2-1477/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 06 апреля 2011 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 апреля 2011 г.

г.Выборг 06 апреля 2011 года

Дело № 2-1477/2011

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи ГОМЗЯКОВА А.Г.,

при секретаре Тимофеевой Т,Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лазаренко С.О. к Государственному учреждению «Выборгский центр занятости населения» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, Выборгской городской прокуратуре о взыскании суммы материальной помощи, недополученной в период безработицы, о возмещении морального и материального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Лазаренко С.О. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Выборгский центр занятости населения» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области (далее – ГУ «Выборгский центр занятости» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области), Выборгской городской прокуратуре о взыскании с ГУ «Выборгский центр занятости» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области недополученной ею в период безработицы с Дата суммы материальной помощи за шесть месяцев официальной безработицы без пособия в сумме рублей, а также о взыскании с Выборгской городской прокуратуры за многолетнее халатное отношение к ее обращениям по социальным вопросам морального и материального вреда в размере рублей.

В обоснование иска указала, что в период ее нахождения на учете в качестве безработной в Выборгском центре занятости, ей помимо пособия по безработице должны были ежемесячно выплачивать материальную помощь в сумме рублей, которая неправомерно Выборгским центром занятости ей не выплачивалась. В этой связи, она была вынуждена неоднократно обращаться по социальным вопросам в Выборгскую городскую прокуратуру, однако в прокуратуре к ее обращениям отнеслись формально, она получала формальные ответы на свои обращения. Между тем, при обращении в Федеральную службу по труду и занятости населения, ей начальник правового управления сообщил, что в соответствии со статьей 36 Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и пункты 243, 245 и 246 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 №819 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» ей полагалась выплата ежемесячно материальной помощи. Ссылаясь на указанные правовые нормы, а также на статьи 15 и 1064 ГК РФ, статьи 52 и 53 Конституции Российской Федерации, истец просит суд взыскать с ГУ «Выборгский центр занятости» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области недополученной ею в период безработицы с Дата суммы материальной помощи за шесть месяцев официальной безработицы без пособия в сумме рублей, а также взыскать с Выборгской городской прокуратуры за многолетнее халатное отношение к ее обращениям по социальным вопросам моральный и материальный вред в размере рублей.

Истец в судебном заседании отсутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик – Выборгская городская прокуратура о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в иске просила отказать, заявленные истцом требования считает несостоятельными.

Представитель соответчика – ГУ «Выборгский центр занятости» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, в лице его директора Никанорова Е.Ю. иск не признала и пояснила, что истец неоднократно состояла на учете в Выборгском центре занятости в качестве безработной. В этот период времени в силу закона ей выплачивалось пособие по безработице. Материальная помощь истцу, равно как и другим гражданам, состоящим на учете в центре занятости не выплачивалась, поскольку центру занятости выделяются лимиты на выплату пособия по безработице, что гарантировано государством. Центр занятости в исключительных случаях вправе оказать материальную помощь тому или иному лицу, но это право, а не обязанность центра занятости. В иске Лазаренко С.О. просила отказать, требования считает необоснованными.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика – ГУ «Выборгский центр занятости» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Никанорову Е.Ю., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого призвана создать такие условия, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу п.1 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года №1032-1(с изменениями и дополнениями), безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 №85-ФЗ, от 10.01.2003 №8-ФЗ, от 27.12.2009 №367-ФЗ)

Порядок региистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Согласно пункту 2 той же статьи Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

Статьей 5 названного Закона определено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Согласно статье 6 указанного Закона законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006)

В соответствии со статьей 11 Закона граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 12 указанного Закона безработным гражданам гарантируется среди прочего социальная поддержка.

Статьей 15 Закона определено, что государственная служба занятости населения включает в том числе государственные учреждения службы занятости населения, деятельность которых направлена среди прочего на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 28 Закона государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. (в ред. Федерального закона от 30.04.1999 N 85-ФЗ)

Порядок определения размеров пособия по безработице определен статьей 30 Закона.(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Условия и сроки выплаты пособия по безработице, установлен статьей 31 Закона. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

Статьей 36 Закона определено, что безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Как следует из материалов дела и установлено судом, что Лазаренко С.О., истец по делу, неоднократно состояла на учете в Вы­боргском центре занятости населения.

Так, впервые истец обратилась и состояла на учете в указанном центре занятости с Дата и получала пособие по Дата в минимальном размере, так как на момент обращения в службу занятости являлась длитель­но неработающей (дата увольнения Дата).

В дальнейшем, истец также обращалась в центр занятости населения, в частности:

- с Дата по Дата - снята с учета, в связи с отказом от услуг;

- с Дата по Дата - снята с учета, в связи за длительную неявку в центр занятости;

- с Дата по Дата - снята с учета, в связи с отказом от услуг центра занятости.

