06.10.2010 - Решение о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома



Дело № 2 – 944/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 октября 2010 года

Вяземский городской суд Смоленской области в составе:

Председательствующего судьи: Ковалев О.Д.,

при секретаре: Шутиковой Е.В.

рассмотрев материалы гражданского дела по иску Придверова С.А. к Администрации МО «... район», Администрации ... городского поселения о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Придверов С.А. в обоснование своих требований указал, что 27.08.2009 он обратился с заявлением в Администрацию МО «... район» о согласовании и утверждении проекта границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ул. ... между домами ХХХ и ХХХ.

Формирование земельного дела осуществляла МУП «Аа».

На его заявление выдали выписку из протокола заседания комиссии по выбору земельных участков, межеванию и инвентаризации земель № ХХХ от 16.03.2010, в соответствии с которой ему было отказано в удовлетворении его заявления по причине резервирования территории.

Просит суд признать отказ Администрации МО «... район» в предварительном согласовании и выборе земельного участка для строительства жилого дома в районе д. ХХХ по ул. ... незаконным и обязать устранить допущенные нарушения.

Истец, заявлением от 15 сентября 2010 года, свои исковые требования уточнил, просит: обязать Администрацию ... городского поселения разработать проект планировки группы жилых домов в районе д. № ХХХ по ул. ..., г. ..., ... области с целью формирования земельного участка для предоставления Придверову С.А. под индивидуальное жилищное строительство, предусмотренного нормами предоставления земельных участков. Обязать Администрацию МО «... район» предоставить Придверову С.А. сформированный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: в районе д. № ХХХ по ул. ..., г. ... ... области, в размерах разработанного проекта.

Истец Придверов С.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Гибовская М.В. в судебном заседании поддержала уточненные 15.09.2010 истцом исковые требования в полном объеме.

Представители ответчика - Администрация МО «... район» Байкова М.И. и Ларченков С.А исковые требования не признали, пояснив, что земельный участок, который истец просит предоставить ему под строительство жилого дома, не сформирован.

Ответчик – Администрация ... городского поселения просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с требованиями не согласны в связи с тем, что прав заявителя не нарушали, а поэтому не считают себя надлежащими ответчиками.

Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1,2 статьи 30.1. Земельного кодекса РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что Придверов С.А. обратился к главе МО «... район» с заявлением о формировании и утверждении границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ул. ..., между домами ХХХ и ХХХ.

16.03.2010 данное заявление было рассмотрено комиссией по выбору земельных участков, межеванию и инвентаризации земель, которая отказала в заявленных требованиях Придверову С.А. в связи с резервированием данной территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 70.1. Земельного кодекса РФ - резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Статьей 49 Земельного кодекса РФ определен исчерпывающий перечень оснований для резервирования земельных участков, это:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

3) иные обстоятельства в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Положением Правительства Российской Федерации № 561 от 22.07.2008, согласно которому решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Администрацией МО «... район» решение о резервировании спорного земельного участка не принималось, как пояснили представители ответчика в судебном заседании, спорный земельный участок только планируется к резервированию.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ - земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Ответчиками не предоставлено суду доказательств резервирования спорного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статья 30 Земельного кодекса РФ - предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абзаце первом настоящего пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Придверова С.А подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок, который он просит предоставить ему в собственность для строительства индивидуального жилого дома, не зарезервирован и является свободным. Отказ в предоставлении конкретного земельного участка истицу, не правомерен.

Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию ... городского поселения разработать проект планировки группы жилых домов в районе д. № ХХХ по ул. ..., г. ..., ... области с целью формирования земельного участка для предоставления Придверову С.А. под индивидуальное жилищное строительство, предусмотренного нормами предоставления земельных участков.

Обязать Администрацию МО «... район» предоставить Придверову С.А. сформированный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: в районе д. № ХХХ по ул. ..., г. ... ... области, в размерах разработанного проекта.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Вяземский городской суд.

Федеральный судья

Вяземского городского суда

Смоленской области О.Д. Ковалев

Решение вступает в законную силу 19.10.2010