «<данные изъяты>» не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как данная организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением.
Иванова С.В. находилась на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>
Иванова С.В. находилась в административном отпуске по собственному желанию с <дата> по <дата>
Ивановой С.В. предоставлялись отгулы по донорской справке с <дата> по <дата>
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную /деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не могут быть включены курсы повышения квалификации, административные отпуска, иные периоды отвлечений.
Представитель третьего лица Муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Вавер А.Б. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований с учетом дополнений не возражал, пояснив, что характер работы Ивановой С.В., ее должностные обязанности при переименовании организации не изменялись.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173 – ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов отказного пенсионного дела следует, что <дата> Иванова С.В., <дата> года рождения, обратилась в клиентскую службу ответчика с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№> от <дата> следует, что принято решение не засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Ивановой С.В. следующие периоды: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>
Данное решение мотивировано тем, что период работы Ивановой С.В. с <дата> по <дата> в <данные изъяты> районном муниципальном предприятии медицинской помощи «<данные изъяты>», не может быть засчитан в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как данная организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516, в специальный стаж не могут быть включены курсы повышения квалификации, административные отпуска, иные периоды отвлечений.
Льготное исчисление специального стажа применяется только в отношении периодов работы, поэтому отпуска по беременности и родам не может рассматриваться как трудовая деятельность в сельской местности и поселках городского типа. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности. Таким образом, отпуск по беременности и родам включается в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в календарном порядке.
Из трудовой книжки следует, что Иванова С.В. <дата> принята на работу в <данные изъяты> районное муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>» на должность участкового врача терапевта, <дата> Иванова С.В. переведена на должность врача общей практики Муниципального лечебно-профилактического учреждения «<адрес> больница», <дата> Иванова С.В. переведена на должность заместителя главного врача по медицинской части Муниципального учреждения здравоохранения «<адрес> больница» (л.д.55-57).
Согласно справке, уточняющей работу в должностях, работа в которых, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, Иванова С.В. работала в МУЗ «<данные изъяты>» с <дата> по <дата> в должности участкового врача терапевта, с <дата> по <дата> в должности врача общей практики, с <дата> по настоящее время в должности заместителя главного врача по медицинской части, осуществляет медицинскую деятельность.
Время нахождения на больничном листе по беременности и родам с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Курсы повышения квалификации: с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>
Отгулы по донорской справке с <дата> по <дата>
С 16.11.1992 г. <данные изъяты> центральная районная больница реорганизована в «<данные изъяты> районное муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>» на основании постановления администрации <данные изъяты> района от 16.11.1992 г. №202.
В соответствии с постановлением главы администрации <данные изъяты> района от 05.01.1996 г. №4 от 05.01.1996 г. <данные изъяты> районное муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>» переименовано в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>».
С 28.05.2003 г. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>» реорганизовано в Муниципальное учреждение здравоохранения (МУЗ) «<данные изъяты>».
Согласно справке МУЗ «<данные изъяты>» Иванова С.В. с <дата> по <дата> работала врачом терапевтом участковым в муниципальном предприятии медицинской помощи (МПМП) <данные изъяты> района и непосредственно оказывала медицинскую помощь по своей специальности (л.д.13-14).
Из карточек справок за <дата>, <дата>, <дата> Ивановой С.В. выплачивалась заработная плата и производились страховые отчисления (л.д. 58-60)
<данные изъяты> районное муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты>» зарегистрировано на основании постановления Администрации <данные изъяты> района Тверской области от 16.11.1992 г. (л.д. 17).
05.01.1996 г. на основании постановления Администрации <данные изъяты> района Тверской области зарегистрировано Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>» являющееся правопреемником муниципального предприятия медицинской помощи (л.д. 28).
Из Устава <данные изъяты> районного муниципального предприятия медицинской помощи «<данные изъяты>» следует, что целью создания предприятия является обеспечение квалифицированной стационарной и поликлинической помощью населения.
Основными задачами и функциями предприятия являются: обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощью населения; оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью всех подведомственных учреждений здравоохранения; разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения; обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях; внедрение в практику работы современных методов и средств профилактики, диагностики, и лечения; организация планово-финансовой и хозяйственной деятельности по всем лечебным учреждениям района; укрепление и развитие материально-технической базы предприятия; разработка, организация и осуществление мер по рациональному использованию, повышению профессиональной квалификации и воспитанию кадров; организация, руководство и контроль за постановкой и- достоверностью статистического учета и отчетности на предприятии (л.д.18-27).
