Дело № 2 - 338/11
Решение
Именем Российской Федерации
Вышневолоцкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Кяппиева Д.Л.,
при секретаре Крылове А.М.,
с участием помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Антоновой К.В.,
представителя третьего лица Фировского лесничества Тверской области Молодцовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вышнем Волочке Тверской области 31 марта 2011 года гражданское дело по иску
Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области об обязании произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «<данные изъяты>» Вышневолоцкого района Тверской области,
установил:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области, в котором просит обязать администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района произвести обследование лесонасаждений и санитарную рубку на землях запаса «<данные изъяты>» Вышневолоцкого района Тверской области в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению начальника Фировского лесничества Тверской области проведена проверка соблюдения администрацией Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведенной проверкой установлено, что постановлением Главы администрации Вышневолоцкого района «<данные изъяты>» от <дата>.2004 г. <№> запас «<данные изъяты>» (кадастровый номер <№>) площадью ... га отнесен к землям запаса Вышневолоцкого района. На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области.
В судебном заседании помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Антонова К.В. иск поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик представил в суд заявление о рассмотрение дела в отсутствие своего представителя, исковые требования признаёт.
Третье лицо администрация Вышневолоцкого района Тверской области представила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, возражений против заявленных требований не имеет.
Представитель третьего лица Фировского лесничества Тверской области Молодцова Н.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Заслушав объяснение заявителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно обращению начальника Фировского лесничества Тверской области <№> от <дата>.2011 года, начальник Фировского лесничества просил Вышневолоцкого межрайонного прокурора обязать администрацию Вышневолоцкого района провести обследование лесонасаждений с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на землях запаса Вышневолоцкого района Тверской области, в том числе на землях запаса в урочище «<данные изъяты>», и дальнейшего недопущения распространения очагов вредителей и болезней леса на расположенных по смежеству с участками лесного фонда Фировского лесничества Тверской области.
Из постановления главы администрации Вышневолоцкого района Тверской области <№> от <дата>.2004 года усматривается, что утвержден отчет о наличии распределения земельного фонда района за 2003 год.
Из ответа Управления Федерального агентства кадастр объектов недвижимости по Тверской области (территориальный отдел № 3) от <дата>.2011 года усматривается, что запас «<данные изъяты>» (кадастровый номер <№>) площадью ... га отнесен к категории земель запаса Вышневолоцкого района.
Судом установлено, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой выяснилось, что постановлением Главы администрации Вышневолоцкого района «<данные изъяты>» от <дата>.2004 г. <№> запас «<данные изъяты>» (кадастровый номер <№>) площадью ... га отнесен к землям запаса Вышневолоцкого района.
На указанном земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, но непосредственно к ним примыкающем, имеются лесные насаждения, которые негативно влияют на расположенный вокруг него лесной фонд, находящийся в государственной собственности в лице Фировского лесничества Тверской области.
На данном участке происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Ввиду отсутствия каких-либо противопожарных мероприятий данный участок леса представляет угрозу возникновения лесных пожаров, которые могут перейти на смежные участки лесного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Бездействие администрации Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района создает реальную угрозу возникновения и распространения лесных пожаров и, как следствие, угрозу уничтожения леса.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации, лес является природным ресурсом.
Согласно ч.1 ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с ч.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
В соответствии с ч.2 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации, на территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом установлено, что Фировским лесничеством выявлена критическая ситуация, сложившаяся с лесными насаждениями на землях запаса на территории Вышневолоцкого района Тверской области, в том числе на землях запаса «<данные изъяты>». Лесные насаждения на данной территории негативно влияют на расположенные вокруг квартала лесного фонда Вышневолоцкого отдела лесного хозяйства Фировского лесничества Тверской области.
На землях запаса «<данные изъяты>» площадью ... га происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса. Неоднократно на землях запаса происходило возникновение лесных пожаров, переходящих на земли лесного фонда Фировского лесничества Тверской области.
В связи с тем, что ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то администрацией Лужниковского сельского поселения должно быть проведено обследование лесонасаждений и, как следствие, санитарная рубка на землях запаса «Щербинино».
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 150 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Поскольку на земельном участке запаса «<данные изъяты>» происходит усыхание деревьев, заселение их стволовыми вредителями, распространение болезней леса, а также ввиду отсутствия каких-либо противопожарных мероприятий, данный участок леса представляет угрозу возникновения лесных пожаров, которые могут перейти на смежные участки лесного фонда, суд считает необходимым возложить на администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по обследованию лесонасаждений и санитарной рубке на землях запаса «<данные изъяты>» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Возложить на администрацию Лужниковского сельского поселения Вышневолоцкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем обследования лесонасаждений и санитарной рубки на землях запаса «<данные изъяты>» Вышневолоцкого района Тверской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Л.Кяппиев