Об отмене постановления заместителя Главного государственного инспектора по пожарному надзору по делу об административном правонарушении с прекращением производства по делу (12-108/2011)



Дело № 12-108/11

РЕШЕНИЕ

20 октября 2011 года

Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Сураева Е.В., с участием представителя отдела надзорной деятельности по г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкому району Крылова С.К., директора МОУ СОШ <№> Шашковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <№>» Шашковой Н.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности от <дата>,

установила:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района <№> от <дата> Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <№>» (далее - МОУ СОШ <№>) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1, частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 155000 рублей.

МОУ СОШ № 5 признано виновным в том, что <дата> в 16 часов при проведении плановой выездной проверки юридическое лицо - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <№>», юридический <адрес> в лице исполняющего обязанности директора ФИО1, нарушило требования Правил пожарной безопасности в РФ, утверждённые приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003г., а именно:

  1. объект не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (ППБ-01-03 п.39);
  2. металлические косауры лестничных маршей не обработаны огнезащитным лаком или красками (ППБ-01-03 п.36);
  3. второй эвакуационный выход из актового зала выполнен с нарушениями требований - высота менее 1,9 м (СНиП 21-01-97*, Пожарная безопасность зданий и сооружений, приняты и введены в действие с 01 января 1998 года Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 года №18-7 п.6.16, далее СНиП 21-01-97*);
  4. пути эвакуации из актового зала отделаны сгораемым материалом - дерево (ППБ-01-03 п.53);
  5. не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердака Вспомогательной школы (ППБ-01-03 п.36);
  6. лестничный марш второго эвакуационного выхода (классы начальной школы) между первым и вторым этажом отделан сгораемым материалом - дерево (ППБ-01-03 п.56);
  7. не проведён контроль качества огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачного помещения основной школы (ППБ-01-03 п.36);
  8. двери, ведущие в лестничные клетки, не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнения в притворах (ППБ-01-03 п.34);
  9. в помещении спортзала не восстановлен огнезащитный слой штукатурки потолка (ППБ-01-03 п.36);
  10. не сняты глухие металлические решётки с окон помещений столовой (ППБ-01-03 п.40);
  11. в помещении актового зала не восстановлен огнезащитный слой штукатурки потолка - подбит оргалит (ППБ-01-03 п.36);
  12. не сняты глухие металлические решётки с окон помещения актового зала (ППБ-01-03 п.40);
  13. в вспомогательной школе не восстановлен огнезащитный слой штукатурки потолков (ППБ-01-03 п.36),

чем совершило административные правонарушения, предусмотренные ч.1, ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе директор МОУ СО <№> Шашкова Н.Н. просит отменить постановление <№> от <дата> о назначении административного наказания в области пожарной безопасности, считая его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы указано, что согласно протоколу об административном правонарушении от <дата>, составленному главным специалистом ОНД - ФИО2, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений проводился в присутствии представителя МОУ СОШ № - ФИО1, не являющейся законным представителем юридического лица. В соответствии с п.70 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор). Приём на работу руководителя государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения. Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Между тем, на дату составления протокола об административном правонарушении - <дата>, а также на дату рассмотрения дела и вынесения постановления - <дата>, законный представитель МОУ СОШ <№> - директор Шашкова Н.Н. находилась в очередном отпуске с <дата> по <дата>. Доверенность на представление интересов МОУ СОШ № 5 кем-либо в своё отсутствие не давала.

Заявитель считает, что при указанных обстоятельствах имеет место несоблюдение административным органом требований закона при проведении осмотра здания, вследствие чего протокол об административном правонарушении <№> от <дата> не является надлежащим доказательством совершения МОУ СОШ <№> административного правонарушения.

Кроме того, при вынесении постановления о назначении административного наказания заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по г.Вышний Волочёк и Вышневолоцкому району не учтено, что МОУ СОШ <№> располагается в здании постройки 1858 года, в связи с чем, его помещения не могут соответствовать требованиям, предъявляемым современным школам, так как при постройке здания использовались устаревшие материалы и конструкции, требующие замены. Капитального ремонта здания, за исключением системы отопления, ежегодного косметического ремонта учебных и иных помещений, а также частичного ремонта кровли, не производилось. Тем не менее, руководство школы, а по его заявкам и Администрация г.Вышний Волочёк, стараются поддерживать здание школы и его помещения в пригодном для ведения образовательной деятельности состоянии, что требует значительных финансовых затрат местного бюджета.

