22.09.2010 - Решение о признании незаконными действий администрации



Дело № 2 – 966/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2010 года

Вяземский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Петухова Д.В.

с участием прокурора Лапина К.А.

при секретаре Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора к администрации МО «... район» о признании действий по предоставлению педагогическим работникам мер социальной поддержки не в полном объеме,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор, обосновывая исковые требования, указал, что при проведении проверки соблюдения прав педагогических работников по предоставлению им мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установлено следующее.

П. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Из ч. 2 ст. 8 Закона Смоленской области от 28 декабря 2004 года № 118-з «Об образовании в Смоленской области» следует, что меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливаются федеральным законодательством и распространяются на совместно проживающих с ними членов семей. Обеспечение указанных педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением осуществляется путем предоставления им денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок предоставления указанной денежной компенсации устанавливаются областным законом.

Таким образом, субъект Российской Федерации не наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующим на федеральном уровне нормативными правовыми актами. В законе лишь определено, что субъект Российской Федерации определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона Смоленской области от 31.01.2008 г. № 3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений», действовавшего до 01.01.2010 г., размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, а расчете на одного педагогического работника образовательного учреждения в год определялся по формуле: Рн = П х Н х 12, где Н размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), установленный в соответствии с федеральным законодательством.

Данный расчет применялся исключительно в целях регулирования межбюджетных отношений при исчислении размера возмещения затрат, понесенных местным бюджетом в связи с предоставлением льготы.

Таким образом, нормы областного закона от 31.01.2008 г. № 3-з не ограничивали право на установление федеральным законодательством меры социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений.

В ходе проведенной ... межрайонной прокуратурой проверки установлено, что Администрация МО «... район» с 01.01.2009 г. неправомерно отказала в предоставлении мер социальной поддержки в виде бесплатного жилья педагогическим работникам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, мотивируя тем, что расчет возмещения затрат местному бюджету, предусмотренный п. 2 ст. 2 областного закона от 31.01.2008 г. № З-з, произведен с использованием только размера платы за пользование жилым помещением (платы за найм), что предполагает возмещение только платы за найм.

В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает не только у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но и у других категорий пользователей жилым помещением: арендатора, нанимателя по договору найма, члена жилищного кооператива, собственника.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2, ч. З ст. 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение входит плата за содержание и ремонт жилья.

Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 18 декабря 2009 г. № 136-з данный областной закон в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" и областным законом от 28 декабря 2004 года N118-3 "Об образовании в Смоленской области" устанавливает в ... области размер, условия и порядок предоставления денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - денежная компенсация) педагогическим работникам образовательных учреждений и совместно проживающим с ними членам семей; перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и совместно проживающим с ними членам их семей; перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию проживали в городах и пользовались указанными мерами социальной поддержки, и совместно проживающим с ними членам их семей; членам семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались такими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии.

В соответствии с Законом Смоленской области от 25.04.2006 года № 29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических образовательных учреждений» (с изм. от 31.01.2008 г.) Администрация муниципального образования «... район» наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений и совместно проживающих с ними членов семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались такими мерами социальной поддержки, и совместно проживающих с ними членов их семей; перешедших на пенсию педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию проживали в городах и пользовались такими мерами социальной поддержки, и совместно проживающих с ними членов их семей; членов семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии (далее - педагогические работники образовательных учреждений).

Частью 1 статьи 3 Областного закона от 18 декабря 2009 года № 136-3 предусмотрено, что размер денежной компенсации определяется исходя из фактически произведенных педагогическим работником образовательного учреждения расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) за соответствующий период и не может превышать расчетную величину денежной компенсации, определяемую за данный период в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3 указанного закона расчетная величина денежной компенсации определяется исходя из размера расходов на оплату жилой площади (платы за наем) за месяц, определяемого исходя из размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), установленного в соответствии с федеральным законодательством, и общей площади жилого помещения, занимаемого педагогическим работником образовательного учреждения; размера расходов на оплату отопления жилого помещения, занимаемого педагогическим работником образовательного учреждения, определяемого в зависимости от вида отопления (централизованное, автономное, печное); размера расходов на оплату освещения жилого помещения, занимаемого педагогическим работником образовательного учреждения, за месяц, определяемого исходя из тарифа на электрическую энергию для населения Смоленской области, установленного органом исполнительной власти Смоленской области в сфере энергетики, энергоэффективности и тарифной политики, и количества электрической энергии для освещения занимаемого педагогическим работником образовательного учреждения жилого помещения в расчете на месяц, определяемого в зависимости от размере занимаемой педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Решением Смоленского областного суда от 15 февраля 2010 года статья 3 областного закона от 18 декабря 2009 года № 136-3 признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента принятия закона.

Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2010 года № 36 Г10-6 решение Смоленского областного суда от 15 февраля 2010 года оставлено без изменения.

