Об оставлении без изменений постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора о привлечении к административной ответственности (12-117/2011)



Дело №12-117/11

РЕШЕНИЕ

02 ноября 2011 года

Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Сураева Е.В.,

с участием помощника прокурора Антоновой К.В.,

представителя Меньшикова О.А. - Новиковой М.К.,

представителей Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Слуту И.В. и Орловой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Меньшикова О.А. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям <№> от <дата>,

установила:

Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям <№> от <дата> Мэр города Вышний Волочёк Тверской области Меньшиков О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления, Меньшиков О.А. признан виновным в следующем. В период с <дата> по <дата> Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Управления Росссельхознадзора по Тверской и Псковской областям была проведена проверка исполнения ветеринарно-санитарного законодательства Администрацией города Вышний Волочёк, расположенной по <адрес>, при осуществлении санитарно-карантинных мероприятий на территории города Вышний Волочёк.

Постановлением Губернатора Тверской области «О карантине» от 15 июня 2011 года № 13-пг на территории муниципального образования «Город Вышний Волочёк» введён карантин по африканской чуме свиней, а также утверждён План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания по территории Тверской области.

Перечень мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию африканской чумы свиней регламентирован «Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней» (утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года), а также сроки их проведения предусмотрены Планом.

В результате проведённой проверки выявлено, что Администрацией города Вышний Волочёк несвоевременно и не в полном объёме организованы мероприятия по профилактике и ликвидации африканской чумы свиней, а именно: в нарушение п.4.1, п.5.2.1, п.5.2.2 «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», Плана ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания по территории Тверской области (приложение № 2 к Постановлению Губернатора Тверской области от 15 июня 2011 года № 13-пг), согласно которому в срок до 26 июня 2011 года необходимо осуществить отчуждение свиней в хозяйствах всех форм собственности, не организован учёт и отчуждение свиней в хозяйствах всех форм собственности и категорий на территории города Вышний Волочёк, входящих в первую угрожаемую зону (за исключением очага заражения АЧС). На территории города Вышний Волочёк находится ГУ «Кашаровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором содержится 42 свиньи. По состоянию на 13 июля 2011 года свинопоголовье не отчуждено (срок до 26 июня 2011 года). Таким образом, в действиях Мэра города Вышний Волочек Меньшикова О.А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ (нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных). Вина Мэра города Вышний Волочек Меньшикова О.А. в совершении административного правонарушения заключается в том, что у данного лица имелась возможность для соблюдения требований ветеринарного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, о чём было вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении Вышневолоцким межрайонным прокурором от 21 июля 2011 года.

В жалобе Меньшиков О.А. просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, а производство по делу - прекратить.

В обоснование жалобы заявитель указал, что обжалуемое постановление вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки исполнения ветеринарно-санитарного законодательства Администрацией города Вышний Волочёк, проведённой в период с 08 июля по 15 июля 2011 года Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям.

Постановлением Губернатора Тверской области от 15 июня 2011 года № 13-пг на территории муниципального образования «Город Вышний Волочёк» был введён карантин по африканской чуме свиней (АЧС) сроком на 42 дня с 16 июня 2011 года. Данным постановлением были определены эпизоотический очаг АЧС - территория личного подсобного хозяйства гр-на ФИО1 по <адрес> первая угрожаемая зона в радиусе 20 километров от эпизоотического очага, а также утверждён план ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки АЧС.

В соответствии с установленными правилами был произведён бескровный убой и уничтожение путём сжигания туши до минеральных остатков, осуществлена механическая очистка территории очага, сожжена надворная постройка, в которой содержались животные.

На территории города Вышний Волочёк в установленные сроки был проведён подворный обход с целью выявления наличия поголовья свиней в личных подсобных хозяйствах граждан, а также хозяйствах всех форм собственности.

После проведения карантинных мероприятий в очаге АЧС были отобраны пробы. Проведенные анализы от <дата> показали, что очаг АЧС был оперативно ликвидирован.

В соответствии с Планом, утвержденным Постановлением Губернатора Тверской области от 15.06.2011 года № 13-пг, предполагалось в срок до 26.06.2011 года осуществить отчуждение свиней всех форм собственности в первой угрожаемой зоне. Вместе с тем, в связи с полной ликвидацией очага АЧС на территории города в указанное постановление Постановлением временного исполняющего обязанности Губернатора Тверской области 29.06.2011 года № 14-пг, внесены изменения, согласно которых радиус первой угрожаемой зоны уменьшен с 20 км до 5 км.

Обжалуемым постановлением вменено неотчуждение по состоянию на <дата> свиней, находящихся в ГУ «Кашаровский реалибитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в количестве 42 головы. При рассмотрении дела не приняты во внимание объяснения представителя о том, что ГУ «Кашаровский реалибитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» расположен за пределами первой угрожаемой зоны. Его расположение относится ко второй зоне - 150 км от очага, и постановлением Губернатора не предусмотрено отчуждение поголовья во второй угрожаемой зоне.

Администрацией города были оперативно исполнены все организационно-технические и ветеринарно- санитарные мероприятия по ликвидации очага АЧС на территории города, в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года.

