ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 5т-828/2010
13 октября 2010 г. Ленинградская область
г. Выборг ул. Пионерская д. 4
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Петушкова Н.И.,
с участием представителя ЗАО “Трансэк-К” Эрдняевой Г.Н., выступающей по доверенности № 2от 20.06.2010 сроком на три года,
при секретаре Тихоновой Н.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 10206000- 1378/2010
в отношении ЗАО “Трансэк-К” <данные изъяты> (<адрес> привлекаемого к административной ответственности по ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО “Трансэк-К” сообщило таможенному органу недостоверные сведения о весе перемещаемых товаров при прибытии на таможенную территорию РФ, путем предоставления недействительных документов:
13.06.2010 в 04.40 на т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни из Финляндии прибыл грузовой автомобиль рег. № В 118 УТ98 с п/прицепом рег. № АУ 4249 78, перемещающий 20-ти футовый контейнер № CCLU 241475-8 за исправными пломбами: отправителя № K705055, финской таможни № 0674874.
В соответствии со ст. 72 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при прибытии товаров и автотранспортных средств на таможенную территорию РФ, перевозчик обязан предоставить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 73 ТК РФ, представляемые при международной перевозке автомобильным транспортом, в том числе о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании и весе товаров, путём предоставления таможенному органу документов на транспортное средство, международной товаротранспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Водителем перевозчика ЗАО “Трансэк-К” <данные изъяты> (<адрес> <данные изъяты> гр. РФ Козловым С.В. <данные изъяты> были представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП № UX 63193513, товаротранспортная накладная (CMR) № 3052675/1 TSU от 11.06.2010, счет-фактура (invoice) № 2010-10024 от 25.03.2010, упаковочный лист (packing list) № 2010-10024 от 25.03.2010, согласно которым от отправителя “Хелиомед Ханделсгес М.Б.Х.” / “Heliomed Handelsges M.B.H.” (An Der Langen Lussen 8/4, 1190 Wien, Austria) в адрес получателя ООО “Медком МП” ИНН 7725203410 (140055, Московская обл., Люберецкий район, Котельники, мкр. Белая Дача, пром. зона “Технопром”) перемещался товар – виниловые смотровые перчатки в количестве 1200 грузовых мест, весом брутто 8664 кг, на общую сумму 38700 долларов США. Согласно ТСД товар перемещался в рамках контракта № AUS/59071001/050 от 30.06.2009 на условиях поставки CIP – Москва. Место доставки: Ногинская таможня, т/п Коломенский (СВХ ООО “Северная Звезда А энд П”).
До подачи ТСД на уведомление о прибытии в таможню водителю перевозчика ЗАО “Трансэк-К” гр. РФ Козлову С.В. с целью обеспечения обязанностей по предоставлению перевозчиком достоверных сведений о весе брутто товара было вручено уведомление (уведомление от 13.06.2010). Заявления, ходатайства от гр. РФ Козлова С.В. в Выборгскую таможню не поступали.
На этапе приема сообщения о прибытии, в боксе углубленного досмотра, было произведено взвешивание автомашины с товаром на весах ВА-80-24-4-1, зав. № 06-18478. По результатам взвешивания было выявлено несоответствие между фактическим весом товара и весом, указанным в ТСД, а именно: вес транспортного средства (далее - т/с) с товаром согласно карточки взвешивания № 12403 от 13.06.2010 составил 25580 кг. Расчетным методом установлено, что вес т/с и товара составляет 23734 кг, то есть имеется разница в 1846 кг.
Автомашина была направлена на СВХ филиала ФГУП "Ростэк" т/п МАПП Торфяновка дляпроведения 100% досмотра и взвешивания товара.
В результате 100% таможенного досмотра на СВХ ФГУП "Ростэк" т/п МАПП Торфяновка (акт таможенного досмотра № 10206040/130610/001562, досмотр был приостановлен 13.06.2010, возобновлен 14.06.2010 и закончен 15.06.2010), было установлено, что фактический вес брутто товара, перемещаемого автомашиной рег. № В 118 УТ98/АУ 4249 78 в контейнере № CCLU 241475-8 составляет 10065 кг, что на 1401 кг больше, чем указано в представленных ТСД. Взвешивание товара производилось на весах ВСП4-1500А, зав. № 500. Превышение веса товара составило +16 % кзаявленному. По количеству грузовых мест(штук) и наименованию товар соответствует ТСД.
