Дело № 2-226/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02 февраля 2011г.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2011 года
02 февраля 2011 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Тервинской Л.А.,
при секретаре Шихнабиевой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Выборгского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Выборг» об обязании организовать благоустройство территории,
У С Т А Н О В И Л :
Выборгский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Выборг» об обязании организовать благоустройство территории.
В обосновании заявленных требований указал, что в соответствии с актом обследования от 12.10.2010, составленным помощником Выборгского городского прокурора, совместно с представителем Отдела Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения <адрес>, было выявлено, что от проезжей части по <адрес> до дальнего торна <адрес> в <адрес> по ходу движения со стороны <адрес> в <адрес> отсутствует асфальтовое покрытие. По всему периметру торца <адрес> в <адрес> асфальтовое покрытие полностью разрушено. От левого угла фасада вышеуказанного дома до подъездной дороги к дворовой территории дома асфальтовое покрытие отсутствует, бордюра - нет. Вдоль всего фасада дома на ширину 12.5 метров асфальтовое покрытие отсутствует.
4 /о |
В соответствии с разделом II «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10.06.2010г. № 64 на земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию, площадки перед подъездом домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия. При устройстве твердых покрытий должны быть предусмотрена возможность свободного стока талых и ливневых вод.
В соответствии с п. 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения.
В соответствии с п. 20 ст. 3 Устава МО «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области к вопросам местного значения муниципального образования относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
Истец полагает, что администрации МО «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области не исполняет возложенные на нее обязанности по благоустройству территории, расположенной возле <адрес> в <адрес>, что создает неблагоприятное впечатление об облике города у жителей и гостей города Выборга, а кроме этого, затрудняет пользование данной территорией неопределенным кругом лиц, которые имеют к ней доступ.
Выборгский городской прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования и в окончательной форме иска просит обязать администрацию муниципального образования «Город Выборг» <адрес> организовать благоустройство и озеленение территории поселения, расположенной возле <адрес> в <адрес> путем восстановления асфальтового покрытия вдоль дома, устройства площадки перед подъездами дома, проездных и пешеходных дорожек с асфальтовыми покрытиями с возможностью свободного стока талых и ливневых вод.
Ответчик администрация МО «Город Выборг» в лице действующего по доверенности Баткова Б.В. возражали против удовлетворения требований, пояснив, что действительно в соответствии с п. 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения администрация обязана принимать соответствующие действия в целях реализации указанных полномочий. Пунктом 20 ст. 3 Устава МО «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области установлено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
При этом для реализации этих полномочий органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия, а также на договорной основе привлекать иные предприятия и учреждения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для решения этих вопросов.
Однако, в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме с того момента как они стали собственниками помещений в многоквартирном доме уже обладают правом общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Таким образом, не нужно формировать земельный участок для того (хотя бы в границах красных линий), чтобы у собственника помещения в многоквартирном доме возникло право собственности на земельный участок под многоквартирным домом.
В соответствии с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случае если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
Суд, заслушав позицию истца, ответчика, исследовав доказательства, приходит к следующему.
Актом обследования от 12.10.2010, составленным помощником Выборгского городского прокурора, совместно с представителем Отдела Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения г. Выборга Ленинградской области, было выявлено, что от проезжей части по <адрес> до дальнего торна <адрес> в <адрес> по ходу движения со стороны <адрес> в <адрес> отсутствует асфальтовое покрытие. По всему периметру торца <адрес> в <адрес> асфальтовое покрытие полностью разрушено. От левого угла фасада вышеуказанного дома до подъездной дороги к дворовой территории дома асфальтовое покрытие отсутствует, бордюра - нет. Вдоль всего фасада дома на ширину 12.5 метров асфальтовое покрытие отсутствует.
Предъявление прокурором в интересах неопределенного круга лиц иска в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, регламентирующей участие в деле прокурора, сопряжено с необходимостью строгого соблюдения процессуальным истцом требований действующего законодательства.
Между тем, избранный прокурором способ защиты интересов неопределенного круга лиц, а именно: требование об обязании администрацию муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области организовать благоустройство и озеленение территории поселения, расположенной возле <адрес> в <адрес> путем восстановления асфальтового покрытия вдоль дома, устройства площадки перед подъездами дома, проездных и пешеходных дорожек с асфальтовыми покрытиями с возможностью свободного стока талых и ливневых вод в контексте уставных обязанностей ответчика, согласно Уставу, и отсутствие у ответчика лицензии на право осуществления ремонтных работ, свидетельствует о некорректности предъявленного прокурором иска и отсутствии оснований для его удовлетворения.
Суд считает необходимым отметить, что в соответствии с с п. 19 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Таким образом, федеральный законодатель ограничивает полномочия органов местного самоуправления поселения содержанием и строительством дорог, мостов и иных транспортных сооружений только в границах поселения в том случае, если они не имеют федерального или регионального значения. При этом для реализации этих полномочий органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия, а также на договорной основе привлекать иные предприятия и учреждения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для решения этих вопросов.
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика относительно того, что в соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты. При этом, в соответствии со ст.5 Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Выборгское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 22.09.2009 года №345 (далее – Правила) прилегающая территория – территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических и физических лиц. В соответствии со ст.10 Правил прилегающей территорией для территории землепользования, а также для отдельно стоящих зданий, строений и сооружений является территория на ширину 10 метров свободного пространства по периметру.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами.
Определение предмета спора и избрание средств гражданского судопроизводства не входит в компетенцию суда, поскольку в силу п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
Требования к администрации МО «Город Выборг» не обоснованы, поскольку судом формулировки в акте обследования от 12.10.2010 года и в исковом заявлении не позволяют однозначно сделать вывод о фактических недостатках и месте их расположения. Формулировки просительной части искового заявления (с учетом уточнений) также некорректны, например, не представляется возможным озеленить территорию поселения путем восстановления асфальтового покрытия вдоль дома, устройства площадки перед подъездами дома, проездных и пешеходных дорожек с асфальтовыми покрытиями с возможностью свободного стока талых и ливневых вод.
Каким образом предполагается выполнить озеленение? Путем посадки двух деревьев, травы или кустов. Таким образом, требования истца изложены так, что невозможно будет исполнить решение суда в случае удовлетворения иска.
На основании вышеизложенного, с учетом приведенных правовых норм, суд не находит оснований для удовлетворения требований Выборгского городского прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Выборгского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Город Выборг» об обязании администрацию муниципального образования «Город Выборг» Выборгского района Ленинградской области организовать благоустройство и озеленение территории поселения, расположенной возле <адрес> в <адрес> путем восстановления асфальтового покрытия вдоль дома, устройства площадки перед подъездами дома, проездных и пешеходных дорожек с асфальтовыми покрытиями с возможностью свободного стока талых и ливневых вод – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Копия верна:
Судья Л.А. Тервинская