№ 5-13/2012
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
18 мая 2012 года г. Вышний Волочек
Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Кяппиев Д.Л., рассмотрев протокол об административном правонарушении от <дата> и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук, юридический адрес: <адрес>, представленные начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке ФИО2,
установил:
<дата> в 11 часов 00 минут ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук на территории Вышневолоцкого филиала с опытной базой, расположенной по адресу: <адрес> допустило осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 2-4 группы патогенности без лицензии, выданной лицензирующим органом – Федеральной службой по надзору в сфере защиты правы потребителей и благополучия человека.
В судебном заседании представитель ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук Строгонов И.В. вину в совершении административного правонарушения признал, пояснив, что в настоящее время оформляются документы, необходимые для получения лицензии, дающих возможность выполнения работ с микроорганизмами 2-4 группы патогенности, в настоящее время данный вид работ не осуществляется.
В ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба, в том числе и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с п.19 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
В силу п.1 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, должны иметь на нее лицензию.
Согласно п.2.1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.1285-03 Эпидемиология. Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности), утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.04.2003 N 42 (ред. от 12.05.2010), юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, должны иметь на нее лицензию.
Согласно п.1.11 Устава, Вышневолоцкий отдел ВИЭВ с опытной базой, расположенный по адресу: <адрес>, входит в структуру ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук.
Внеплановая документарная проверка в отношении ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук по месту нахождения Вышневолоцкого филиала с опытной базой проведена на основании распоряжения начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке ФИО2 <№> от <дата>.
Основание проверки соответствует требованиям Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Факт совершения правонарушения подтвержден актом проверки <№> от <дата>, протоколом об административном правонарушении от <дата>, который составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитываю, что Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу с 03 ноября 2011 года.
В соответствии с п.55 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний также подлежала лицензированию.Срок действия лицензии <№> от <дата>, выданной на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 2-4 групп патогенности, установлен до <дата>.
Таким образом, как с момента истечения срока действия лицензии <№> от <дата>, так и с момента вступления в силу Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» у ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук имелась возможность совершить действия, направленные на получение соответствующей лицензии.
Из диспозиции ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях усматривается, что она предусматривает формальный состав правонарушения, при котором сам факт осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если лицензия обязательна, образует объективную сторону административного правонарушения.
Полагаю, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения <№> от <дата>, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, удостоверяющего соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проведения экспериментальных исследований с микроорганизмами II группы патогенности – возбудителями бруцеллёза в блок-лаборатории <№> опытной базы Вышневолоцкого отдела института (заключение действительно до <дата>), не освобождает ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук от законной обязанности по получению соответствующей лицензии.
Учитывая, что ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 по месту нахождения Вышневолоцкого филиала с опытной базой по адресу: <адрес> осуществляет деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний животных, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, то следует признать ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признаю смягчающим административную ответственность ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук то обстоятельство, что в настоящее время проводится работа по оформлению документов на получение соответствующей лицензии.
Обстоятельства, отягчающую административную ответственность ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук, отсутствуют.
Из первого абзаца ч.1 ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии со вторым абзацем ч.1 ст.3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно ч.1 ст.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судья считает, что в отношении ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук невозможно применить административное наказание в виде наложения административного штрафа, поскольку допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Исходя из допущенных нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, полагаю, что менее строгий вид административного наказания, в отличие от административного приостановления деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В этой связи полагаю необходимым применить к ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук в качестве административного наказания административное приостановление деятельности.
Исходя из установленных обстоятельств, принимая во внимание обстоятельство, смягчающее административную ответственность, считаю необходимым назначить ГНУ Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного приостановления деятельности, состоящего в запрете осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 2-4 группы патогенности без лицензии на территории Вышневолоцкого филиала с опытной базой, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 30 (Тридцать) суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст.3.12, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной ветеринарии имени ФИО1 Российской академии сельскохозяйственных наук, юридический адрес: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности, состоящего в запрете осуществления деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выполнение работ с микроорганизмами 2-4 группы патогенности без лицензии на территории Вышневолоцкого филиала с опытной базой, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 30 (Тридцать) суток.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Д.Л.Кяппиев