5-614/2011



ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу № 5т –614/2011

188800

01 июля 2011 года г. Выборг, ул. Пионерская, д. 4

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Петушкова Н.И.,

с участием представителя ООО «СТА - Лайн» Гафуровой Г.Х., представившей доверенность №б/н от Дата, сроком до Дата,

при секретаре Телешевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ в отношении перевозчика ООО «СТА-Лайн», <адрес>, <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Перевозчик ООО «СТА-Лайн» сообщил таможенному органу недостоверные сведения о весе товаров при прибытии на таможенную территорию таможенного союза, путем предоставления документов, содержащих недостоверные сведения, а именно:

Дата около 08 часов 40 минут на т/п <адрес> Выборгской таможни из Финляндии прибыл грузовой автомобиль регистрационный , п/прицеп регистрационный с товаром, за исправной пломбой .

В соответствии с ч. 1 ст. 158, п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного Кодекса Таможенного Союза при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза, перевозчик представляет следующие документы и сведения, при международной перевозке автомобильным транспортом: имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах).

Водителем перевозчика ООО «СТА Лайн» ФИО2 были представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП , товаротранспортная накладная (CMR) от Дата, счет-фактура (invoice) от Дата, упаковочный лист (packing List) от Дата.

Согласно товаросопроводительным документам от отправителя <данные изъяты> в адрес получателя <данные изъяты> перемещался товар – пластиковые контейнеры для мусора в общем количестве 595 грузовых мест, общим весом брутто 10430 кг, общей стоимостью 26308,44 долларов США. Место доставки – <адрес>, код таможни 10130150 (СВХ ООО «Карат»). Товар перемещался в рамках контракта от Дата на условиях поставки <данные изъяты>. Место доставки: <адрес>А.

После принятия сообщения о прибытии должностным лицом т/п <адрес> Выборгской таможни, и анализе представленных документов было выявлено несоответствие между фактическим весом перемещаемого товара согласно талона весового контроля и весом, указанным в товаросопроводительных документах, т.е. превышение веса составило на 1020 кг. Какие либо заявления от водителя до подачи товаросопроводительных документов на уведомление в таможенный орган не предоставлялись.

Транспортное средство было направлено на СВХ ФГУП «<данные изъяты>» т/<адрес> для проведения 100% досмотра товара. В результате которого было установлено, что товар соответствует товаросопроводительным документам по количеству грузовых мест (и штук) товара и наименованию. Всего перемещается 595 грузовых места, общим весом брутто 11628,5 кг что на 1198,5 кг больше, чем указано в товаросопроводительных документах.

Перевозчиком ООО «СТА-Лайн», были предоставлены товаросопроводительные документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товара, за что предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Днем совершения административного правонарушения считается Дата. Днем обнаружения административного правонарушения считается Дата. Местом совершения административного правонарушения - т/п <адрес> Выборгской таможни.

Дата по факту сообщения перевозчиком ООО «СТА-Лайн» таможенному органу РФ недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию РФ, путём предоставления недействительных документов, должностным лицом т/п <адрес> Выборгской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и проведении по нему административного расследования. Делу был присвоен .

Дата протоколом изъятия вещей и документов в качестве предмета административного правонарушения был изъят товар: пластиковые ведра и контейнеры для мусора общим весом 1184,2 кг.

Дата изъятый товар по акту приема - передачи был помещен на ответственное хранение на склад ООО «<данные изъяты>» (<адрес>).

Событие административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- поручение на досмотр ;

- акт таможенного досмотра ;

- книжка МДП (Carnet Tir) ;

- товаротранспортная накладная (CMR) от Дата;

- счет-фактура (invoice) от Дата;

- упаковочный лист (packing list) от Дата;

- талон контроля при въезде в РФ от Дата;

- протокол изъятия вещей и документов от Дата;

- пломба ;

- объяснение и протоколом опроса водителя ООО «СТА-Лайн» ФИО2 от Дата из которых следует, что Дата он получил указание от руководства ООО «СТА-Лайн» следовать в <адрес> (Финляндия) под погрузку. Перед рейсом водителю выдали чистую книжку МДП, путевой лист, разрешение на поездку. Дата прибыв в <адрес> водитель обратился в фирму экспедитор «<данные изъяты> для оформления товаросопроводительные документы. После получения и проверки полученных товаросопроводительных документов, водитель направился на погрузку товара. В ходе погрузки водитель пересчитал количество мест и целостность пломбы отправителя. На финской таможне в <адрес>, автомобиль не досматривали, оформили документы и повесили пломбу. По прибытию на т/п <адрес> Дата водитель подал документы для таможенного оформления, после чего автомобиль направили на взвешивание и осмотр с применением инспекционно- досмотрового комплекса. Далее автомобиль направили на таможенный досмотр;

