13 декабря 2010 г.
Вяземский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Рощиной Г.Н.
с участием прокурора: Якубовской О.В.
при секретаре Лукьяновой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ... межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации ... городского поселения ... района ... области об обязании совершения определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
... межрайонный прокурор в обоснование своих требований указал, что ОАО «ЗЗ» осуществляет отпуск тепловой энергии с находящейся на балансе предприятия котельной управляющим организациям до точки балансового разграничения для многоквартирных домов № № ХХХ,ХХХ по ул. ..., № № ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ... г. ....
С 1995 года использования котельной ОАО «ЗЗ» в технологическом режиме было исключено и она переведена в сезонный режим работы. На предприятии не имеется отдельных труб на горячее водоснабжение и при снижении температуры теплоносителей котельной до 45 градусов не может быть обеспечена требуемая температура горячей воды, начиная с апреля месяца до начала отопительного сезона.
Подогрев холодной воды с использованием внутридомовых инженерных систем, установленных в указанных домах, возможен только в отопительный период при централизованной подаче теплоносителя.
Отсутствие горячей воды в течение всего календарного года нарушает права граждан в жилищной сфере.
Администрацией МО «... городское поселение» разработан проект «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... в г. ... ... области», предусматривающий теплоснабжение домов от котельной № ХХХ, расположенной по ул. ... г. .... Однако, до настоящего времени работы по подключению многоквартирных домов к источнику теплоснабжения (котельной № ХХХ) не проведены.
Просит суд обязать Администрацию ... городского поселения ... района ... области принять меры по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов № № ХХХ,ХХХ по ул. ..., № № ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ... г...., осуществив работы, предусмотренные проектом «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... шоссе в г. ... ... области».
В суде прокурор требования изменил. Просит обязать Администрацию ... городского поселения ... района ... области принять меры по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов № № ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., общежития по ул. ... г...., произведя в срок до 1 октября 2011 г работы, предусмотренные проектом «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... шоссе в г. ... ... области»:
-строительство тепловой сети отопления и горячего водоснабжения с расположением теплотрасс по улицам: ..., ул. ..., ул. ..., ... г. ... до ЦТП-1 котельной по ул. ... г. ...;
-подключение тепловых сетей к ЦТП-1 котельной по ул. ... г. ...;
-реконструкцию ЦТП-1.
Представитель ответчика Администрации ... городского поселения ... района ... области Белкин А.А. требования прокурора не признал по следующим основаниям.
Администрация является собственником жилых помещения в спорных домах ( за исключением д.ХХХ по ул. ..., все квартиры в котором находятся в частной собственности).
Собственники помещений на общем собрании выбрали в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, которая в силу норм Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № ХХХ, а не один из собственников общего имущества, к каковым относится Администрация, обязана осуществлять в установленном порядке капитальный ремонт общего имущества спорного многоквартирного дома.
Вместе с тем, решение об оплате расходов на капитальный ремонт общим собранием собственников не принято, тогда как в силу пункта 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ и пункта 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в этом доме.
Являясь собственником части жилых помещений в спорных домах (за исключением д.ХХХ по ул. ... - все квартиры в котором находятся в частной собственности), Администрация, в силу ч.1 статьи 46 ЖК РФ, лишена возможности самостоятельно принять решение о ремонте общего имущества.
При таких обстоятельствах оснований для понуждения Администрации ... городского поселения осуществить работы, предусмотренные проектом «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... в г. ... ... области» не имеется.
Кроме того, все многоквартирные дома подключены к устойчивому источнику теплоснабжения и подачи горячей воды. Управляющими организациями заключены договоры на теплоснабжение и горячее водоснабжение с энергоснабжающей организацией - ОАО «ЗЗ». Таким образом, теплоснабжение и горячее водоснабжение домов организовано и имеется.
Администрация не может производить работы, указанные прокурором, поскольку не наделена такими полномочиями, так как не является строительной организацией.
Что касается выполнения работ, предусмотренных проектом, эти работы не могут быть выполнены, поскольку бюджетом не предусмотрены данные виды работ и стоимость их выполнения будет составлять 30% от бюджета.
