Дело № 12-162/10
Решение
19 ноября 2010 года
Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Сураева Е.В.,с участием представителя ООО «Лесосырьевое обеспечение» - Морозова А.Н.,представителя Управления Государственной административно-технической инспекции Тверской области и оГИБДД ОВД по Вышневолоцкому району О.В.Кузуб,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Лесосырьевое обеспечение» на постановление мирового судьи судебного участка № 3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области Козловой Н.П., временно исполняющей полномочия мирового судьи судебного участка №2 от <дата> о назначении административного наказания,установила:Постановлением мирового судьи судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области Козловой Н.П.,временно исполняющей полномочия мирового судьи судебного участка №2 от <дата> ООО «Лесосырьевое обеспечение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.
ООО «Лесосырьевое обеспечение» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление мирового судьи, просит его отменить и производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что при вынесении обжалуемого постановления были нарушены нормы материального и процессуального права, а именно: акт <№> составлен на <данные изъяты> и не может считаться доказательством совершения административного правонарушения.
Замеры производились <дата> на трассе <адрес> государственной административно- технической инспекцией Тверской области передвижным пунктом весового контроля, хотя Постановлением Правительства № 1079 от 22 сентября 1999 года установлено, что на федеральных и других автомобильных дорогах создаются только стационарные посты органов внутренних дел, пункты государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок и стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки.
Осуществление контроля транспортных средств на автомобильных дорогах не предусмотренного федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также проводимого органами и организациями, не указанными в Постановлении, не допускается.
Представитель заявителя не участвовал в процедуре взвешивания и не мог оспорить акт взвешивания. Автомобиль заявителя на контрольное взвешивание не отправлялся. Согласно теоретическим расчетам вес машины с грузом составлял менее 38 тонн. Поскольку автомобиль не был направлен на контрольное взвешивание, данные о его весе, изложенные в протоколе об административном правонарушении не могут быть использованы для привлечения к ответственности.
В соответствии с п. 5 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно п. 2 ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Ссылка мирового судьи на распоряжение Минтранса РФ №ИС-1004-р от 10 ноября 2002 года о том, что передвижные посты весового контроля имеют право производить взвешивание на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения не может быть принята во внимание, так как указанное распоряжение не прошло юридическую регистрацию в Минюсте РФ; указанным распоряжением предусмотрено проведение весового контроля на федеральных автомобильных дорогах.
Мировой судья при вынесении постановления о назначении административного наказания указывает, что Постановление Правительства № 1079 от 22 сентября 1999 года не подлежит применению, как не соответствующее Федеральному закону №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Указанное постановление не было отменено или приостановлено в какой-либо части.
Представитель Управления государственной административно-технической инспекции Тверской области Кузуб О.В. в судебном заседании пояснила, что выбор площадки для весового контроля транспортных средств как таковой не производился, замеры не осуществлялись, а просто было указано место, где следует установить передвижной пост весового контроля.
Согласно п. 1.1.1.1. Руководства по эксплуатации весов автомобильных, примененных сотрудниками АТИ, указанные весы предназначены для статического измерения осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства (далее - АТС). Однако масса всего АТС определяется автоматически, путем суммирования величин нагрузок на оси. В соответствии с положениями проекта ответа на письмо, составленного ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» <№> от <дата> автомобильные весы ВА - 15С могут быть использованы в режиме поколесного и поосного взвешивания и определения полной массы АТС на рессорных подвесках только при наличии аттестованной методики выполнения измерений, разработанной согласно требованиям ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методика выполнения измерений». Однако никакого аттестата методики, согласно вышеприведенному ГОСТу в судебном заседании представлено не было.
Весы автомобильные переносные ВА-15С могут быть использованы для определения общей массы пятиосного и более автотранспортного средства при одновременном взвешивании всех его осей и при наличии аттестованной методики выполнения измерений, разработанной согласно требованиям ГОСТ Р 8.563-96.
Для каждого метода взвешивания должна иметься своя методика, согласно требованиям ГОСТ Р 8.563-96.
Согласно п.2.1.2. Руководства по эксплуатации не допускается применение весов при неполном касании всех опорных ножек. Покачивание и перекос весов на поверхности дороги не допускается. В развитие и уточнение данного положения, в п. 2.2.8 и др. предусматривается крепление аппарелей весов в дорожном полотне и придание весам неподвижного положения путем соединения с полотном дороги. Однако при проведении взвешивания транспортного средства заявителя данные требования не были соблюдены.
Взвешивание транспортного средства заявителя проводилось при включенном двигателе, что вызывает вибрацию и, вследствие этого, недостоверность показаний весов.
При проведении взвешивания имели место механические воздействия на свободно лежащие кабеля связи и питания, что привело к получению недостоверных и искаженных результатов взвешивания.
Заявитель просит отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно п.23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно п.1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 г. (далее Инструкция), перевозчик груза (грузоперевозчик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза. Им могут быть организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, и граждане Российской Федерации, лица без гражданства, а также международные организации, иностранные юридические лица и граждане, имеющие соответствующую лицензию и сертифицированный подвижной состав.
Пунктом 1.4 Инструкции установлено, что перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в настоящей Инструкции. При этом тяжеловесным признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложение 1 (пункт 1.2 Инструкции)
В соответствии с таблицей п.1.3 раздела 1 Приложения 1 к Инструкции, масса транспортных средств не должна превышать 38 тонн для пятиосного и более транспортного средства.