Из Устава Муниципального лечебно-профилактического учреждения «<данные изъяты>» следует, что целью создания учреждения является обеспечение квалифицированной медицинской помощью (стационарной и поликлинической), врачебной и доврачебной помощью населения района, обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях, внедрение в практику работы современных методов и средств профилактики, диагностики, и лечения; организация планово-финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения; разработка, организация и осуществление мер по рациональному использованию, повышению профессиональной квалификации и воспитанию кадров; организация, руководство и контроль за постановкой и- достоверностью статистического учета и отчетности в учреждении.
МЛПУ является центром организационно - методического и оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории района, в пределах своих полномочий, ответственным за постановку и качество медицинского обслуживания населения (л.д.29-36).
Из Устава Муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> района от 23.01.2006 г. следует, что учреждение создается в целях обеспечения квалифицированной медицинской помощью стационарной и поликлинической помощи населению, медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, страдающих хроническими заболеваниями.
Основными задачами и функциями являются: обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и поликлинической помощи населения; разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения; обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях; внедрение в практику работы современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения; организация доврачебной медицинской помощи населению на фельшердско - акушерских пунктах; укрепление и развитие материально-технической базы Учреждения; разработка, организация и осуществление мер по рациональному использованию, повышению профессиональной квалификации кадров; осуществляет временное содержание и проведение курса поддерживающего лечения больным преимущественно пожилого и старческого возраста, одиноким, страдающим хроническими заболеваниями и нуждающимся в медицинском и социальном уходе (л.д.37-42).
Из Устава Муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» утвержденного постановлением Администрации <данные изъяты> района от 14 июля 2008 года следует, что целью учреждения является сохранение и восстановление здоровья населения путем проведения лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Для достижения поставленных целей Учреждение в соответствии с действующим законодательством осуществляет следующие виды деятельности: оказание доврачебной помощи, в том числе детям; оказание скорой и неотложной помощи, в том числе детям; диспансеризация населения, в том числе детей; первичная медико-санитарная, квалифицированная, специализированная амбулаторная медицинская помощь населению, в том числе детям; клиническая лабораторная и инструментальная диагностика; первичная медико-санитарная, квалифицированная, специализированная стационарная медицинская помощь населению, в том числе детям; стоматологическая помощь и протезирование полости рта населению, в том числе детям; проведение медицинских экспертиз, включая экспертизу временной нетрудоспособности, контроля качества медицинской помощи, профессиональной пригодности, экспертизу на право владения оружием, освидетельствование водителей транспортных средств и наркологическая экспертиза, экспертиза состояния здоровья детей; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; применение методов традиционной медицины; обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях; обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет; санитарно-гигиеническое воспитание населения, в том числе детей; обучение населения основам здорового образа жизни; осуществляет иные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ. (л.д.43-50).
Из должностных инструкций врача-терапевта участкового <данные изъяты> районного муниципального предприятия медицинской помощи «<данные изъяты>», Муниципального лечебно-профилактического учреждения «<данные изъяты>» следует, что должностные обязанности врача-терапевта участкового не изменялись и заключаются в оказании квалифицированной помощи по своей специальности (л.д.51-52, 53-54).
Пунктом 2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, включаются периоды работы в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. №1066 устанавливается, что «Список и Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В разделе «наименование учреждений» указанного Списка, п.1 предусмотрено наименование учреждения «Больницы всех наименований». В разделе «наименований должностей» предусмотрены должности «врачи специалисты всех наименований (кроме врачей статистов)».
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
При разрешении настоящего спора суд руководствуется разъяснениями, данными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20.12.2005 г., и исходит из того, что суды, в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №11-П от 03.06.2004 г., вправе устанавливать тождественность должностей и учреждений, дающих право на досрочную трудовую пенсию.
Судом установлено, что истец в период с <дата> по <дата> работала в <данные изъяты> районном муниципальном предприятии медицинской помощи «<данные изъяты>». 05.01.1996 г. <данные изъяты> районное муниципальное предприятие медицинской помощи «<данные изъяты> в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>».