В соответствии со ст.ст. 72,73 ТК РФ перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию РФ обязан предоставить таможенному органу документы, содержащие достоверные сведения о товарах: количестве грузовых мест, наименовании, весе и(или) объёме товара. Перевозчиком ЗАО “Трансэк-К”, были предоставлены ТСД, содержащие недостоверные сведения о весе товара, за что предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Днем совершения АП является 23.05.2010, днем обнаружения АП является 30.05.2010, местом совершения т/п МАПП Брусничное Выборгской таможни.
По факту сообщения перевозчиком ЗАО “Трансэк-К” <данные изъяты> (<адрес> таможенному органу РФ недостоверных сведений о весе товара при прибытии на таможенную территорию РФ, путём предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, 31.05.2009 должностным лицом т/п МАПП Брусничное Выборгской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования. Копия определения о возбуждении дела направлена в адрес ЗАО “Трансэк-К” и дополнительно вручена водителю ЗАО “Трансэк-К” гр. РФ Козлову С.В. для передачи ЗАО “Трансэк-К”.
Руководствуясь требованиями ст. 27.10 КоАП РФ, протоколом изъятия вещей и документов от 18.06.2010, в качестве предмета административного правонарушения был изъят товар: виниловые смотровые перчатки, весом брутто 1395 кг, в количестве 186000 пар. Изъятый товар был помещен на ответственное хранение на склад филиал ФГУП «Ростэк-Выборг» т/п МАПП Торфяновка (акт приема-передачи от 21.06.2010).
На дату составления протокола по данному делу об АП, в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза (далее - ТК ТС), принятом Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17, с 01.07.2010 на территории РФ вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС), нормы которого имеют прямое действие.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет
В соответствии с п. 3 ст. 3 ТК ТС при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.
Пунктом 21 ст. 4 ТК ТС определенно: перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза или являющееся ответственным за использование т/с.
В силу п. 1 ст. 98 ТК ТС обязанность предоставлять документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, лежит на лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и иных заинтересованных лицах.
В соответствии со статьей 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно ТК ТС, товары при ввозе их на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (п. 1 ст. 96 ТК ТС). Таможенный контроль, предусмотренный главой 15 ТК ТС, производится путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров.
Перевозчиком не были в полной мере приняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в ТСД, на соответствие загруженному в т/с, и как следствие, при ввозе товара на таможенную территорию ТС, перевозчик сообщил таможенному органу РФ недостоверные сведения о весе товара, тем самым нарушил обязанности, предусмотренные ст. 158, 159 ТК ТС, призванные обеспечить должный контроль таможенных органов РФ в ходе таможенного оформления товара при его прибытии на таможенную территорию ТС.
В ст.ст. 19, 21 Конвенции МДП установлено, что перевозчик представляет в каждой промежуточной таможне транспортное средство с содержащимся в нем грузом и книжку МДП. В книжке МДП, в свою очередь, перевозчик вносит сведения о перемещаемом грузе (опознавательные знаки и номера грузовых мест или предметов, описание грузов, вес брутто, делается запись о том, что сведения, приведенные в грузовом манифесте точны и полны).
Постановление Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001 говорит о том, что предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ними обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых на себя обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействия) которого повлекли наложение взыскания.
Именно из данных, установленных при производстве административного расследования - из объяснений водителя, из объяснений руководства перевозчика по обеспечению организации производства, и общей оценки участия перевозчика в организации перевозки следует, что при таких обстоятельствах перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм таможенного законодательства России и ТС, и как следствие при ввозе товара на таможенную территорию России, перевозчик сообщил таможенному органу России недостоверные сведения о весе товара.
Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, определенных ТК ТС, проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, т.е. принять все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая характер ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, было совершенно точно установлено, какие нормы материального права, установленные ТК ТС, нарушены.
Из перечня сведений, которые должны содержаться в документах, представляемых таможенному органу автомобильным перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию ТС (п. 1 ст. 159 ТК ТС), административная ответственность установлена за заявление недостоверных сведений о количестве грузовых мест, маркировке грузовых мест, наименовании товаров и весе брутто товаров (в килограммах), либо об объеме товаров (в кубических метрах).