Проанализировав оспариваемую норму, Верховный Суд РФ пришел к выводу, что она не предусматривает полного возмещения расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на что педагогические работники имеют право в соответствии с федеральным законодательством.

До настоящего времени субъектом Российской Федерации - Смоленской областью нормативный правовой акт, регулирующий размер предоставления денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не принят, в связи с чем следует руководствоваться действующим в данной сфере федеральным законодательством.

Пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» предусмотрено предоставление педагогическим работникам образовательных учреждений бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без учета нормативов потребления, размера занимаемой жилой площади, иных ограничений, т.е. размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от платы отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.

Однако педагогическим работникам - собственникам жилых помещений, проживающим на территории ... района, возмещение расходов за занимаемое ими жилое помещение (оплата жилой площади) с 01.01.2009 г. по настоящее время не производилась. Также с 01.01.2009 г. по настоящее время педагогическим работникам, проживающим на территории ... района, ограничивался размер возмещения затрат на оплату электроэнергии и отопления и размера расхода на оплату жилой площади, определяемого исходя из размера платы за найм, тем самым ограничивая право педагогических работников размерами площади используемого ими жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.

Просит суд признать действия администрации МО «... район» ... области по предоставлению педагогическим работникам, проживающим на территории ... района не в полном объеме мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением незаконными.

Обязать Администрацию муниципального образования «... район» ... области устранить нарушение прав педагогических работников ... района в части предоставления меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением и предоставлять меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности на территории ... района, в объеме, установленном федеральным законодательством, без каких либо норм и ограничений, в размере фактического потребления.

Обязать Администрацию муниципального образования «... район» ... области предоставить педагогическим работникам ... района, работающим в сельской местности, меру социальной поддержки на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем освобождения их от оплаты за содержание, ремонт, отопление и освещение жилого помещения в период с 01.01.2009 г.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал.

Представители администрации МО «... район» ... области Новикова О.А. и Воронцова Е.И. требования прокурора не признали.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ответа комитета образования администрации МО «... район» ... области на основании областного закона №1 36 - 3 от 18.12.2009 г. о размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) размер денежной компенсации определяется, исходя из фактических, произведенных педагогическим работником образовательных учреждений расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) за соответствующий период и не может превышать расчетную величину денежной компенсации.

Педагогическим работникам - собственникам жилых помещений, проживающим на территории ... района, возмещение расходов за занимаемое ими жилое помещение (оплата жилой площади) с 01.01.2009 г. по настоящее время не производилась. Также с 01.01.2009 г. по настоящее время педагогическим работникам, проживающим на территории ... района, ограничивался размер возмещения затрат на оплату электроэнергии и отопления и размера расхода на оплату жилой площади, определяемого исходя из размера платы за найм, тем самым ограничивая право педагогических работников размерами площади используемого ими жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.

Вместе с тем абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ приведенная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Закон Смоленской области от 28.12.2004 г. № 118-3 «Об образовании в Смоленской области» предусматривает обеспечение педагогических работников образовательных учреждений бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением путем предоставления им денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок предоставления укачанной денежной компенсации устанавливаются областным Законом.

Федеральное законодательство сохраняет за педагогическими работниками образовательных учреждений право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в натуральной форме и не ограничивает это право ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Следовательно, освобождение от платы за содержание и ремонт жилого помещения должно входить в объем указанных мер социальной поддержки педагогических работников.

Кроме того, решением Смоленского областного суда от 15.02.2010 г. статья 3 Закона Смоленской области от 18.12.2009г. № 136-3 «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», как не предусматривающая полного возмещения педагогическим работникам расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, признана противоречащей федеральному законодательству и не действующей с момента вступления решения в законную силу.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.04.2010 г. № Зб-ПО-6 вышеуказанное решение Смоленского областного суда оставлено без изменений.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, а так же нормы, регулирующие спорные правоотношения суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Признать действия администрации МО «... район» ... области по предоставлению педагогическим работникам, проживающим на территории ... района не в полном объеме мер социальной поддержки в виде обеспечения бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением незаконными.

Обязать Администрацию муниципального образования «... район» ... области устранить нарушение прав педагогических работников ... района в части предоставления меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением и предоставлять меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности на территории ... района, в объеме, установленном федеральным законодательством, без каких либо норм и ограничений, в размере фактического потребления.

Обязать Администрацию муниципального образования «... район» ... области предоставить педагогическим работникам ... района, работающим в сельской местности, меру социальной поддержки на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, путем освобождения их от оплаты за содержание, ремонт, отопление и освещение жилого помещения в период с 01.01.2009 г.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Вяземский городской суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья подпись Д.В. Петухов

Резолютивная часть решения вынесена 22.09.2010 года.

27.09.2010 года решение изготовлено в полном объеме.

Решение вступает в законную силу 08 октября 2010 года.