Решение по делу № 2-2909/2010



Дело № в <адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании Дата

Решение в окончательном виде изготовлено Дата

Выборгский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Астаховой О.Ю.

При секретаре Курматовой Д.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахаровой Людмилы Евгеньевны к администрации МО «Приморское городское поселение» о признании отказа в принятии на учет необоснованным и обязании поставить на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Сахарова Л.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО «Приморское городское поселение» об обязании ответчика поставить ее на учет в качестве участника подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 года.

Затем дополнила свои требования, предъявив к тому же ответчику и просила признать отказ ответчика в принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование своих требований указала на то, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В мае 2010 года обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве участника подпрограммы Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год. К заявлению приложила необходимый пакет документов. Однако ответа не получила.

В августе 2010 года обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также приложила необходимые документы. Дата ответчик отказал в постановке на учет в связи с не предоставлением всех документов. Но представить все документы не может, так как отсутствует жилое помещение.

В судебном заседании Дата истица также дополнила требование о признании постановления главы администрации МО «Приморское городское поселение» за № от Дата недействительным в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося.

Указала на то, что с ноября 2004 года проживает по устному разрешению в комнате в административном здании войсковой части 53083. Другого жилого помещения не имеет.

При обращении к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося не смогла представить все документы, в том числе не представила документ о признании ее малоимущей, характеристику жилой площади, так как ее не имеет. По этой же причине не смогла представить выписку из финансового счета и документ, подтверждающий право на жилое помещение.

В судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В своем заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации МО «Советское городское поселение» Краснякова Е.С., выступающая по доверенности, исковые требования не признала, представив на них письменные возражения, доводы которых поддержала в судебном заседании.

Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Истица Сахарова Л.Е. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 года, что подтверждается удостоверением серии Р №, выданным Дата.

В связи с отсутствием жилого помещения, Дата обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, представив пакет документов. Однако постановлением главы администрации МО «Приморское городское поселение» за № от Дата в постановке на учет было отказано со ссылкой на отсутствие необходимых документов. В частности, не представлены документы по п. 3, 4, 6, 9 «Перечня документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

С данным постановлением истица не согласна, полагает, что оно нарушает ее права, так как такие документы не могут быть предоставлены ею в принципе, так как жилым помещением не обеспечена.

Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением <адрес> от Дата за № утвержден перечень и форма документов по осуществлению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, в <адрес>.

Пунктом 3 данного перечня предусмотрено, что необходимо представить документы о признании гражданина малоимущим. Однако истица имеет право состоять на учете по иным основаниям, как это предусмотрено ч. 3 ст. 49 ЖК РФ.

Также истица должна была представить (пункт 4 Перечня) справку формы № – характеристику жилого помещения. Но в связи с тем, что жильем не обеспечена, жилого помещения не имеет, проживает по устному распоряжению командования войсковой части в административном здании, предоставить данный документ не могла.

Пунктом 6 предусмотрено предоставление выписки из финансового лицевого счета с указанием количества проживающих граждан. Но и такой документ истица также не могла представить в связи с отсутствием жилого помещения.

И в силу пункта 9 представить договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения. Но из-за отсутствия как такового жилого помещения, и такой документ истица не могла также представить.

Согласно представленной справке формы №, выданной Дата войсковой частью 53083, истица зарегистрирована с Дата в доме, принадлежащем войсковой части 53083 в <адрес>. Проживает в данном доме без ордера и договора социального найма.

Доказательств обратного ответчик не представил.

В связи с чем, суд полагает, что оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истицы у ответчика не имелось. А потому, постановление за № от Дата в части отказа истице является неправомерным. И как следствие этого, отказ в принятии на учет также является необоснованным.

Постановлением Правительства Российской Федерации за № от Дата утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации за № от Дата «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Подпунктом «е» пункта 5 указанных правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от Дата

№ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от Дата № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от Дата № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Как предусмотрено частью 3 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся в том числе и граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ № «Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до Дата, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после Дата, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

Истица Сахарова Л.Е. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до Дата принята не была.

Однако в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от Дата за №-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от Дата № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда <адрес> и жалобами граждан А.В.Жестикова и П.У.Мягчило указано, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после Дата, привлекло к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до Дата, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после Дата). Такая дифференциация – при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения – в нарушение принципа конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, положения пункта 2 первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от Дата № 122-ФЗ) не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 9часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до Дата, так и после этой даты.

Исходя из изложенного, суд полагает, что является обоснованным и требование истицы об обязании ответчика поставить ее на учет в качестве участника подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сахаровой Людмилы Евгеньевны удовлетворить.

Признать недействительным постановление главы администрации МО «Приморское городское поселение» от Дата за № в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Сахаровой Людмилы Евгеньевны.

Признать отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Сахаровой Людмилы Евгеньевны необоснованным.

Обязать администрацию МО «Приморское городское поселение» поставить Сахарову Людмилу Евгеньевну на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать администрацию МО «Приморское городское поселение» поставить Сахарову Людмилу Евгеньевну на учет в качестве участника подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней через Выборгский городской суд.

Судья: подпись