Выслушав прокурора, представителя ответчика - Администрации ... городского поселения Белкина А.А., представителя третьего лица ОАО «ЗЗ» Абрамова В.В., поддержавшего требование прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковое требование подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу п.п 4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Судом установлено, что ОАО "ЗЗ" осуществляет отпуск тепловой энергии с находящейся на балансе предприятия котельной управляющим организациям до точки балансового разграничения для многоквартирных домов № № ХХХ,ХХХ по ул. ..., № № ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ... г.....
С 1995 года использование котельной ОАО «ЗЗ» в технологическом режиме было исключено и она переведена в сезонный режим работы. На предприятии не имеется отдельных труб на горячее водоснабжение и при понижении температуры теплоносителей котельной до 45 градусов не может быть обеспечена требуемая температура горячей воды, начиная с апреля месяца до начала отопительного сезона. Подогрев холодной воды с использованием внутридомовых инженерных систем, установленных в указанных домах, возможен только в отопительный период при централизованной подаче теплоносителей.
Таким образом, имеет место нарушение прав потребителей, проживающих в вышеуказанных домах, на предоставление такой коммунальной услуги, предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № ХХХ, как горячее водоснабжение, то есть бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
В связи с сложившейся ситуацией, для решения данной проблемы в 2008 году Администрацией ... городского поселения был заказан проект «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... в г. ... ... области», предусматривающий теплоснабжение домов от котельной № ХХХ, расположенной по ул. ... г. Вязьма, который прошел государственную экспертизу 02.02.2010 года, однако, до настоящего времени указанный проект не нашел своей реализации. Работы по подключению многоквартирных домов к источнику теплоснабжения ( котельная № ХХХ) не проведены.
Согласно сводного сметного расчета стоимость строительно-монтажных работ по реализации вышеуказанного проекта составляет порядка ХХХ млн. рублей.
Как усматривается из показаний свидетеля Л.П., жительницы дома № ХХХ по ул. ... г. ..., ответов на ее обращение к Губернатору ... области, Главе Администрации ... городского поселения по вопросу неполучения услуги горячего водоснабжения в полном объеме в 2008-2009 г.г. источники финансирования для выполнения работ по подключению жилых домов к системе централизованного горячего водоснабжения до настоящего времени не определены, в связи с чем работы, предусмотренные проектом «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... в г. ... ... области» не выполняются, тем самым продолжает иметь место нарушение прав потребителей.
Как пояснил в суде представитель ответчика Администрации ... городского поселения Белкин А.А. необходимые денежные средства для реализации проекта «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... в г. ... ... области» в бюджете ... городского поселения не предусмотрены, стоимость их выполнения будет составлять 30% от бюджета.
Данный довод суд находит несостоятельным, поскольку отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
В соответствии со ст. 9,139,140 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных п.п. 4 п.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с их финансовыми возможностями.
Является необоснованным довод представителя ответчика о том, что Администрация ... городского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу.
Также суд находит несостоятельным и противоречащим действующему законодательству и довод представителя ответчика о том, что расходы по осуществлению работ, предусмотренных проектом «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., Заслонова, ... в г. ... ... области» связаны с капитальным ремонтом общего имущества, к которому относится система теплоснабжения, поэтому их должны нести все собственники жилых помещений.
Указанный довод противоречит положениям Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в части определения состава общего имущества.
В силу изложенного исковые требования прокурора являются обоснованными.
В соответствии со ст. 1,2,11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение его в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию ... городского поселения ... района ... области принять меры по организации теплоснабжения и горячего водоснабжения жителей многоквартирных домов № № ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ,ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., № ХХХ по ул. ..., общежития по ул. ... г...., произведя в срок до 1 октября 2011 г работы, предусмотренные проектом «Теплоснабжение жилых домов и общественных зданий по ..., улицам ..., ..., ... в г. ... ... области»:
-строительство тепловой сети отопления и горячего водоснабжения с расположением теплотрасс по улицам: ..., ул. ..., ул. ..., ... г. ... до ЦТП-1 котельной по ул. ... г. ...;
-подключение тепловых сетей к ЦТП-1 котельной по ул. ... г. ...;
-реконструкцию ЦТП-1.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Вяземский городской суд.
Судья Г.Н. Рощина
13.12.2010 Объявлена резолютивная часть решения.
21.12.2010 Составлено мотивированное решение.
31.12.2010 Решение вступает в законную силу