ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу №5т – 851/2010г.
27 октября 2010 года г. Выборг, ул. Пионерская, д.4
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Петушкова Н.И.,
с участием представителя ЗАО «Мидас» Левченко А.А. по доверенности от 14.09.2009 года, сроком на три года,
при секретаре Тихоновой Н.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1ч.3 КоАП РФ в отношении перевозчика ЗАО «Мидас» (<адрес>, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Перевозчик ЗАО «Мидас» сообщил таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, путем представления недействительных документов, а именно:
23.07.2010г., в 03.40 ч., на т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни из Финляндии на таможенную территорию таможенного союза прибыл грузовой автомобиль регистрационный номер В 756 ОХ 98/АУ 7636 78, перемещающий контейнер TTNU970377-0 с товаром за исправными пломбами № 8992876, 0765527.
В соответствии с ч. 1 ст. 158, п.1 ч.1 ст. 159 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза, перевозчик представляет следующие документы и сведения, при международной перевозке автомобильным транспортом: имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах).
Водителем перевозчика ЗАО «Мидас» - Тарасовым Н.В. были представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП (Carnet Tir) № DX63205568, товаротранспортная накладная (CMR) № ARE1240-1241151 от 20.07.2010г., счет-фактура (invoice) № DS282B от 23.06.2010г., упаковочный лист (packing list) №DS282B от 23.06.2010г., согласно которым от отправителя “Снеха Трэйдинг Фзе” (ОАЭ) (“Sneha Trading Fze” P.O.Box 17435, Dubai, U.A.E.) в адрес получателя “Кочетков Андрей” (100000, Нижний Новгород, ул. Ошарская, 14) перемещался товар – настольные лампы в количестве 390 грузовых мест весом брутто 5850,00 кг., на общую сумму 12228,00 долларов США. Товар перемещался на условиях поставки CIP – Нижний Новгород. Место доставки: Нижне-Новгородская таможня, т/пКстовский.
После приема сообщения о прибытии было принято решение об осмотре транспортного средства с применением ИДК. В результате осмотра установлено возможное несоответствие по наименованию и количеству грузовых мест товара с заявленным в ТСД. Дляпроведения 100% досмотра и взвешивания товара, автомашина была направлена на СВХ филиала ФГУП "Ростэк" т/п МАПП Торфяновка (л.д. 30-31).
В результате 100% таможенного досмотра на СВХ ФГУП "Ростэк" т/п МАПП Торфяновка было установлено, что фактически автомашиной рег. № В 756 ОХ 98/АУ 7636 78 в контейнере TTNU970377-0 наряду с заявленным товаром, перемещаются не заявленные в ТСД воздушные помпы в количестве 1 грузового места. Всего фактически перемещается 391 грузовое место общим весом 5836,5 кг. брутто. Взвешивание товара производилось на весах ВСП4-1500А, зав. № 500. (л.д. 35-38).
Лицо надлежащим образом уведомлено о возбуждении дела об АП (л.д. 2).
Автомобильным перевозчиком ЗАО «Мидас» были предоставлены товаросопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании перемещаемого товара, таким образом, обстоятельства перемещения товаров перевозчиком ЗАО «Мидас» указывают на достаточные данные о наличии события административного правонарушения.
Днем совершения АП является 23.07.2010г., днем обнаружения 27.07.2010г., местом совершения является т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни.
По факту сообщения перевозчиком ЗАО «Мидас» таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании перемещаемого товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза, путем предоставления недействительных документов, 28.07.2010г. должностным лицом т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В результате проведения исследования товаросопроводительных документов установлено, что в товаротранспортной накладной (CMR) № ARE1240-1241151 от 20.07.2010г., имеется оттиск печати ЗАО «Мидас» и подпись водителя, свидетельствующие о том, что груз принят без оговорок и замечаний. В графе 13 книжки МДП № DX63205568 имеется оттиск печати ЗАО «Мидас» и подпись водителя о том, что приведенные в рубриках 1-12 вышеуказанной книжки МДП сведения, точны и полны (л.д. 9-16).