- служебная записка ОпАО от Дата со сведениями о регистрации перевозчика ООО «СТА-Лайн» и получателя <данные изъяты>

- объяснением генерального директора ООО «СТА-Лайн» ФИО3 от Дата из которого следует, что по ООО «СТА-Лайн» занимается международными перевозками с 2008 года. Дата ООО «СТА-Лайн» была принята заявка на перевозку груза от заказчика «<данные изъяты>», согласно которой необходимо было перевезти товар – пластиковые контейнеры для мусора. Погрузка товара осуществлялась в Финляндии фирмой отправителем «<данные изъяты>» в присутствии водителя-экспедитора ФИО2 Оформлением товаросопроводительных документов осуществлялось «<данные изъяты>» на месте погрузки транспортного средства. Проверка товара и товаросопроводительных документов осуществлялась водителем-экспедитором ФИО2 на месте погрузки и таможенном оформлении груза в соответствии с международными договорами, первичным и предрейсовым инструктажем. Водитель-экспедитор ФИО2 в таможенные органы Финляндии с целью проверки погруженного товара не обращался, т.к. был уверен в правильности оформления товаросопроводительных документов. ООО «СТА-Лайн» не было известно о несоответствии веса товара в транспортном средстве с указанным весом в товаросопроводительных документах. Вес на грузовых местах совпадал с товаросопроводительными документами. ООО «СТА-Лайн» факт и вину в совершении административного правонарушения не признает, т.к. считает что в действиях ООО «СТА-Лайн» отсутствует состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Как следует из вышеуказанных объяснений генерального директора ООО «СТА-Лайн» ФИО3 подтвердил, что им и водителем ООО «СТА-Лайн» ФИО2 не были в полной мере предприняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах, на соответствие перемещаемому и, как следствие, при ввозе товара на таможенную территорию РФ, перевозчик сообщил таможенному органу РФ, недостоверные сведения о весе товара.

Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок предоставления сведений о товаре в товаросопроводительных документах при прибытии на таможенную территорию РФ.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о маркировке грузовых мест и наименовании товара, необходимых при прибытии на таможенную территорию РФ.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Пунктом 21 ст. 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза определенно: перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

В силу п. 1 ст. 98 Таможенного Кодекса Таможенного Союза обязанность предоставлять документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, лежит на лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и иных заинтересованных лицах.

Данные обстоятельства, указывают на то, что ООО «СТА-Лайн» является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в следующем: в соответствии со статьей 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно Таможенного Кодекса Таможенного Союза, товары при ввозе их на таможенную территорию таможенного союза находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы (п. 1 ст. 96 Таможенного Кодекса Таможенного Союза). Таможенный контроль, предусмотренный главой 15 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, производится путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров.

Перевозчиком не были в полной мере приняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах, на соответствие загруженному в транспортное средство, и как следствие, при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного Союза, перевозчик сообщил таможенному органу РФ недостоверные сведения о наименовании товара, тем самым нарушил обязанности, предусмотренные ст. 158, 159 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, призванные обеспечить должный контроль таможенных органов РФ в ходе таможенного оформления товара при его прибытии на таможенную территорию Таможенного Союза.

В ст.ст. 19, 21 Конвенции МДП установлено, что перевозчик представляет в каждой промежуточной таможне транспортное средство с содержащимся в нем грузом и книжку МДП. В книжке МДП, в свою очередь, перевозчик вносит сведения о перемещаемом грузе (опознавательные знаки и номера грузовых мест или предметов, описание грузов, вес брутто, делается запись о том, что сведения, приведенные в грузовом манифесте точны и полны).

Постановление Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001 года говорит о том, что предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ними обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых на себя обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействия) которого повлекли наложение взыскания.

Из данных, установленных при производстве административного расследования и общей оценки участия перевозчика в организации перевозки следует, что при таких обстоятельствах перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм таможенного законодательства РФ и Таможенного Союза, и как следствие при ввозе товара на таможенную территорию России, перевозчик сообщил таможенному органу России недостоверные сведения о весе товара.

Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения этих обязанностей, определенных Таможенным Кодексом таможенного Союза, проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, т.е. принять все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая характер ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, было установлено, какие нормы материального права, установленные Таможенным Кодексом Таможенного Союза, нарушены.

Из перечня сведений, которые должны содержаться в документах, представляемых таможенному органу автомобильным перевозчиком при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного Союза (п. 1 ст. 159 Таможенного Кодекса Таможенного Союза), административная ответственность установлена за заявление недостоверных сведений о количестве грузовых мест, маркировке грузовых мест, наименовании товаров и весе брутто товаров (в килограммах), либо об объеме товаров (в кубических метрах).