Целью деятельности <данные изъяты> районного муниципального предприятия медицинской помощи «<данные изъяты>» и Муниципального лечебно-профилактического учреждения «<данные изъяты>» является обеспечение в необходимом объеме высококвалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощью населения. Основными функциями указанных организаций являются: обеспечение готовности к работе в экстремальных условиях, внедрение в практику работы современных методов и средств профилактики, диагностики, и лечения; организация планово-финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения; разработка, организация и осуществление мер по рациональному использованию, повышению профессиональной квалификации и воспитанию кадров; организация, руководство и контроль за постановкой и достоверностью статистического учета и отчетности в учреждении.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что выполняемые истцом в период с <дата> по <дата> трудовые функции, характер и условия труда не менялись и соответствуют тем работам и должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Факт переименования муниципального предприятия медицинской помощи на муниципальное лечебно-профилактическое учреждение не изменил цели, задачи и принципы организации деятельности в указанной организации.
Судом установлено, что должностные обязанности Ивановой С.В., как врача-терапевта участкового, и характер работы в <данные изъяты> районном муниципальном предприятии медицинской помощи «<данные изъяты>», Муниципальном лечебно-профилактическом учреждении «<данные изъяты>» в указанный период не изменялись и соответствуют тем работам и должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Предусмотренная пенсионным законодательством возможность досрочного назначения пенсии по старости отдельным категориям работников связана прежде всего с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой профессиональной деятельности. То обстоятельство, что в указанный период Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «<данные изъяты>» именовалось <данные изъяты> районным муниципальным предприятием медицинской помощи «<данные изъяты>», а не лечебно-профилактическим учреждением само по себе не может свидетельствовать об изменении условий и характера профессиональной деятельности работников и не означает существование таких различий.
Досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым лицо состояло в трудовых отношениях, или его структурного подразделения.
При таких обстоятельствах, период со <дата> по <дата> подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Иванова С.В. находилась на курсах повышения квалификации, данные периоды не включены ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (в редакции Постановления от 26 мая 2009 г. №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников, каковыми являются и лица, осуществляющие лечебную деятельность, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, периоды нахождения Ивановой С.В. на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> с <дата> по <дата> подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении, то есть 1 год за 1 год 3 месяца, что не противоречит действующему законодательству.
В период с <дата> по <дата> Иванова С.В. находилась в отгуле по донорской справке.
В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Период нахождения в отгуле по донорской справке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, период с <дата> по <дата> приравнивается к ежегодному оплачиваемому отпуску. Учитывая, что указанному периоду предшествовал и непосредственно за ним следовали периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, указанный период также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В период с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Иванова С.В. находилась в отпуске по беременности и родам. Указанные периоды включены ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в календарном исчислении.
Согласно ст.165 КЗоТ женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам.
В соответствии со ст.255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516, предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) следует считать за один год и 3 месяца.
Указанным Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет предусмотрены, в том числе, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Льгота по исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца. Указанные условия действовали до 01.11.1999 г., то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.1999 г. №1066.
В период отпуска по беременности и родам женщине выдается листок нетрудоспособности и она получает пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении с нею в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, а значит и сохранении всех гарантий, в том числе, включении периодов нахождения в указанных отпусках в стаж досрочного назначения пенсии как периодов работы, то есть в льготном исчислении.
Учитывая, что в спорные периоды нахождения в отпусках по беременности и родам истец сохраняла трудовые отношения по занимаемой должности в учреждении, работа в которых дает право на льготное исчисление данных периодов, суд полагает необходимыми включить данные периоды в стаж лечебной деятельности также в льготном исчислении.
При указанных обстоятельствах периоды нахождения Ивановой С.В. в отпуске по беременности и родам с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что по состоянию на 22.11.2011 г. Иванова С.В. имеет специальный стаж более 30 лет, предоставляющий ей право на назначение трудовой пенсии по старости по вышеуказанному основанию.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При подаче искового заявления в суд истцом уплачена государственная пошлина в сумме 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Ивановой С.В. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области включить в специальный трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии Ивановой С.В., периоды работы с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области назначить Ивановой С.В. в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области в пользу Ивановой С.В. уплаченную государственную пошлину в сумме 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Белякова
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 24 мая 2012 года решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 20 февраля 2012 года в части обязания Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области включить в специальный трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии Ивановой С.В. в льготном исчислении период с <дата> по <дата> отменено, принято по делу в указанной части новое решение, которым Ивановой С.В. в удовлетворении исковых требований к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области включено в специальный трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии Ивановой С.В. в льготном исчислении период с <дата> по <дата> – отказано.
В остальной части решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 20 февраля 2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе (межрайонное) Тверской области – без удовлетворения.