Во все периоды нахождения на учете в качестве безработной Лазаренко С.О. получала пособие по безработице, в соответствии со статьей 28 Закона «О занятости насе­ления в Российкой Федерации» от Дата .

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными суду Выборгским центром занятости населения и не оспариваются.

Между тем, по мнению истца, в период нахождения ее на учете в качестве безработной в Выборгском центре занятости населения, ей помимо пособия по безработице, также были обязаны ежемесячно выплачивать материальную помощь, которая составляет 850 рублей, однако такая материальная помощь ей неправомерно Выборгским центром занятости не выплачивалась.

В этой связи, истец была вынуждена неоднократно обращаться по социальным вопросам в Выборгскую городскую прокуратуру, однако как указывает истец в своем исковом заявлении, в прокуратуре к ее обращениям отнеслись формально, она получала формальные ответы на свои обращения.

В то же время, как указывает истец, ею был получен ответ на обращение от начальника правового управления Федеральной службы по труду и занятости из которого следует, что в соответствии со статьей 36 Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и п.п. 243, 245 и 246 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2006 №819 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» ей полагалась выплата ежемесячно материальной помощи.

В этой связи, ссылаясь на указанные правовые нормы, а также на статьи 15 и 1064 ГК РФ, статьи 52 и 53 Конституции Российской Федерации, истец просит суд взыскать с ГУ «Выборгский центр занятости» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области недополученной ею в период безработицы с Дата суммы материальной помощи за Дата официальной безработицы без пособия в сумме рублей.

С учетом вышеизложенных правовых норм применительно к возникшим спорным правоотношениям, суд считает заявленное истцом требование противоречит закону и удовлетворению не подлежит, поскольку истцом не учтен тот факт, что в соответствии со статьей 36 Закона РФ о занятости, на которую прежде всего ссылается истец, безработным гражданам утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законом периода его выплаты, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Решение об оказании (отказе) материальной помощи, ее видах и форме, размерах и периоде выплаты принимается органами службы занятости по каждому безработному отдельно в течение 7 дней со дня получения от безработного заявления на оказание материальной помощи и оформляется соответствующим приказом. О принятом решении безработный извещается письменно.

Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.

Основными формами оказания материальной помощи являются: выплаты в денежной форме; перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги.

Оказание этой помощи регулируется Примерным положением "О порядке и условиях оказания материальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении", утвержденным Приказом ФСЗ России от 18 июня 1993 г. N 78.

Решение же о лишении безработного материальной помощи принимается администрацией центра занятости и оформляется приказом.

Как следует из материалов дела и объяснения директора Выборгского центра занятости Никаноровой Е.Ю. в судебном заседании, материальная помощь Лазаренко СО. оказывалась разово, а именно в Дата в минимальном размере, согласно статье 36 указанного Закона. Материальная помощь истцу за требуемый период, равно как и другим гражданам, состоящим на учете в центре занятости не оказывалась, поскольку центру занятости выделяются лимиты на выплату пособия по безработице, что гарантировано государством.

В этой связи, особо следует подчеркнуть, что органы службы занятости могут, но не обязаны оказывать материальную и иную помощь. А это, в свою очередь, определяет, что безработный гражданин не вправе требовать ее предоставления.

Помимо этого, Лазаренко С.О. заявлено требование о взыскании с Выборгской городской прокуратуры по ее мнению за многолетнее халатное отношение к ее обращениям по социальным вопросам морального и материального вреда, оцененного ею в размере 10000 рублей.

В силу ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.

Как следует из ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусматривает, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

С учетом изложенных правовых норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению, суд считает указанное требование истца также удовлетворению не подлежит, поскольку истцом не были представлены суду никакие доказательства, свидетельствующие о каких-либо виновных действиях Выборгской городской прокуратурой при разрешении обращений и жалоб истца, а также и то, что в результате этих действий со стороны указанного ответчика истцу были причинены какие-либо физические или нравственные страдания, находящиеся в прямой причинно-следственной связи с виновными действиями, равно как и не было представлено никаких доказательств о причинении истцу какого-либо материального вреда со стороны Выборгской городской прокуратуры, утверждения об этом носит голословный, надуманный и субъективный характер, ничем не подтверждаются.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, что нашло отражение в п.1 ст.11 ГК РФ.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст.12 ГК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Лазаренко С.О. к Государственному учреждению «Выборгский центр занятости населения» Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области, Выборгской городской прокуратуре о взыскании суммы материальной помощи, недополученной в период безработицы, о возмещении морального и материального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков