РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 31 августа 2011 г. Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2011 года. г.Выборг 31 августа 2011 года Дело № 2-3236/2011 Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи ГОМЗЯКОВА А.Г., при секретаре Шихнабиевой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Порина д.ю. об оспаривании решения призывной комиссии о призыве на военную службу, УСТАНОВИЛ: Порин А.В. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением, поданным в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, об оспаривании решения призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования (далее - МО) «Выборгский район» Ленинградской области (далее – призывная комиссия). При этом Порин Д.Ю. просил признать незаконным решение призывной комиссии о призыве его на военную службу. В обоснование заявления Порин Д.Ю. ссылался на те обстоятельства, что по результатам медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, заявитель был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. Между тем, по результатам обследования, проведенного в медицинском учреждении – МУЗ « » Дата года заявителю был поставлен диагноз: « ». Как указывает заявитель, данное заболевание подпадает по п. № Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной комиссии, утвержденных постановлением Правительства РФ от Дата года №№ При таких обстоятельствах, Порин Д.Ю. считал, что имеет место нарушение права заявителя на освобождение от призыва на военную службу, и, ссылаясь на положения ст.ст. № Конституции Российской Федерации, № Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», требовал судебной защиты нарушенного права. Пунктом 1 ст.20 ГК РФ определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно пункту 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата N №, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Пункт 4 указанных Правил предусматривает, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Заявитель – Порин Д.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст.113 ГПК РФ по последнему известному месту жительства, о причинах своей неявки не сообщил. Тогда как присутствовавший в заседании суда представитель заинтересованных лиц - военного комиссара Ленинградской области по городу Выборгу и Выборгскому району и призывной комиссии МО «Выборгский район» Ленинградской области Мартьянов А.Г. не соглашался с обоснованностью заявленного требования, указывая на то, что решение о призыве на военную службу, медицинское заключение о годности к военной службе Порина Д.Ю. принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. В удовлетворении заявленного требования просил отказать. Также, представитель, в связи с вторичной неявкой заявителя в судебной заседание, настаивал о разбирательстве дела по существу в отсутствие заявителя, при этом категорически возражал против оставления заявления Порина Д.Ю. без рассмотрения. В этой связи, суд счел возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствие заявителя Порина Д.Ю. Изучив материалы дела, заслушав представителя по доверенности указанных заинтересованных лиц Мартьянова А.Г., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.03 г. N 12, организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. 11). Согласно п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы. Согласно таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан с учетом физического развития, перечня болезней и статей расписания болезней определяются показатели предназначения по предусмотренным наименованиям родов войск, воинских частей. Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от Дата г. N № являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службы по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан. В соответствии с п. 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Проведение указанных действий согласуется с регламентом, предусмотренным и п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного положением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, согласно которому, после проведения дополнительного обследования, призывнику назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель в Дата года проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого заключением военно-врачебной комиссии от Дата г. протокол №№ был признан годным к военной службе по категории № и призван на военную службу в Вооруженные силы РФ оспариваемым решением призывной комиссии, повестка была вручена Порину Д.Ю. для отправки к месту службы по призыву на Дата года. Комиссия врачей-специалистов при проведении медицинского освидетельствования заявителя при призыве его на военную службу установила у заявителя « , с учетом указанных заболеваний пришла к выводу о категории годности к военной службе - № (категория годности № ), показатель предназначения для прохождения военной службы - №), что нашло отражение в заключении врача-специалиста - хирурга, итоговом заключении врача, руководящего работой врачей-специалистов, в личном деле призывника. Не согласившись с решением о призыве на военную службу, заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании данного решения. По мнению заявителя, при прохождении медицинского освидетельствования на предмет определения годности к военной службе, во время которого предъявлял жалобы на состояние здоровья врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию граждан. Однако его жалобы во внимание приняты не были, заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, он был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями что позволило призывной комиссии вынести решение о призыве заявителя на военную службу. С вышеуказанными решениями заявитель не согласен, считает, что они нарушают его права на освобождение от призыва на военную службу и на зачисление в запас Вооруженных Сил РФ, Разрешая спор по существу, суд оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, не установил нарушений порядка проведения медицинского освидетельствования заявителя при его призыве на военную службу, дающих основания к признанию оспариваемого решения призывной комиссии незаконным. Как установлено судом, при проведении медицинского освидетельствования призывника Порина Д.Ю. врачами-специалистами учитывались представленные заявителем медицинские документы, и были учтены все его жалобы на состояние здоровья. Каких-либо дополнительных медицинских документов, которые не были учтены врачами-специалистами при медицинском освидетельствовании, свидетельствующих о наличии у него заболеваний, в соответствии с которыми он должен был быть признан ограниченно годным и не подлежащим призыву на военную службу по призыву, суду заявителем не представлено. Право граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, и порядок его организации и проведения предусмотрены положениями п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года N 123 и Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" (п. п. 27 - 32). Контрольное медицинское освидетельствование призывников, несогласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта РФ. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование. На контрольное медицинское освидетельствование призывники, не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз. Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются, то врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации делается запись в разделе № учетной карты призывника. При этом призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об утверждении решения призывной комиссии, о чем делается запись в книге протоколов заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации и разделе № учетной карты призывника. Если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение не подтверждаются, то соответствующим врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации оформляется лист медицинского освидетельствования. Кроме того, им, как и другими врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, делается запись в разделе № учетной карты призывника. Результаты освидетельствования записываются в книгу протоколов заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Призывной комиссией субъекта Российской Федерации принимается решение об отмене решения призывной комиссии, о чем делается запись в книге протоколов заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации и разделе № учетной карты призывника. Призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (силы). Между тем, как усматривается из материалов дела, что ранее Дата г. Порин Д.Ю. вызывался на контрольное медицинское освидетельствование в Военный комиссариат Ленинградской области, однако на контрольное освидетельствование в назначенное время не прибыл. В ходе судебного разбирательства по настоящему делу заявитель на какие-либо дополнительные доказательства, позволяющие опровергнуть установленный диагноз и вынесенное заключение о годности к военной службе, не ссылался, ходатайства о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы для проверки его доводов о наличии у него заболевания, которое влечет установление категории годности № ( ) и освобождение от призыва, не заявлял. Суд полагает необходимым отметить, что при несогласии с результатами медицинского освидетельствования Порин Д.Ю. также имел право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574 "Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе". Каких-либо медицинских документов, которые подтверждали бы наличие заболевания у заявителя, в соответствии с которым он должен был быть признан ограниченно годным и не подлежащим призыву на военную службу по призыву, суду не представлено. С учетом этого у суда в данном случае отсутствуют основания для назначения такой экспертизы по собственной инициативе и суд вправе рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в рамках изложенных заявителем оснований. Таким образом, поскольку законность вынесенного в отношении заявителя медицинского заключения и правильность основанного на нем решения призывной комиссии достаточными доказательствами не опровергнуты, у суда отсутствуют какие-либо правовые основания для удовлетворения заявленного требования. Отказывая Порину Д.Ю. в удовлетворении заявленного требования, суд также и учитывает и те обстоятельства, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ). Однако при этом, закон возлагает обязанность на заявителя доказать факт нарушения его прав, что последним сделано не было. Вместе с тем, согласно ст. 25 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487-1 граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование; в случае несогласия с заключением военно-врачебной комиссии военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на производство независимой медицинской экспертизы в соответствии со ст. 53 настоящих Основ и (или) обжалование заключения военно-врачебных комиссий в судебном порядке. В соответствии со ст. 51 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" военно-врачебная экспертиза определяет годность по состояния здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу; гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 53 настоящих Основ. Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574. В соответствии с п. 7 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем). Тогда как представленные призывной комиссии доказательства, оснований доверять которым у суда не имеются, могли быть оспорены заявителем, в том числе путем проведения независимой экспертизы, обязанность по оплате которой должны быть возложена на него, однако соответствующих доказательств заявителем не представлено. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требования Порина Дмитрия Юрьевича о признании незаконным решение призывной комиссии о призыве на военную службу – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней через Выборгский городской суд. Судья А.Г.Гомзяков