приговор по делу 1-374/2010



Уголовное дело № 1- 374\10

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

гор. Выборг 5 июля 2010 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Ротов С.Д.

с участием государственных обвинителей – помощников Выборгского городского прокурора Красоткиной Ю.В. и Гребневой Ю.В.,

подсудимого Дадонова Александра Александровича,

защитника – адвоката Милашина А.М., представившего удостоверение Номер обезличен и ордер Номер обезличенА 832957,

при потерпевшей С.Е.

и при секретарях Зарковой Г.А. и Устюжаниной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ДАДОНОВА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, Дата обезличена года рождения, уроженца гор. Грозный, русского, разведенного, имеющего 2 детей, воспитывающихся бывшей женой, образование среднее, официально не трудоустроенного, проживавшего без регистрации по адресу: ..., ..., гор. Светогорск, ..., ... ..., судимого Дата обезличена года Выборгским городским судом ... по ст. 79 УК РФ на оставшийся срок 1 год 10 месяцев 29 дней, содержащегося под стражей с Дата обезличена года,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Дадонов А.А. совершил убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах.

В марте 2010 года Дадонов А.А. и Ж.В., Дата обезличена рождения, проживали в квартире последнего по адресу: ..., ..., гор. ..., ..., д. Номер обезличен, кв. Номер обезличен. Оба злоупотребляли спиртными напитками.

Дата обезличена года в период с 5 до 8 часов в указанной квартире между Дадоновым и Ж.В. произошла ссора, в ходе которой Дадонов, схватив со стола кухонный нож, умышленно ударил Ж.В. в область шеи, причинив одно колото-резаное слепое ранение нижней трети шеи с локализацией раны на передней поверхности шеи слева и повреждением левой внутренней яремной вены, пересечением левой общей сонной артерии и левого блуждающего нерва. Указанное ранение, сопровождавшееся массивным кровотечением и осложнившееся острой кровопотерей, явилось причиной смерти Ж.В. на месте происшествия, несмотря на принимаемые Дадоновым А.А. меры по оказанию медицинской помощи.

Совершив убийство, Дадонов А.А. пришёл в милицию и заявил о явке с повинной.

Подсудимый Дадонов А.А. виновным себя в убийстве полностью признал и пояснил, что вечером в квартиру Ж.В., где он проживал без регистрации, пришел Х.С., угощал его водкой и пивом. В 23 часа явился пьяный Ж.В., и выпивка продолжилась. Утром Ж.В. стал будить его и Х.С., настойчиво предлагая им еще выпить. Из-за этого он (Дадонов) стал с ним ругаться. Он не помнит, как нанес Ж.В. удар ножом. Вспоминает, что стоит, держа окровавленный нож, а пострадавший падает. Он опустился над ним и пытался остановить кровь. Попросил выходящего из квартиры Х.С. вызвать скорую помощь и милицию. Увидев, что Ж.В. умер, оделся и пришел в милицию.

Виновность подсудимого подтверждается следующими доказательствами.

В материалах уголовного дела имеется протокол явки с повинной, составленный в 13 часов Дата обезличена года, в котором подсудимый собственноручно сообщает о том, что ночью он поссорился с Ж.В., взял со стола нож и нанес ему удар в верхнюю часть груди, в область шеи л.д. 34).

В тот же день с 11 часов 45 минут до 14 часов 35 минут составлен протокол осмотра места происшествия. На полу одной из комнат обнаружен обильно испачканный кровью кухонный нож, под столом – несколько бутылок из-под водки, вина и пива. Труп Ж.В., раздетый до пояса, лежит между двумя кроватями на полу. В левой надключичной области - рана размером 3х1 см. Лицо, волосистая часть головы, верхние конечности и другие части тела, а также брюки, испачканы подсохшей кровью л.д.10-28).

При осмотре вещественных доказательств установлено, что длина клинка ножа составляет 14 см л.д. 226).

По заключению судебно-медицинского эксперта на трупе Ж.В. обнаружено одно колото-резаное слепое ранение нижней трети шеи с локализацией раны на передней поверхности шеи слева и повреждением левой внутренней яремной вены, пересечением левой общей сонной артерии и левого блуждающего нерва и кровоподтёк передней поверхности правого плеча.

Ранение шеи причинено одним ударом колюще-режущего орудия – ножа, длина клинка которого была не менее 8,5 см. Причиной смерти явилось указанное ранение, сопровождавшееся массивным кровотечением и осложнившееся острой кровопотерей. Между ранением шеи и наступлением смерти имеется прямая причинная связь. Смерть Ж.В. могла последовать не менее чем за 2-3, но не более чем за 6-7 часов до времени первоначальной фиксации трупных явлений при осмотре трупа на месте его обнаружения.

При исследовании в крови от трупа обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,7%, что у живых лиц соответствует сильной степени алкогольного опьянения л.д. 128-149).

В ходе предварительного следствия проведена проверка показаний Дадонова А.А. на месте происшествия. Он пояснил, что во время ссоры с ним Ж.В. кричал и требовал, чтобы он уходил из его квартиры. Поднявшись с кровати, он стал подходить к пострадавшему, но тот ударил его ладонью по левой щеке. Он не помнит, как у него в руке оказался нож, которым он ударил Ж.В. сверху-вниз в область шеи. Ж.В. схватился руками за шею, стал оседать и упал на пол. Разбудив Х.С., он (Дадонов) попросил вызвать скорую помощь, а сам пытался остановить кровь, которой истекал пострадавший. Увидев, что тот не подает признаков жизни, он направился в милицию. Свой рассказ Дадонов продемонстрировал на месте происшествия л.д.77-88).