Состав данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- книжкой МДП (Carnet Tir) № DX63205568 (л.д. 9-16);
- товаротранспортной накладной (СМR) № ARE1240-1241151 от 20.07.2010 г. (л.д. 17);
- счет-фактурой (invoice) № DS282B от 23.06.2010г. (л.д. 18);
- упаковочным листом (Packing) № DS282B от 23.06.2010г. (л.д. 19);
- талоном контроля при въезде в РФ № 035168 от 23.07.2010г. (л.д. 24);
- актом таможенного осмотра № 10206040/230710/001924 (л.д. 30-31);
- поручением и актом таможенного досмотра № 10206040/230710/001925 (л.д. 33-38);
- протоколом изъятия вещей и документов от 28.07.2010г. (л.д. 45-49);
- объяснением водителя ЗАО «Мидас» - Тарасова Н.В., из которого следует, что на международных дорожных перевозках он работает около 2 лет. В его обязанности, как водителя организации перевозчика входит: перевозка товара в контейнерах из Финляндии в РФ, получение товаросопроводительных документов на груз, проверка документов, проверка номера контейнера, целостность пломбы отправителя. При погрузке контейнера на машину он присутствовал, проверил номер контейнера и целостность пломбы отправителя. Указаний от руководителя ЗАО «Мидас» на вскрытие контейнера для проверки соответствия перевозимого товара документам, он не получал. (лист дела № 46);
- копиями справок о поверке весов (листы дела №№ 39-45).
28.07.2010г. в качестве предмета АП был изъят товар, являющийся предметом АП и по акту приема - передачи от 04.08.2010г. был помещен на ответственное хранение на склад ООО «Содействие» г. Выборг (л.д. 47-49,51).
Из объяснения генерального директора ЗАО «Мидас» Климова М.Ю. от 17.08.2010г. следует, что 23.07.2010г. автомобиль (контейнеровоз), принадлежащий ЗАО «Мидас», регистрационный номер В 756 ОХ 98, п/п регистрационный номер АУ 7636/78 под управлением водителя Тарасова Н.В., осуществляющий международную перевозку по маршруту: Котка (Финляндия) - Нижний Новгород прибыл на т/п МАПП Торфяновка. Данным автомобилем перевозился контейнер ТТNU 970377-0, опломбированный исправными пломбами отправителя и финской таможни. Отправителем по данной перевозке является фирма «SNEHA TRADING FZE» U.А.Е., Dubai, получателем - ИП «Кочетков Андрей», (г. Н.Новгород). Товаросопроводительные документы: книжка МДП № DХ 63205568, международная товаротранспортная накладная (СМR) № ARE1240-1241151 от 20.07.2010г., инвойс № DS282B от 23.06.2010г., упаковочный лист № DS282B. Договор на данную перевозку заключался ЗАО «Мидас» с заказчиком «Overseas Freight Agency LLC», от него же поступила и заявка на перевозку. Контейнер был принят к перевозке опломбированным пломбой отправителя. При загрузке товара в контейнер водитель ЗАО «Мидас» присутствовать не мог, так как загрузка происходила в Объединенных Арабских Эмиратах. Полномочиями по вскрытию контейнера для проверки его содержимого ЗАО «Мидас» отправителем груза не наделялось. Сведения о товаре были указаны в товаросопроводительных документах, которые водитель ЗАО «Мидас» Тарасов Н.В. получил от финского экспедитора Агеаlog Оу в г. Котка (Финляндия). После оформления ТСД автомашина была направлена на СВХ ФГУП «Ростэк» т/п МАПП Торфяновка для 100% досмотра товара, где был обнаружен незаявленный товар: воздушная помпа, арт.ВL601, АС 220V 50 НZ 2W — 1 коробка, общим весом брутто 16,5 кг. (лист дела № 63).
Из объяснения Кочеткова А.Ю. от 17.08.2010г. следует, что по контракту № 01/102 от 01.04.2010г. был сделан заказ на поставку товаров: настольные лампы 50/R-XJ – 2200 шт., 50/К - XJ – 800 шт., 62/В- XJ – 2400 шт., 78/ XJ – 1800 шт. Согласно объяснения грузоотправителя произошел сбой компьютерной программы при формировании документов на заказ. В порт г. Котка прибыл контейнер ТТNU 970377-0 со следующей информацией по грузу в ТСД: «настольные лампы 390 мест, 7200 шт.». На основании представленных от грузополучателя документов экспедицией г. Котка были оформлены соответствующие документы для дальнейшей доставки груза. На основании прайс-листа, предоставленного грузоотправителем стоимость воздушных помп составляет 0,40 долларов США за шт., стоимость 200 шт. составляет 80 долларов США (лист дела № 64).
