12-277/2011



РЕШЕНИЕ по делу № 12-277/2011

г. Выборг, ул.Пионерская, д.4 09 августа 2011 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Бойков О.Л.,

с участием представителя ОАО «Выборгская целлюлоза» – Б.М.,

представителя Государственной инспекции труда в Ленинградской области Р.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Выборгская целлюлоза» на постановление Государственной инспекции труда в Ленинградской области от Дата, в соответствии с которым ОАО «Выборгская целлюлоза» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об АП,

установил:

Постановлением Государственной инспекции труда в Ленинградской области от Дата, в соответствии с которым ОАО «Выборгская целлюлоза» <данные изъяты> признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об АП и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Как следует из указанного постановления, юридическое лицо ОАО «Выборгская целлюлоза» совершило нарушения законодательства об охране труда при следующих обстоятельствах.

В ходе проведенной проверки по результатам проверки карт аттестаций: «Машинист крана 5 разряда», карты аттестации «Машинист тепловоза», карты аттестации «Слесарь ремонтник 5 разряда» установлено, что работники предприятия ОАО «Выборгская целлюлоза» не ознакомлены с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, что является нарушением требований Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от Дата «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», согласно которого аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда организует ознакомление работников с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

Проведенной проверкой также установлено, что в трудовых договорах работников, занятых на работах с вредными условиями труда (трудовой договор от Дата Ж.Г., машинист тепловоза, трудовой договор И.Б., -машинист крана 5 разряда), не прописан размер компенсаций, что является нарушением требований статьи 57 Трудового Кодекса РФ, согласно которой «Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (иди) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте», а также свидетельствует о нарушении пп. 8 п. 11 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от Дата «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», согласно которого аттестационная комиссия организации, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда: при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также проведенной проверкой установлено, что акт расследования несчастного случая по форме Н-1 не выдаётся пострадавшему (законному представителю) в установленные законодательством сроки, а именно: в Акте от И.02.2011г., пострадавший К.Г., фрезеровщик, отсутствует отметка о его выдаче, что является нарушением требований ст. 230 Трудового Кодекса РФ, согласно которой работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать Один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу).

В ходе проведенной проверки также установлено, что в ОАО «Выборгская целлюлоза» отсутствует утверждённый перечень профессий, требующих присвоение 1-й группы по электробезопасности, в журналах прохождения инструктажа по электробезопасности нет записей о прохождении инструктажа по электробезопасности за 2010 г, что является нарушением Приложения к Межотраслевым правилам по охране труда (правилам, безопасности) при эксплуатации электроустановок, утверждённых Постановлением Минтруда России от Дата и приказом Минэнерго России от Дата , согласно п. 2 которого группа I распространяется на неэлектротехнический персонал. Перечень профессий, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе 1 определяет руководитель организации. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа 1 с оформлением в журнале установленной формы. Присвоение группы 1 проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу 3, назначенным распоряжением руководителя организации.

Проведенной проверкой на предприятии ОАО «Выборгская целлюлоза» установлено, что не все рабочие места аттестованы по условиям труда, чем нарушено требование ст. 212 Трудового Кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей, сертификацией организации работ по охране труда, а также нарушено требование Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от Дата «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», согласно которого «1. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места».

Таким образом, ОАО «Выборгская целлюлоза совершило правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об АП.

В своей жалобе и в судебном заседании представитель ОАО «Выборгская целлюлоза» – Б.М. пояснила, что с постановлением инспекции труда они не согласны, так как оно является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

1.Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоит из Трудового Кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития, Постановления Минтруда России и Приказы Минэнерго России отнесены указанной статьей к иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, и их нарушение не может квалифицироваться как нарушение законодательства о труде и об охране труда. Таким образом, привлечение ОАО «Выборгская целлюлоза» за нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития от Дата «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», и за нарушение Приложения к «Межотраслевым Правилам по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от Дата N 3, Приказом Минэнерго РФ от Дата N 163 является незаконным, так как данные нормативно правовые акты не являются законодательством о труде и об охране труда.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой
договор являются условия компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или)
опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих
условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Ж.Г. принят на работу по трудовому договору от Дата на должность машиниста тепловоза ЖДЦ. На момент заключения договора должность машиниста тепловоза ЖДЦ не являлась ни тяжелой работой, ни работой с вредными и (или) опасными условиями труда, поэтому в нем отсутствуют условия компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Дополнительным соглашением от Дата было предусмотрено, что доплата а работу во вредных условиях включена в заработную плату работника, которая составляет 20000.00 рублей в месяц. Таким образом, требования ст. 57 ТК РФ не нарушены. В трудовом договоре от Дата с И.Б. предусмотрено, что работник принимается на должность в древесно-подготовительный цех, участок лесной биржи машинистом крана 5 разряда. Работа машиниста крана 5 разряда не является ни тяжелой работой, ни работой с вредными и (или) опасными условиями труда, поэтому в договоре отсутствуют условия компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

