Об оспаривании действия администрации сельского поселения (2-265/2011)



Дело № 2-265/11

Решение

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года

Вышневолоцкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

при секретаре Смирновой Е.С.,

с участием заявителя Василевской Л.А.и представителя Андреевой Н.В.,

представителя заинтересованного лица Петровой Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Василевской Л.А. об оспаривании действия Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области,

УСТАНОВИЛ:

Василевская Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в части невыделения заявителю и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с решением жилищной комиссии администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района от <дата> заявитель и члены ее семьи были поставлены на очередь на улучшение жилищных условий. Семья Василевской Л.А. состоит из четырех человек: муж - ФИО1, дочь - ФИО2, дочь - ФИО3.

До рождения второй дочери заявителю была предложена одна комната в двухкомнатной квартире, от получения которой она отказалась ввиду ее антисанитарного состояния. Кроме того, в данной квартире был прописан мужчина, который, со слов администрации, мог там проживать. Впоследствии указанная квартира была получена лицами, не состоящими в очереди.

<дата> заявитель обратилась в администрацию Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района по вопросу предоставления по договору социального найма <адрес>, так как квартира является пустующей и никем не заселена.

Администрация сообщила, что на основании постановления администрации Холохоленского сельского поселения <дата> данная квартира выделена ребенку, оставшемуся без попечения родителей, - ФИО4, <дата> года рождения, поставленной на очередь <дата>.

До настоящего времени в данной квартире никто не проживает, она находится в бесхозном состоянии, что свидетельствует о преднамеренном введении в заблуждение очередников на получение жилья по договору социального найма со стороны администрации Холохоленского поселения. Заявителю неоднократно отказывали во вселении в освободившиеся квартиры по договору социального найма либо предлагалось жилье намного меньшей площадью, чем определено Жилищным законодательством Российской Федерации либо в ненадлежащем состоянии.

В судебном заседании заявитель Василевская Л.А. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. О нарушении её прав действиями Администрации Холохоленского сельского поселения ей стало известно <дата> февраля 2011 года.

Представитель администрации Холохоленского сельского поселения Петрова Э.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что квартира по адресу: <адрес>, предоставлена ФИО4, <дата> года рождения, оставшейся без попечения родителей, по договору социального найма на основании постановления главы Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от <дата>.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление Василевской Л.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В силу ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Василевская Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действия Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в пределах установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срока.

<дата> Василевская Л.А. в составе семьи из трех человек обратилась в администрацию Холохоленского сельского округа с заявлением о постановке на очередь на улучшение жилищных условий.

Постановлением Главы Администрации Холохоленского сельского округа Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> Василевская Л.А. с семьей из трех человек поставлена на очередь на улучшение жилищных условий.

Из протокола заседания жилищной комиссии Холохоленского сельского округа от <дата> следует, что Василевская Л.А. отказалась от заселения в освободившуюся комнату в двухкомнатной квартире.

Супруги Василевские вместе с 2 несовершеннолетними детьми <дата> и <дата> годов рождения зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.

Из сообщения Администрации Холохоленского сельского поселения следует, что Василевской Л.А. на ее обращение от <дата> разъяснено, что квартира <адрес> <дата> предоставлена по договору социального найма ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Постановлением Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> Василевская Л.А. с семьёй из четырех человек снята с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий сроком на 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий (с <дата>).

Решением Вышневолоцкого городского суда Тверской области от <дата> указанное постановление администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области признано незаконным.

<дата> семья Василевской Л.А. восстановлена на учёте граждан нуждающихся в жилищных помещениях.

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

<дата> ФИО4 обратилась к главе администрации Холохоленского сельского поселения с заявлением о предоставлении ей жилья.

Как следует из обращения Территориального отдела социальной защиты Вышневолоцкого района Тверской области, главе Холохоленского сельского поселения предложено поставить на льготную очередь в Холохоленском сельском поселении для обеспечения жилым помещением по договору социального найма ФИО4, <дата> года рождения, оставшуюся без попечения родителей. Право пользования жилым помещением сохранено за нею по адресу: <адрес>. Дом не пригоден для жилья.

Из акта о признании жилого помещения нежилым от <дата> следует, что в результате обследования жилого <адрес> установлено, что в доме отсутствуют окна, двери, крыша провалена, печки разрушены, обвалился потолок и пол.

Постановлением главы Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> ФИО4, <дата> года рождения, оставшаяся без попечения родителей, поставлена на льготную очередь нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Согласно постановлению главы администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> ФИО4 предоставлено по договору социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, общей площадью 53,7 кв.м.

<дата> Администрацией Холохоленского сельского поселения с Кисловой М.С. заключен договор социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст.148 Семейного кодекса Российской Федерации дети,находящиеся под опекой (попечительством), имеют право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно ст.2 Закона Тверской области от 17 апреля 2006 г. № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» жилые помещения жилищного фонда Тверской области (далее - жилые помещения) по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего закона и относящимся к категориям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченном органе по месту жительства, первичного выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения (по выбору лица в возрасте от 18 до 23 лет, законного представителя ребенка, а также с учетом мнения ребенка старше 14 лет) на основании сведений, подаваемых законными представителями детей, органами опеки и попечительства, лицами в возрасте от 18 до 23 лет.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что за ФИО4 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом не пригоден для проживания. В связи с чем следует считать, что ФИО4, оставшаяся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения и подлежит обеспечению жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства.

Жилое помещение ФИО4 предоставлено на основании постановления главы Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от <дата>. Данное постановление принято с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанное постановление главы Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области от <дата> является основанием для заключения с ФИО4 договора социального найма.

При таких обстоятельствах действия администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области по предоставлению ФИО4, <дата> года рождения, оставшейся без попечения родителей, жилого помещения по договору социального найма являются правомерными.

Доводы заявителя о том, что действиями администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области в части не предоставления ей и членам её семьи жилого помещения по договору социального найма по адресу: <адрес>, нарушены ее права и права членов её семьи, суд находит несостоятельными.

В судебном заседании установлено, что длительное отсутствие ФИО4 в указанной квартире вызвано ее обучением в <адрес>. В связи с чем являются необоснованными доводы заявителя о том, что в указанной квартире никто не проживает, квартира находится в бесхозном состоянии, что, по мнению заявителя, свидетельствует о преднамеренном введении в заблуждение очередников на получение жилья по договору социального найма.

При таких обстоятельствах заявление Василевской Л.А. об оспаривании действия Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Василевской Л.А. об оспаривании действий Администрации Холохоленского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области по предоставлению по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Сураева