В данном случае были нарушены нормы материального права, установленные Таможенным Кодексом Таможенного Союза, содержащие конкретную таможенную процедуру, при осуществлении которой сообщены недостоверные сведения о товарах при прибытии на таможенную территорию Таможенного Союза товаров и (или) транспортных средств.

Законодательство Таможенного Союза предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу достоверные сведения о наименовании товаров, их весе и (или) объеме (об общем количестве товаров), количестве грузовых мест, об их маркировке не зависимо от течения обстоятельств организации перевозки.

Исходя из совокупности доказательств, собранных в ходе административного расследования и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 года № 7-П, было доказано, что ООО «СТА-Лайн», являющимся профессиональным перевозчиком, не соблюдена та степень заботливости, осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения закона, то есть данная организация могла, но не предприняла всех необходимых мер, для выполнения своих обязанностей, при перемещении указанного товара.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарущения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перевозчик, как лицо, осуществляющее свою деятельность на профессиональной основе, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства имел право и должен был проверить сведения в представленных ему перевозочных документах и осуществить проверку.

Вступая в соответствующие правоотношения, лицо обязано знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение. У лица перемещающего данный товар ООО «СТА-Лайн», имелась возможность соблюдения правил и норм, установленных международным и российским законодательством. Перевозчик ООО «СТА-Лайн» мог, но не предпринял всех необходимых мер для надлежащего исполнения своих обязанностей, а также не представил доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.

Отношения между перевозчиком и таможенным органом РФ, которому перевозчик представляет для таможенного оформления товаросопроводительные документы, регулируются таможенным законодательством РФ, а не договорными отношениями перевозчика с грузоотправителями, который в отношения с таможенными органом не вступает.

Перевозчиком ООО «СТА-Лайн» совершено административное правонарушение в области таможенного дела и такой вывод не противоречит действующему таможенному законодательству и Конвенциям о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) и международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) поскольку действующим таможенным и международным законодательством не отменен таможенный контроль для предупреждения злоупотреблений со стороны участников международных перевозок в состав которых входит перевозчик, непосредственно вступающий в отношения с таможней РФ при пересечении таможенной границы и не обеспечивший, при вступлении в отношения международной перевозки грузов, соответствие представленных им документов фактическому состоянию груза.

ООО «СТА-Лайн» вопреки требованиям ст.ст. 158, 159 Таможенного Кодекса таможенного Союза, были предоставлены для таможенного оформления документы, содержащие недостоверные сведения о весе товара.

Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Особенной части КоАП РФ», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были предприняты перевозчиком для их соблюдения.

Положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ, МДП и др.) не содержат запретов и препятствий для соблюдения перевозчиком правил и норм таможенного законодательства Таможенного Союза.

Из материалов дела, в том числе из объяснений водителя следует, что товар был принят перевозчиком без проверки соответствия указанному в товаросопроводительных документах, фактически перевозимому товару. Отсутствуют в деле сведения, указывающие на невозможность проверки сведений, содержащихся в товаросопроводительных документах, фактически ввозимому в РФ товару по причинам, не зависящим от перевозчика.

По смыслу положения ч. 2 ст. 39 Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, участником которой является РФ, презюмируется, что бремя доказывания отсутствия ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении грузового манифеста книжки МДП, при обнаружении расхождений между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым дорожного транспортного средства, лежит на владельце книжки МДП, в данном случае на перевозчике.

Перевозчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП и содержимым транспортного средства вызваны находящимися вне контроля перевозчика причинами.

В судебном заседании представитель ООО «СТА - Лайн» Гафурова Г.Х. пояснила, что с требованиями Выборгской таможни ООО «СТА - Лайн» не согласно. Ошибка произошла из-за технического сбоя. Разница в весе незначительна. ООО «СТА - Лайн» просит конфисковать товар, изъятый Выборгской таможней без наложения на ООО «СТА - Лайн» административного штрафа.

<данные изъяты>

Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, согласно ст. 4.3, 4.2 КоАП РФ, установлено не было.

Судом установлено, что перевозчик ООО «СТА - Лайн», предоставив в соответствии с ч. 1 ст. 158, п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного Кодекса Таможенного Союза документы, содержащие недостоверные сведения о весе товара при прибытии на таможенную территорию РФ, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 3.5., 16.1, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать перевозчика ООО «СТА - Лайн», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения: пластиковые ведра и контейнеры для мусора общим весом 1184,2 кг.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, передать в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, предусмотренным Постановление Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 года.

Копию решения направить перевозчику ООО «СТА - Лайн», известить заинтересованных лиц, направив им копии настоящего постановления.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток.

Судья подпись Петушкова Н.И.

<данные изъяты>