Судебно-медицинский эксперт, оценивая показания подсудимого, данные во время их проверки, заключил, что показания в части способа нанесения ранения (направление удара сверху-вниз) и ориентации клинка ножа (обушком вверх), продемонстрированные на месте происшествия, противоречат объективным медицинским данным л.д. 159-168).

Незначительные противоречия между показаниями Дадонова А.А. при выходе с его участием на место происшествия и объективными судебно-медицинскими данными суд объясняет опьяненным и сонным состоянием подсудимого в момент совершения преступления. В судебном заседании он показал, что не запомнил механизма ранения, нанесенного пострадавшему.

Потерпевшей признана сестра погибшего С.Е., жительница Санкт-Петербурга. Она пояснила, что Ж.В. после смерти матери жил один и злоупотреблял спиртными напитками. Последний раз она видела его в начале года. С Дадоновым не знакома. О смерти брата ей сообщила по телефону его соседка. Гражданского иска не заявляет.

Свидетель Ф.Л. пояснила, что её квартира находится на 1 этаже, в квартире сверху проживал Ж.В.. В последнее время оттуда часто доносился шум, особенно в ночное время. В то утро, в 6 часов, она услышала сверху сильный стук, какие-то голоса. Потом всё стихло, а в 8 часов утра появились сотрудники милиции и сообщили об убийстве. Дадонова часто видела в доме, но охарактеризовать не может.

Как показал свидетель Х.С., явившись в квартиру Ж.В. с водкой и пивом, он застал там Дадонова. После распития с ним спиртного уснул в маленькой комнате. Проснувшись от громкого разговора, увидел стоящих друг против друга Ж.В. и Дадонова, последний держал в опущенной руке нож. Драки между ними не наблюдал. Неожиданно Дадонов махнул рукой слева направо, и Ж.В., у которого хлынула кровь, упал на пол. Дадонов встал перед ним на колени, а он (Х.С.) выбежал из квартиры.

При задержании Дадонова А.А. изъяты куртка, двое брюк, спортивная кофта, кроссовки л.д. 47).

По заключению эксперта-биолога на изъятом с места происшествия ноже, на одежде Дадонова А.А. (спортивной кофте, брюках), стельках от обуви и в смывах с его рук и ног найдена кровь, которая могла произойти от Ж.В. и не могла - от подсудимого л.д. 204-214).

Судебно-медицинский эксперт заключил, что на предметах одежды Дадонова (джемпере и обоих брюках) следы крови представлены участками пропитывания, потеками, помарками, следами от брызг. Цепочки брызг крови указывают на возможное фонтанирование крови при продолжающемся артериальном кровотечении, а пропитывания и помарки на джемпере и брюках могли образоваться от контакта с достаточным количеством жидкой крови, например, при продолжающемся массивном кровотечении из раны на шее пострадавшего л.д. 185).

Совокупность исследованных судом доказательств позволяет признать полностью подтвержденной вину Дадонова А.А. в убийстве, т. е. умышленном причинении смерти другому человеку, и квалифицировать его действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ. Нанося потерпевшему со значительной силой (длина раневого канала составляла не менее 8,5 сантиметров) удар ножом с длиной клинка 14 сантиметров в область шеи, где расположены крупные кровеносные сосуды, подсудимый действовал с прямым умыслом: он осознавал общественную опасность своих действий, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления и добился желаемого.

Подсудимый Дадонов А.А. подвергнут комиссионной судебной психолого-психиатрической экспертизе. Установлено, что хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики он не страдал при совершении преступления и не страдает на момент исследования, мог и может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Он находился в состоянии простого (непатологического) алкогольного опьянения. В момент совершения инкриминируемого ему деяния он не был в состоянии физиологического аффекта либо иного эмоционального состояния, которое бы существенным образом оказало влияние на его сознание и поведение л.д. 220).

У суда не имеется оснований сомневаться в объективности экспертных выводов, они признаются правильными, а Дадонов – вменяемым.

При назначении наказания суд учитывает тяжесть и высокую степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого. К обстоятельствам, смягчающим наказание, суд относит явку с повинной и чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении, действия, направленные на попытку оказать пострадавшему помощь непосредственно после совершения преступления, наличие у подсудимого двоих несовершеннолетних детей, а обстоятельством, отягчающим наказание, признаёт рецидив преступлений.

Однако исключительных обстоятельств, предусмотренных в ч. 1 ст. 105 УК РФ, либо без реальной изоляции от общества, суд не находит и отмечает, что Дадонов А.А. уже лишался свободы за совершение особо тяжкого преступления против жизни, но правильных выводов для себя не сделал, поэтому менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания.

Подсудимый на учете у нарколога не состоял, официально трудоустроен не был, не имеет определенного места жительства, злоупотреблял спиртными напитками, что отражено в обзорной справке, составленной участковым уполномоченным милиции л.д. 44).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Дадонова Александра Александровича виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет в исправительной колонии особого режима.

Срок отбытия наказания исчислять с Дата обезличена года. Засчитать Дадонову А.А. в срок отбытия наказания время содержания под стражей с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Мерой пресечения ему оставить заключение под стражей.

Вещественные доказательства, хранящиеся в Выборгском городском суде, - кухонный нож, куртку, джемпер, брюки и кроссовки – уничтожить, мобильный телефон возвратить гр-ну Х.С..

Процессуальные издержки в счет суммы, подлежащей выплате адвокату за оказание им юридической помощи по назначению, в размере 2386 (две тысячи триста восемьдесят шесть) руб. 96 коп. возложить на осужденного Дадонова А.А.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в ... суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий судья_________________________Ротов С.Д.