Так, в данном случае были нарушены нормы материального права, установленные ТК РФ, а в последствие установлены ТК ТС, содержащие конкретную таможенную процедуру, при осуществлении которой сообщены недостоверные сведения о товарах при прибытии на таможенную территорию ТС товаров и (или) т/с.
Таким образом, законодательство ТС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу достоверные сведения о наименовании товаров, их весе и (или) объеме (об общем количестве товаров), количестве грузовых мест, об их маркировке не зависимо от течения обстоятельств организации перевозки.
Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, определенных ТК ТС, проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, т.е. принять все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из совокупности доказательств, собранных в ходе административного расследования и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 г. № 7-П, было доказано, что ЗАО “Трансэк-К”, являющимся профессиональным перевозчиком, не соблюдена та степень заботливости, осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона, то есть данная организация могла, но не предприняла всех необходимых мер, для выполнения своих обязанностей, при перемещении указанного товара.
В результате проведенного исследования вышеуказанных ТСД, было установлено, что в рубриках 13-15 книжки МДП (CARNET TIR) № UX 63193513, стоят штамп ЗАО “Трансэк-К” и подпись водителя, подтверждающие, что сведения, приведённые в рубриках 1-12 точны и полны. В транспортных накладных СМR № 3052675/1 TSU от 11.06.2010 стоят штампы ЗАО “Трансэк-К” и имеется подпись водителя без каких-либо оговорок и замечаний.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Перевозчик, как лицо, осуществляющее свою деятельность на профессиональной основе, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства имел право и должен был проверить сведения в представленных ему перевозочных документах и осуществить проверку.
Вступая в соответствующие правоотношения, лицо обязано знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение. У лица перемещающего данный товар ЗАО “Трансэк-К”, имелась возможность соблюдения правил и норм, установленных международным законодательством (ТК ТС и КоАП РФ). Перевозчик ЗАО “Трансэк-К” мог, но не предпринял всех необходимых мер для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также не представил доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Отношения между перевозчиком и таможенным органом Российской Федерации, которому перевозчик представляет для таможенного оформления ТСД, регулируются таможенным законодательством РФ, а не договорными отношениями перевозчика с грузоотправителями, который в отношения с таможенными органом не вступает.
Перевозчиком ЗАО “Трансэк-К” совершено административное правонарушение в области таможенного дела и такой вывод не противоречит действующему таможенному законодательству и Конвенциям о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) и международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) поскольку действующим таможенным и международным законодательством не отменен таможенный контроль для предупреждения злоупотреблений со стороны участников международных перевозок в состав которых входит перевозчик, непосредственно вступающий в отношения с таможней РФ при пересечении таможенной границы и не обеспечивший, при вступлении в отношения международной перевозки грузов, соответствие представленных им документов фактическому состоянию груза.
Из материалов дела следует, что ЗАО “Трансэк-К” вопреки требованиям п. 1 ст. 73 ТК РФ ст.ст. 158, 159 ТК ТС, были предоставлены для таможенного оформления документы, содержащие недостоверные сведения о весе товара.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Особенной части КоАП РФ», оценивая вину перевозчика в совершении АП, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были предприняты перевозчиком для их соблюдения.
Положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ, МДП и др.) не содержат запретов и препятствий для соблюдения перевозчиком правил и норм таможенного законодательства ТС.
Из материалов дела, в том числе из объяснений водителя следует, что товар был принят перевозчиком без проверки соответствия указанному в товаросопроводительных документах, фактически перевозимому товару. Отсутствуют в деле сведения, указывающие на невозможность проверки сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, фактически ввозимому в РФ товару по причинам, не зависящим от перевозчика.
По смыслу положения ч. 2 ст. 39 Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, участником которой является РФ, презюмируется, что бремя доказывания отсутствия ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении грузового манифеста книжки МДП, при обнаружении расхождений между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного т/с, лежит на владельце книжки МДП, в данном случае на перевозчике.
Из материалов дела следует, что перевозчик не представил доказательств таможенному органу, свидетельствующих о том, что расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП и содержимым т/с вызваны находящимися вне контроля перевозчика причинами.