Вид наказания за конкретное административное правонарушение в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ назначается в пределах, установленных ч.1,4 ст.20.4 КоАП РФ, с учётом характера совершённого административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, также должны учитываться цели данного административного правонарушения.

Заявитель полагает, что при назначении административного наказания заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору по г.Вышний Волочёк и Вышневолоцкому району в постановлении не отражены все обстоятельства, которые должны приниматься во внимание при выборе вида административного наказания в виде административного штрафа, в частности: какие конкретно правила, нормы и стандарты, обеспечивающие пожарную безопасность, были нарушены; в чём именно выразилось нарушение; создают ли они реальную угрозу для жизни и безопасности людей, влияют ли на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение, на время обнаружения пожара, оповещения о нём, процесс вынужденной эвакуации людей, на возможность тушения пожара; какие действия должно было и могло принять лицо для обеспечения пожарной безопасности на объекте, какие действия уже совершены к моменту рассмотрения дела; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, вид (характер) деятельности, привлекалось ли ранее лицо к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности.

Поскольку санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ носит альтернативный характер, заявитель полагает, что в постановлении должны быть указаны причины наложения конкретного административного наказания. Наложение административного наказания в размере 155000 рублей на МОУ СОШ <№> является несоразмерной административному правонарушению.

Кроме того, в МОУ СОШ <№> по состоянию на <дата> образовательная деятельность не велась, а работали только сотрудники подрядной организации, занимающиеся работами по устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности, поэтому заявитель полагает, что при выборе наказания заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района мог ограничиться предупреждением.

МОУ СОШ <№> является муниципальным общеобразовательным учреждением, полностью финансируемым из местного бюджета г. Вышний Волочёк, и не имеет собственных денежных средств, в соответствии с чем не имеет материальных возможностей на самостоятельное устранение выявленных нарушений. При наличии финансирования нарушения будут полностью устранены.

Просит суд принять во внимание и то обстоятельство, что юридическим лицом принимаются меры к полному и своевременному исполнению предписаний органа государственного пожарного надзора, выполнен значительный объём работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В соответствии с актом проверки готовности образовательного учреждения к 2011-2012 учебному году от <дата> школа признана готовой к началу нового учебного года. Следовательно, достаточных доказательств наличия угрозы жизни и здоровью людей при эксплуатации здания школы нет.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьёй 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно статье 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, при составлении протокола и при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве представителя юридического лица участвовала ФИО1, не являющаяся законным представителем юридического лица.

В соответствии с п.70 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, руководство общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель (директор). Приём на работу руководителя государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения. Руководитель муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 4.11 Устава МОУ СОШ <№> директор без доверенности представляет интересы Учреждения.

На дату составления протокола об административном правонарушении - <дата>, а также на дату рассмотрения дела и вынесения постановления - <дата> законный представитель МОУ СОШ <№> - директор Шашкова Н.Н. находилась в очередном отпуске с <дата> по <дата>. Доверенность на представление интересов МОУ СОШ <№> кем-либо в своё отсутствие не давала.

Как следует из Устава, учредителем Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <№>» является Городской отдел образования Администрации города Вышний Волочёк. МОУ СОШ <№> отвечает по своим обязательствам за находящиеся в её распоряжении денежные средства. При недостаточности у Учреждения (МОУ СОШ <№>) указанных средств ответственность по его обязательствам несёт собственник имущества, закреплённого за образовательным учреждением, в порядке, определённом законом.

МОУ СОШ <№> является муниципальным общеобразовательным учреждением, полностью финансируемым из городского бюджета.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, необходимо доказать, что это лицо могло соблюсти упомянутые нормы, так как все возможности для этого у него имелись. Бремя доказывания возлагается на судью, орган, должностное лицо, осуществляющих производство и рассмотрение дел по административному правонарушению, поскольку презумпция невиновности действует и в отношении юридического лица.

Поскольку принятие мер зависит от другого юридического лица - учредителя, то нельзя говорить о виновности данного юридического лица. В связи с указанным при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, судья

РЕШИЛА:

Отменить постановление заместителя Главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкого района, заместителя начальника Отдела надзорной деятельности по г. Вышний Волочёк и Вышневолоцкому району <№> от <дата> по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1, частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <№>», производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья           Е.В.Сураева