Указанная инструкция не содержит сроков исполнения тех или иных мероприятий, в законодательстве отсутствует понятие «кратчайший срок». Постановлением Губернатора Тверской области от 15.06.2011 года № 13-пг не утверждались какие-либо правила карантина животных, оспариваемое постановление не содержит ссылок на нарушенные статьи других ветеринарно-санитарных правил, иных норм права.

Таким образом, отсутствует объективная сторона административного правонарушения.

Статьей 28.8 КоАП РФ определены случаи назначения административного наказания без составления протокола, при этом случай совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.6 КоАП РФ, указанной статьей не установлен. В нарушение статьи 28.6 КоАП РФ в отношении должностного лица протокол об административном правонарушении не составлялся, тогда как его представитель оспаривал наличие события административного правонарушения.

Заслушав представителя Меньшикова О.А. - Новикову М.К., поддержавшую доводы жалобы, представителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора - Антонову К.В. об оставлении постановления без изменения, представителей Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям Слуту И.В. и Орлову И.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы и прекращения производства по делу по основаниям, представленным в письменных возражениях, исследовав материалы дела, нахожу постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям <№> от <дата> подлежащим оставлению без изменения, а жалобу - без удовлетворения, исходя при этом из следующего.

В связи с обнаружением очага эпизоотии африканской чумы свиней по <адрес> Постановлением Губернатора Тверской области № 13-пг от 15 июня 2011 года, принятым на основании ст. 17 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», на территории муниципального образования «Город Вышний Волочек» Тверской области с 16 июня 2011 года введён карантин по африканской чуме свиней сроком на 42 дня. При этом определена первая угрожаемая зона в радиусе 20 километров от эпизоотического очага африканской чумы свиней. Утверждён план ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания по территории Тверской области.

На основании приказа Минсельхоза РФ от 17 мая 2005 г. № 81 африканская чума свиней входит в Перечень карантинных и особо опасных болезней животных.

Согласно п.п. 8 и 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера.

В соответствии с п. 10 Плана (приложение № 2 к Постановлению Губернатора Тверской области от 15 июня 2011 года № 13-пг) предусмотрено ответственным исполнителям (в частности, Администрации города Вышний Волочек) в срок до 26 июня 2011 года осуществить отчуждение свиней в хозяйствах всех форм собственности.

На основании п. 1 ст. 35 Устава муниципального образования «Город Вышний Волочёк» Мэр города Вышний Волочёк является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления в городе Вышнем Волочке в пределах своих полномочий. Мэр города Вышний Волочёк возглавляет администрацию города Вышний Волочёк и руководит её работой на принципах единоначалия. В соответствии со ст. 41 Устава администрация города Вышний Волочёк в пределах своих полномочий организует и осуществляет мероприятия по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляет иные полномочия, возложенные на неё законодательством. Меньшиков О.А. избран Мэром города Вышний Волочёк 31 мая 2009 года, что подтверждается постановлением избирательной комиссии от 01 июня 2009 г. № 04-81. Администрация города Вышний Волочёк имеет место нахождения по <адрес>

В период с 15 июня 2011 года по 26 июня 2011 года в нарушение Плана ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки заболевания, предотвращению и распространению африканской чумы свиней Администрация города Вышний Волочёк не организовала учёт и отчуждение свиней в хозяйствах всех форм собственности и категорий на территории города, входящей в первую угрожаемую зону (за исключением очага заражения АЧС).

Таким образом, Администрацией города Вышний Волочёк, возглавляемой Мэром Меньшиковым О.А., нарушены сроки проведения ветеринарно-санитарных мероприятий в первой угрожаемой зоне по АЧС, что является нарушением п.п. 4.1 и 5.2 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.1980 года - несвоевременно и не в полном объёме организованы мероприятия по профилактике и ликвидации африканской чумы свиней (в том числе немедленный учёт и отчуждение всех свиней в хозяйствах всех категорий на территории города Вышний Волочёк).

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что после проведения карантинных мероприятий в очаге африканской чумы свиней и ликвидации очага АЧС на территории города Вышний Волочёк постановлением и.о.Губернатора Тверской области от 29 июня 2011 года радиус первой угрожаемой зоны уменьшен с 20 км до 5 км, после чего ГУ «Кашаровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» стал располагаться за пределами этой зоны, нельзя признать состоятельными и обоснованными.

В соответствии с пунктом 10 Плана ограничительных мероприятий по ликвидации вспышки африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания по территории Тверской области, утверждённого Постановлением Губернатора Тверской области № 13-пг от 15 июня 2011 года, срок отчуждения свиней в хозяйствах всех форм собственности в первой угрожаемой зоне радиусом 20 км от очага АЧС, установлен до 26 июня 2011 года.

Данные ветеринарно-санитарные мероприятия по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней на территории города Вышней Волочёк в установленные сроки проведены не были.

В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В материалах дела имеется постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем составление протокола об административном правонарушении не требуется. Таким образом, довод заявителя об отсутствии протокола как о нарушении КоАП РФ основан на неправильном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах действия Меньшикова О.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, установленной частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям <№> от <дата> о привлечении Меньшикова О.А., <дата> года рождения, к административной ответственности по ч.2 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу Меньшикова О.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья           Е.В. Сураева