В судебном заседании представитель ЗАО “Трансэк-К” Эрдняева Г.Н. показала, что расхождение по весу товара произошло по вине грузоотправителя, который не указал на коробках вес брутто товара, указал в документах не верный вес брутто. Расхождение в весе было незначительное, поэтому водитель не мог просчитать массу провозимого им груза по коробкам. Просила применить минимальные санкции наказания.
Суд, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу, что вина ЗАО “Трансэк-К” в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара путем предоставления недействительных документов при прибытии на таможенную территорию РФ, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, доказана и объективно подтверждается совокупностью имеющихся доказательств:
книжка МДП № UX 63193513, товаротранспортная накладная (CMR) № 3052675/1 TSU от 11.06.2010, счет-фактура (invoice) № 2010-10024 от 25.03.2010, упаковочный лист (packing list) № 2010-10024 от 25.03.2010, согласно которым от отправителя “Хелиомед Ханделсгес М.Б.Х.”/ “Heliomed Handelsges M.B.H.” (An Der Langen Lussen 8/4, 1190 Wien, Austria) в адрес получателя ООО “Медком МП” ИНН 7725203410 (140055, Московская обл., Люберецкий район, Котельники, мкр Белая Дача, пром. зона “Технопром”) перемещался товар – виниловые смотровые перчатки в количестве 1200 грузовых мест, весом брутто 8664 кг, на общую сумму 38700 долларов США; поручение на досмотр №10206040/130610/001562; АТД №10206040/130610/001562; АТД № 10206040/140610/001562, фото; копии документов о поверке весов; пограничный талон контроля при въезде в РФ; документы о взвешивании товара, т/с; копии паспорта водителя, документы на т/с; объяснения (объяснительная от 15.06.2010) водителя ЗАО “Трансэк-К” гр. РФ Козлова С.В., докладная записка от 13.06.2010 должностного лица ОТД т/п МАПП Торфяновка ГГТИ Тросиненко Ю.М., объяснения (протокол опроса от 30.06.2010) ГТИ ОТД т/п МАПП Торфяновка Бойченко И.В., объяснения руководителя департамента ВЭД и сертификации получателя товара ООО “Медком МП” гр. РФ Терехова М.В., уставные, учредительные, регистрационные документы ООО “МЕДКОМ МП”, контракт № AUS/59071001/050 от 30.06.2009; объяснения генерального директора перевозчика товара ЗАО “Трансэк-К”, регистрационные документы ЗАО “Трансэк-К”; Служебная записка оперативно-аналитического отделения Выборгской таможни от 14.07.2010, Письмо АСМАП, согласно которого ЗАО “Трансэк-К” принят в действительные члены АСМАП в 1998; Служебная записка ОТП Выборгской таможни № 11-01/1314 от 23.08.2010, и другими материалами дела об административном правонарушении.
При назначении наказания и определении его вида, суд учитывает характер и общественную опасность совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, ранее привлекаемого к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела в Выборгской таможне, что признается судом, отягчающим ответственность обстоятельством, смягчающих административную ответственность обстоятельств судом не усматривается.
Руководствуясь ст. 29.9,29.10 КоАП РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ЗАО “Трансэк-К” виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят) рублей без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения возвратить для надлежащего таможенного оформления.
Издержки по настоящему делу: по хранению товара на складе ЗАО «РОСТЭК-Выборг» в размере 22200 (двадцать две тысячи двести) руб. 00 коп. возложить на ЗАО “Трансэк-К”.
О принятом решении известить заинтересованных лиц, вручив им копии настоящего постановления.
Постановление может быть обжаловано, опротестовано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Оплата штрафов, издержек, денежных средств, полученных от реализации конфискованного товара, производится по реквизитам:
Получатель – Управление федерального казначейства МФ РФ по г. Москве (ФТС России)
ИНН – 7730176610
КПП – 773001001
ОКАТО – 45268595000
Банк получателя – Отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва
БИК – 044583001
Номер счета – 40101810400000010153
КБК – 15311604000013000140
В графе «назначение платежа» указывать – Код – 10206000, сумма платежа, для «Выборгской таможни», штраф и издержки по делу об АП № 10206000-1378/2010.
Судья Петушкова Н.И.