3. Согласно ч. 6 ст.230 ТК РФ работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им соответствующего акта пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Указанная норма Трудового кодекса обязывает работодателя в трехдневный срок выдать акт о несчастном случае на производстве пострадавшему либо его законному представителю по их требованию. Однако указанной нормой не установлена обязанность работодателя делать отметку о выдаче акта. Отсутствие в акте о несчастном случае на производстве от Дата (по форме Н-1) отметки о его выдаче пострадавшему К.Г. не может свидетельствовать о нарушении ОАО «Выборгская целлюлоза» требований ч. 6 ст.230 ТК РФ о выдаче экземпляра акта пострадавшему. Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемое решение. В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Учитывая, что Государственная инспекция труда не доказала факта невыдачи акта о несчастном случае пострадавшему либо его законному представителю, отсутствуют основания для привлечения ОАО «Выборгская целлюлоза» за нарушение требований ст.230 ТКРФ.

4. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель должен провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Во исполнение указанной обязанности ОАО «Выборгская целлюлоза» проводит работы по аттестации рабочих мест, что подтверждается приказом от Дата и договором с ЗАО «БУТАМ» на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «Выборгская целлюлоза» -АРМ от Дата В настоящее время не все рабочие места аттестованы по условиям труда, однако это не нарушает требование ст. 212 ТК РФ, так как работы по аттестации остальных рабочих мест продолжаются. В связи с изменениями в структуре предприятия, реорганизацией ряда подразделений, возникла необходимость переоформления карт аттестации, что и делается в настоящее время организацией - исполнителем, работы по аттестации будут закончены в течение квартала и все рабочие места будут аттестованы. Учитывая, что ОАО «Выборгская целлюлоза» в настоящее время проводит аттестацию рабочих мест, а срок ее проведения законодательством не установлен, отсутствуют основания для привлечения ОАО «Выборгская целлюлоза» за нарушение требований ст. 212 ТК РФ

Представитель Государственной инспекции труда в Ленинградской области Р.С. в судебном заседании пояснил, что считает жалобу ОАО «Выборгская целлюлоза» необоснованной, поскольку в соответствии со ст.5 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

- трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

- иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

- указами Президента Российской Федерации;

- постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, нарушение Приказов Министерства здравоохранения и социального развития, Постановлений Минтруда России и Приказов Минэнерго России, которые непосредственно регулируют условия охраны труда, является нарушением законодательства об охране труда.

В постановлении о привлечении ОАО «Выборгская целлюлоза» конкретно указаны нормы законодательства, нарушенные администрацией предприятия. Уже после проведения проверки на данном предприятии произошло еще 2 несчастных случая с тяжкими последствиями, что свидетельствует о имеющихся на предприятии нарушениях правил охраны труда.

Изучив материалы дела, выслушав стороны и проверив доводы жалобы, суд считает, что постановление Государственной инспекции труда в Ленинградской области от Дата, в отношении ОАО «Выборгская целлюлоза» законно и обоснованно, а следовательно, жалоба ОАО «Выборгская целлюлоза» подлежит отказу в удовлетворении.

Факт нарушения норм законодательства об охране труда, подтверждается материалами проведенной проверки, в том числе

Постановлением заместителя выборгского городского прокурора от Дата о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Выборгская целлюлоза», объяснением генерального директора ОАО «Выборгская целлюлоза» Ш.М., отчетом о проведении проверки в ОАО «Выборгская целлюлоза», поступившим в Выборгскую прокуратуру из Государственной инспекции труда в Ленинградской области, актом о несчастном случае на производстве от Дата, личной карточкой рабочего Ж.Г., трудовым договором с Ж.Г., личной карточкой И.Б. и трудовым договором с И.Б.картами аттестаций работников предприятия, документами, подтверждающими правовой статус ОАО «Выборгская целлюлоза» и его руководителей.

Все доказательства получены в рамках закона и являются допустимыми.

Нарушений административного законодательства в ходе производства по делу допущено не было. При вынесении решения о привлечении ОАО «Выборгская целлюлоза» к административной ответственности были всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела и дана им соответствующая оценка, которую суд признает объективной и достаточной для установления вины ОАО «Выборгская целлюлоза» в совершении правонарушения.

С учетом требований ст.5 ТК РФ, суд считает, что нарушение Приказов Министерства здравоохранения и социального развития, Постановлений Минтруда России и Приказов Минэнерго России, регулирующих условия охраны труда, является нарушением законодательства об охране труда и подпадает под действие ч.1 ст.5.27 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья

решил:

Оставить жалобу ОАО «Выборгская целлюлоза» на постановление Государственной инспекции труда в Ленинградской области от Дата, в соответствии с которым ОАО «Выборгская целлюлоза» без удовлетворения, а постановление Государственной инспекции труда в Ленинградской области от Дата, в отношении ОАО «Выборгская целлюлоза» без изменения.

Настоящее постановление обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья <данные изъяты> Бойков О.Л.