Дело № 5-25/2011
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
18 апреля 2011 года г. Вышний Волочек
Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Кяппиев Д.Л. при секретаре Крылове А.М., рассмотрев протокол <№> об административном правонарушении от <дата> 2011 года и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, юридический адрес: <адрес>, представленные главным государственным инспектором по пожарному надзору по городу Вышнему Волочку и Вышневолоцкому району, полковником внутренней службы ФИО,
установил:
<дата>.2011 года в 11 часов при проведении плановой выездной проверки в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности юридическое лицо Городской отдел образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, юридический адрес: <адрес>, допустило эксплуатацию помещений <данные изъяты> этажа здания Городского отдела образования по адресу: <адрес> с грубыми нарушениями противопожарных норм и правил, что создает непосредственную угрозу возникновения пожара и как следствие угрозу жизни и здоровью людей.
Нарушены требования Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 (утвержденных приказом министра МЧС № 313 от 18 июня 2003 года, зарегистрированных в Минюсте 27 июня 2003 года № 4838); НПБ-104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утв. Приказом МЧС России от 20.06.2003 года № 232; НПБ-110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утв. Приказом МЧС РФ №315 от 18.06.2003 года и зарегистрированные в Минюсте РФ от 27.06.2003 года; СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», а именно:
- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации в место с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (ППБ 01-03 п.3; НПБ 110-03);
- помещения не оборудованы системой оповещения людей при пожаре (ППБ 01-03 п.3, 16; НПБ 104-03);
- здание не оборудовано системой молниезащиты (ППБ 01-03 п.3; СО 153-34.21.122-2003);
- на <данные изъяты> этаже отсутствует план эвакуации людей на случай пожара и других чрезвычайных происшествий (ППБ 01-03 п.16);
- помещения <данные изъяты> этажа не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с требованиями (ППБ 01-03 п.108).
В судебном заседании представитель отдела государственного пожарного надзора Нашатырев О.В. пояснил, что на момент проверки у ГорОО администрации города Вышний Волочек имелись нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении <№> от <дата>.2011 года.
В судебном заседании представители Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Быкова И.П. и Крючкова В.И. вину в совершении административного правонарушения, связанного с нарушением требований пожарной безопасности, не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым в соответствии с договором подряда от <дата>.2011 года №, ООО «<данные изъяты>» произвело ремонт кровли здания Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, после чего были выполнены работы ООО «<данные изъяты>» по монтажу средств пожарной сигнализации с выводом сигнала в место постоянного пребывания дежурного персонала; установлена система пожарной сигнализации. В связи с тем, что кровля здания протекала, план эвакуации людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций на <данные изъяты> этаже пришел в негодность и был снят; приказом руководителя эксплуатация <данные изъяты> этажа здания была приостановлена с <дата>.2010 года, до настоящего времени этаж не эксплуатируется; план эвакуации людей повешен после ремонта крыши. Первичные средства пожаротушения находились и находятся в кабинете <данные изъяты> этажа здания. В соответствии с договором от <дата>.2011 года <№> на монтаж молниезащиты, контуров заземления, электроизмерительных работ, в здании Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области работы планируются при наличии погодных условий, необходимых для производства данных видов работ.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.
В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть учреждение, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления.
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, находится на балансе Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек на основании распоряжения <№> от <дата>.2004 года и акта приема-передачи от <дата>.2004 года.
Таким образом, Городской отдел образования администрации города Вышний Волочек Тверской области является лицом, ответственным за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Факт совершения правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении <№> от <дата>.2011 года, актом проверки <№> от <дата>.2011 года.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья полагает, что у Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области на момент выявления правонарушения имелась возможность для соблюдения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Что касается характера совершенного правонарушения, то из диспозиции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усматривается, что она предусматривает формальный состав правонарушения, при котором сам факт нарушения правил пожарной безопасности достаточен для привлечения лица к административной ответственности.
Судья критически относится к доводам представителя Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области о том, что помещения <данные изъяты> этажа не эксплуатируются на основании приказа <№> от <дата>.2010 года, поскольку данное обстоятельство опровергается другими доказательствами по делу, в том числе протоколом об административном правонарушении и актом проверки <№> от <дата>.2011 года, в которых указано, что помещения <данные изъяты> этажа, расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатируется.
Также судья не может расценить допущенное Городским отделом образования администрации города Вышний Волочек Тверской области административное правонарушение как малозначительное.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу возникновения пожара и, как следствие, угрозу жизни и здоровья людей. Данный вид правонарушения посягают на общественную безопасность.
Учитывая, что со стороны Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области имеют место нарушения требований пожарной безопасности, судья признает Городской отдел образования администрации города Вышний Волочек Тверской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья признает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность то, что по состоянию на <дата>.2011 года требования пожарной безопасности в помещениях Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, расположенных по адресу: <адрес>, частично выполнены, а именно: произведен ремонт кровли здания и выполнены работы по монтажу средств пожарной сигнализации с подключением и выводом сигнала о срабатывании в место постоянного пребывания дежурного персонала в соответствии с договорами подряда; имеются первичные средства пожаротушения; заключен договор подряда <№> на монтаж молниезащиты, контуров заземления, электроизмерительным работам административного здания ГорОО от <дата>.2011 года.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, судья не установил.
Ранее Городской отдел образования администрации города Вышний Волочек к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности не привлекался.
Из первого абзаца ч.1 ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии со вторым абзацем ч.1 ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно ч.1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исходя из допущенных нарушений противопожарных норм и правил, которые создают непосредственную угрозу возникновения пожара и, как следствие, угрозу жизни и здоровья людей, учитывая обстоятельства, смягчающие ответственность Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, судья полагает, что менее строгий вид административного наказания, в отличие от административного приостановления деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В этой связи судья полагает необходимым применить к Городскому отделу образования администрации города Вышний Волочек Тверской области в качестве административного наказания административное приостановление деятельности.
Решая вопрос о сроке административного приостановления деятельности, судья учитывает то обстоятельство, что Городской отдел образования администрации города Вышний Волочек Тверской области частично устранил допущенные нарушения в области пожарной безопасности.
В этой связи судья считает необходимым назначить в отношении Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного приостановления деятельности здания Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, состоящего в запрете деятельности помещений <данные изъяты> этажа Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, расположенных по адресу: <адрес>, сроком на тридцать суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст.3.12, ч.1 ст.20.4, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Городской отдел образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности, состоящего в запрете эксплуатации помещений <данные изъяты> этажа Городского отдела образования администрации города Вышний Волочек Тверской области, расположенных по адресу: <адрес>, сроком на 30 (тридцать) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Д.Л.Кяппиев