Как следует из материалов дела, <дата> в 10 часов 38 минут на пятом километре автодороги <адрес> ООО «Лесосырьевое обеспечение» нарушило пункт 23.5 Правил Дорожного движения и пункт 2.3 Приложения 1 к «Инструкции по перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», являясь юридическим лицом, организовало перевозку тяжеловесного груза, масса которого составила вместе с массой транспортного средства более 38 тонн, без специального разрешения. Фактическая масса транспортного средства составила 57,97 тонн.
Транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный номер <№>, с прицепом-роспуск марки <данные изъяты>, регистрационный номер <№>, <дата> взвешено на весах <№>, поверенных <дата>. Место проведения контроля на 5 километре дороги <адрес>.
Из акта <№> о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от <дата> следует, что транспортное средство тягач <данные изъяты> и прицеп-роспуск <данные изъяты> взвешено на весах <№> свид. <№> поверенных <дата>, <№> свид. <№> пов. <дата>. Фактическая масса транспортного средства составила 57,97 т., допустимая 38,00 т.
Сертификат от <дата> <№>, действительный до <дата>, удостоверяет, что автомобильные весы переносные ВА-15С зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений под <№> и допущены к применению в Российской Федерации.
Из таблицы поверки весов следует, что <дата> весы поверены и годны. Изготовитель весов <данные изъяты>.
В силу ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Действительно, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации не ограничивает сотрудников ГИБДД какими-либо конкретными формами контроля за соблюдением правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 г. N ИС-1004-р "О создании службы весового контроля государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации" не регулирует компетенцию другого государственного органа - ГИБДД, в силу чего не может устанавливать какие-либо обязанности сотрудников этого органа.
Однако, в силу ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из товарно-транспортной накладной от <дата> следует, что объем перевозимого груза 38 м3 тех.сырья.
Согласно паспортам транспортных средств <данные изъяты>, масса транспортного средства без нагрузки составляет 11700 кг.; масса прицепа без нагрузки составляет 9000 кг.
Согласно имеющемуся в материалах дела расчету вес автопоезда с грузом составляет 35292 кг.
Таким образом, данные, имеющиеся в товарно-транспортной накладной в момент проверки, данные о массе транспортного средства свидетельствуют о том, что вес груза не превышал допустимый.
В судебном заседании данные, указанные в товарно-транспортной накладной, не оспаривались.
Из руководства по эксплуатации весов автомобильных переносных ВА-15С-2 следует, что весы предназначены для статического взвешивания осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие технических характеристик, указанных в п.1.1.2, только при соблюдении требований по установке весов, изложенных в п.2.1 настоящего руководства. Невыполнение требований по установке может привести к деформации силоизмерительных элементов и выходу из строя весов.
Пунктом 2.1.1. данного руководства предусмотрено, что весы могут использоваться на ровных участках автомобильных дорог по ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные Дороги и Улицы» с монолитными цементно-бетонными покрытиями и основаниями, соответствующими СНиП 3.06.03-85.
Если нет ровного участка дороги, весы следует устанавливать на специально подготовленную площадку, соответствующую требованиям, изложенным в п.2.1.3.
Согласно пункту 2.1.2. руководства, не допускается наличие в зоне установки весов камней и других предметов касающихся нижней плоскости весов. Запрещается использование весов на асфальтовом покрытии дороги, размягченном в жаркое время года.
Пунктом 2.1.3. руководства предусмотрено, что отклонение от плоскости по площадке выбранной для работы весов не должно превышать 3 мм на длине 1 м.
Невыполнение требований по плоскости площадки и твердости покрытия автодороги может привести к деформации силоизмерительных элементов и выходу из строя весов.
Также рекомендовано для исключения влияния вибраций на результаты измерения проводить измерение при выключенном двигателе.
В судебном заседании установлено, что при выборе площадки для весового контроля транспортных средств замеры не осуществлялись. Аппарели весов к дорожному полотну при взвешивании транспортного средства не были зафиксированы. Взвешивание транспортного средства производилось с включенным двигателем.
При установленных по делу нарушениях требований руководства по эксплуатации весов достоверность полученных результатов вызывает сомнение.
Товарно- транспортная накладная является достоверным доказательством, подтверждающим, что фактическая масса перевозимого груза является допустимой без специального разрешения.
Возможность контрольного взвешивания не была обеспечена.
Все указанные обстоятельства вызывают неустранимые сомнения в виновности юридического лица ООО «Лесосырьевое обеспечение» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.21.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании с достоверностью не установлено, что <дата> транспортное средство ООО «Лесосырьевое обеспечение» осуществляло перевозку груза с нарушением его допустимого веса, в связи с чем юридическому лицу требовалось разрешение на перевозку данного груза. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина ( статья 1.5 ).
Таким образом, действия ООО «Лесосырьевое обеспечение» не могут быть квалифицированы по ч.1 ст.12.21.1 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:Отменить постановление мирового судьи судебного участка №3 города Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района Тверской области Козловой Н.П., временно исполняющей полномочия мирового судьи судебного участка №2 от <дата> о привлечении ООО «Лесосырьевое обеспечение» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ООО «Лесосырьевое обеспечение» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Сураева