Из объяснения отправителя «Снеха Трэйдинг Фзе» / «Sneha Trading Fze» из которого следует, что в ходе проведенной проверки на складе по запросу «ИП Кочетков А.Ю.» было выявлено, что при формировании заказа в контейнер ТТNU 970377-0 произошел сбой сетей электроснабжения, повлекший за собой сбой компьютерной программы при формировании документов на отгружаемый товар (л.. 66);
Из протокола опроса ГТИ ОТД т/п МАПП Торфяновка Карпова П.А от 10.08.2010г. следует, что 27.07.2010г. им на основании поручения на досмотр № 10206040/230710/000298 был проведен досмотр контейнера ТТNU 970377-0. В ходе 100% таможенного досмотра товара на СВХ ФГУП "Ростэк" т/п МАПП Торфяновка было установлено, что в грузовом отсеке транспортного средства перемещается незаявленный товар – «воздушные помпы» 1 грузовое место. По данному факту было принято решение о возбуждении дела об АП (л.д. 57-60).
Согласно справки по делу об АП таможенная стоимость товара, являющегося предметом АП составляет 56000 руб. 00 коп.
Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест и их маркировка; наименование товаров; вес и (или) объем товаров. Представление иных недостоверных сведений таможенному органу не подпадает под действие указанной статьи.
Таким образом, можно сделать вывод, что автомобильным перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию РФ таможенному органу РФ были представлены ТСД содержащие недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товара.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок предоставления сведений о товаре в товаросопроводительных документах при прибытии на таможенную территорию РФ.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товаров, при прибытии на таможенную территорию РФ путем представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В силу п. 1 ст. 98 ТК ТС обязанность предоставлять документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, лежит на лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и иных заинтересованных лицах.
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в следующем:
в соответствии со ст.15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно ТК ТС, товары при ввозе их на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (п. 1 ст. 96 ТК ТС). Таможенный контроль, предусмотренный главой 15 ТК ТС, производится путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров.
Перевозчиком не были в полной мере приняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в ТСД, на соответствие загруженному в т/с, и как следствие, при ввозе товара на таможенную территорию ТС, перевозчик сообщил таможенному органу РФ недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товаров, тем самым нарушил обязанности, предусмотренные ст. 158, 159 ТК ТС, призванные обеспечить должный контроль таможенных органов РФ в ходе таможенного оформления товара при его прибытии на таможенную территорию ТС.
В ст.ст. 19, 21 Конвенции МДП установлено, что перевозчик представляет в каждой промежуточной таможне т/с с содержащимся в нем грузом и книжку МДП. В книжке МДП, в свою очередь, перевозчик вносит сведения о перемещаемом грузе (опознавательные знаки и номера грузовых мест или предметов, описание грузов, вес брутто, делается запись о том, что сведения, приведенные в грузовом манифесте точны и полны).
В графе 13-15 книжки МДП сделана запись о том, что сведения, приведенные в ней точны и полны. Однако в ходе таможенного контроля установлено, что вышеуказанный товар перемещался ЗАО «Мидас» по ТСД, содержащим недостоверные сведения.
В соответствии со ст. 3 Конвенции МДП, перевозчик несет ответственность как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты и лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
Именно из данных, установленных при производстве административного расследования - из объяснений водителя, из объяснений руководства перевозчика, получателя по обеспечению организации производства, и общей оценки участия перевозчика в организации перевозки следует, что при таких обстоятельствах перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм таможенного законодательства РФ и ТС, и как следствие при ввозе товара на таможенную территорию РФ (таможенного союза), перевозчик сообщил таможенному органу РФ недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товаров.
Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, определенных ТК ТС, проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, т.е. принять все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из перечня сведений, которые должны содержаться в документах, представляемых таможенному органу автомобильным перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию ТС (п. 1 ст. 159 ТК ТС), административная ответственность установлена за заявление недостоверных сведений о количестве грузовых мест, маркировке грузовых мест, наименовании товаров и весе брутто товаров (в килограммах), либо об объеме товаров (в кубических метрах).
Таким образом, законодательство ТС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу достоверные сведения о наименовании товаров, их весе и (или) объеме (об общем количестве товаров), количестве грузовых мест, об их маркировке не зависимо от течения обстоятельств организации перевозки.
Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, определенных ТК ТС, проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, т.е. принять все зависящие от него меры по их соблюдению.
Перевозчик, как лицо, осуществляющее свою деятельность на профессиональной основе, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства имел право и должен был проверить сведения в представленных ему перевозочных документах и осуществить проверку.
Вступая в соответствующие правоотношения, лицо обязано знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение. У лица перемещающего данный товар ЗАО «Мидас», имелась возможность соблюдения правил и норм, установленных российским законодательством, а в последствии ТК ТС.
Автомобильный перевозчик ЗАО «Мидас» мог, но не предпринял всех необходимых мер для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также не представил доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Отношения между перевозчиком и таможенным органом РФ, которому перевозчик представляет для таможенного оформления ТСД, регулируются таможенным законодательством, а не договорными отношениями перевозчика с грузоотправителем, который в отношения с таможенными органом не вступает.
Автомобильным перевозчиком ЗАО «Мидас» совершено административное правонарушение в области таможенного дела и такой вывод не противоречит действующему таможенному законодательству и Конвенциии о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), поскольку действующим государственным и международным законодательством не отменен таможенный контроль для предупреждения злоупотреблений со стороны участников международных перевозок в состав которых входит перевозчик, непосредственно вступающий в отношения с таможней РФ при пересечении таможенной границы и не обеспечивший, при вступлении в отношения международной перевозки грузов, соответствие представленных им документов фактическому состоянию груза.
Положениядействующихмеждународных договоров в области перевозок (КДПГ, МДП и др.) не содержат запретов и препятствий для соблюдения перевозчиком правил и норм таможенного законодательства РФ.
Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (статья 8 КДПГ, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года и др.). Вместе с тем, перевозчиком ЗАО «Мидас» не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений требований международного таможенного законодательства.
Вступая в соответствующие правоотношения, лицо обязано знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение. У лица перемещающего данный товар ЗАО «Мидас» имелась возможность соблюдения правил и норм, установленных международным законодательством, (ТК ТС и КоАП РФ). Автомобильный перевозчик ЗАО «Мидас» мог, но не предпринял всех необходимых мер для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также не представил доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ и др.) не содержат запретов и препятствий для соблюдения перевозчиком правил и норм таможенного законодательства таможенного союза.
Из материалов дела, в том числе из объяснений водителя следует, что товар был принят перевозчиком без проверки соответствия количества грузовых мест и наименования товара, указанного в ТСД, фактически перевозимому товару. Отсутствуют в деле сведения, указывающие на невозможность проверки сведений, содержащихся в ТСД, фактически ввозимому в РФ товару по причинам, не зависящим от перевозчика.
Из материалов дела следует, что перевозчик не представил доказательств таможенному органу, свидетельствующих о том, что расхождения между сведениями, приведенными в товаротранспортной накладной и содержимым т/с вызваны находящимися вне контроля перевозчика причинами.
В судебном заседании представитель ЗАО «Мидас» Левченко А.А. согласился, что в действиях перевозчика ЗАО «Мидас» имеются признаки административного правонарушения, но в связи с характером и стоимостью правонарушения оно может быть признано малозначительным. Не согласен со стоимостью предмета административного правонарушения, считает, что она значительно завышена.
Согласно электронной базы данных УРО, ОпАО Выборгской таможни ЗАО «Мидас» не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области таможенного дела.
В Выборгской таможне в настоящий момент осуществляется административное расследование по делам об АП №№ 10206000-1656/2010, 10206000-1670/2010, возбужденных в отношении ЗАО «Мидас» (л.д. 123, 129).
Иных обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность (согласно ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ) в ходе производства по делу установлено не было.
Днем совершения данного административного правонарушения является 23.07.2010г..
На дату составления протокола по данному делу об АП был введен в действие Таможенный кодекс таможенного союза.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ неустановленно.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ТК ТС при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.
Судом установлено, что перевозчик ЗАО «Мидас» совершил административное правонарушение, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара, при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации, путем представления недействительных документов и соответственно подлежит привлечению к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, руководствуясь ст. 3.7, 16.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать перевозчика ЗАО «Мидас» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации товара - предмета административного правонарушения (согласно акта приема – передачи от 04.08.2010г. (л.д.47 – 49,51)), который был изъят и помещен на ответственное хранение на склад ООО «Содействие» г. Выборга.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, передать в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 года.
Издержки по делу: за осуществление перевода товаросопроводительных документов в ООО «Эталон – Рус» в размере 1170 рублей – отнести на счет федерального бюджета.
О принятом решении известить заинтересованных лиц, вручив им копии настоящего постановления.
Постановление может быть обжаловано, опротестовано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток.
Судья Подпись Петушкова Н.И.
Копия верна Судья Петушкова Н.И.