Дело № 2-1193/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 декабря 2010 года
Вяземский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цуцковой И.А.
при секретаре Кулагиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Осиповой П.В. о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Осипова П.В., обосновывая требования, указала, 28.08.2009 она обратилась с заявлением в Администрацию МО «... район» сформировать и утвердить проект границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... г. ....
Формирование землеустроительного дела осуществляла МУП «АА».
29.06.2010 на заседании комиссии по выбору земельных участков, межеванию и инвентаризации земель ее заявление было рассмотрено.
По результатам рассмотрения принято решение «сформировать на торги».
08.09.2010 Администрация ... городского поселения уведомила ее о принятом решении.
Спорный земельный участок не занят названными в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса объектами, поэтому не относится к участкам, изъятым из оборота; не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
Также спорный земельный участок не относится к числу земельных участков, не подлежащих приватизации.
Пунктами 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанного закона, прошло более одного года с момента ее обращения и более трех месяцев с момента принятия решения о формировании земельного участка. По настоящее время участок не сформирован, решения о предоставлении или об отказе в предоставлении не принято.
Просит суд признать бездействие Администрации МО «... район» и Администрации ... городского поселения незаконным. Обязать Администрацию МО «... район» и Администрацию ... городского поселения устранить допущенные нарушения путем обязании Администрацию ... городского поселения разработать проект планировки территории на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... (пятно застройки № ХХХ) г. ... с целью формирования земельного участка, и сформировать его для предоставления ей под индивидуальное жилищное строительство, согласно нормам предоставления земельных участков; обязании Администрацию МО «... район» предоставить ей сформированный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... (пятно застройки № ХХХ) г. ....
Заявитель Осипова П.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, ее представитель Гибовская М.В. требования поддержала и уточнила, просит суд обязать Администрацию ... городского поселения сформировать земельный участок путем выполнения работ, предусмотренных ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, и обязать Администрацию МО «... район» предоставить Осиповой П.В. земельный участок путем выставления его на торги.
Представитель заинтересованного лица Администрации ... городского поселения Белкин А.А. не возражает против удовлетворения заявленных требований, при условии, что формирование участка будет осуществляться за счет средств заявителя.
Представитель заинтересованно лица Администрации МО «... район» Ларченков С.А. возражает против удовлетворения заявленных требований. Пояснил суду, что в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия органов местного самоуправления МО «... район» и МО ... городского поселения при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, поступающие в адрес Администрации района заявления граждан о предоставлении земельного участка направляются на рассмотрение в администрацию поселения, которая занимается их рассмотрением, формирует испрашиваемый земельный участок в соответствии со ст. 30 ЗК РФ. Затем документы направляются на рассмотрение районной комиссии, которая принимает решение о предоставлении земельного участка либо об отказе. В случае с Осиповой, ее заявление также было направлено в адрес Администрации поселения, которая не сформировала должным образом испрашиваемый земельный участок, в частности, не был оформлен акт выбора земельного участка. В связи с этим комиссии отказала в согласовании акта выбора земельного участка и приняла решение о выставлении участка на торги.
Представитель заинтересованного лица комитета имущественных отношений Администрации МО «... район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Исследовав доказательства по делу, заслушав стороны, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ - земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ - земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 настоящего кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что 28.08.2009 Осипова П.В. обратилась к Главе МО «... район» ... области с заявлением, в котором просила сформировать и утвердить проект границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома по адресу: ... область, г. ..., ул. ..., на месте снесенного дома № ХХХ, которое в соответствии с действующим на территории поселения Соглашением о порядке взаимодействия органов местного самоуправления МО «... район» и МО ... городского поселения при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, …, было направлено для рассмотрения и формирования земельного участка в Администрацию ... городского поселения.
29.06.2010 на заседании комиссии по выбору земельных участков, межеванию и инвентаризации земель заявление Осиповой П.В. было рассмотрено. По результатам рассмотрения принято решение: земельный участок по адресу: г. ..., ул. ..., д. ХХХ (пятно № ХХХ), "сформировать на торги".
08.09.2010 Администрация ... городского поселения уведомила Осипову П.В. о принятом решении.
По настоящее время участок не сформирован, окончательное решение о предоставлении или об отказе в предоставлении не принято.
Из п.п. 2.2.2 соглашения № ХХХ о порядке взаимодействия органов местного самоуправления …. при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками от 10.06.2009 усматривается, что заявление о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства направляется Поселению, которое обеспечивает (осуществляет самостоятельно либо поручает организации, располагающей лицензией) изготовление схемы границ земельного участка на основании документации по планировке территории, а при ее отсутствии осуществляет выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории либо готовит обоснованный отказ в формировании земельного участка. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Схему границ земельного участка или материалы по выбору земельного участка Поселение выносит на рассмотрение Комиссии, члены которой рассматривают предоставленные схему и материалы, согласовывают акт выбора земельного участка; рекомендуют: на каком праве и на каких условиях (за плату или бесплатно), на торгах либо без проведения торгов может быть предоставлен земельный участок. Результаты работы комиссии оформляются протоколом.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела усматривается, что на рассмотрение комиссии Администрацией поселения были предоставлены только акт предварительного выбора земельного участка, не утвержденный членами комиссии, и ситуационный план, при этом формирование испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке, в том числе с постановкой на кадастровый учет, произведено не было.
В судебном заседании представитель администрации ... городского поселения Белкин А.А. признал, что администрацией поселения на рассмотрение комиссии не в полном объеме были предоставлены документы на земельный участок, так как процедура по формированию земельного участка проведена не была.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Осиповой П.В. подлежат частичному удовлетворению, поскольку при рассмотрении заявления Осиповой П.В. о предоставлении земельного участка Администрацией ... городского поселения не были выполнены предусмотренные законом работы по формированию испрашиваемого земельного участка, что повлекло невыполнение в дальнейшем предусмотренных законом действий по процедуре предоставления спорного земельного участка.
При этом, в удовлетворении требований к Администрации МО «... район» надлежит отказать, так как вины администрации района в непринятии окончательного решения о предоставлении земельного участка не имеется. Комиссией администрации района в пределах ее полномочий было принято правомерное решение о формировании участка на торги. В настоящем время суд не может обязать Администрацию района предоставить испрашиваемый земельный участок непосредственно Осиповой П.В., так как действующее законодательство предусматривает процедуру предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования исключительно через торги. Предусмотренными законом льготами на бесплатное предоставление испрашиваемого земельного участка Осипова П.В. не обладает.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования Осиповой П.В. удовлетворить в части.
Обязать Администрацию ... городского поселения ... района ... области в пределах ее полномочий выполнить предусмотренные частью 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации работы по формированию земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта по адресу: г. ..., ул. ..., д. ХХХ (участок № ХХХ), с целью решения в дальнейшем вопроса о предоставлении его Осиповой П.В. в соответствии с нормами действующего законодательства.
В удовлетворении требований Осиповой П.В. к Администрации МО «... район» о предоставлении земельного участка отказать за необоснованностью.
Взыскать с Администрации ... городского поселения ... района ... области в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, госпошлину в сумме 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский городской суд.
Судья И.А.Цуцкова
03.12.2010-объявлена резолютивная часть решения
08.12.2010-составлено мотивированное решение
21.12.2010-вступает в законную силу