28.02.2011 - Решение о предоставлении жилого помещения вне очереди



№ 2-168/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вязьма Смоленской области «28» февраля 2011 г.

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

Судьи Вяземского районного суда Смоленской области Ивановой М.Ю.,

при секретаре Шутиковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой (Андреевой) М.В. к администрации муниципального образования «... район» ... области, администрации ... городского поселения ... района ... области, администрации ... сельского поселения ... района ... области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Тарасова (Андреева) М.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «... район» ... области (далее по тексту- администрация Района), администрации ... городского поселения ... района ... области (далее по тексту- администрация Поселения), администрации ... сельского поселения ... района ... области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав, что ее родители решением ... городского суда от 17 октября 1996 года лишены родительских прав, на основании постановления Главы администрации ... района ... области № ХХХ от 04 октября 1996 года она была направлена в детское государственное учреждение СОГОУ «... специальная общеобразовательная школа интернат ХХХ вида для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на полное государственное обеспечение, и за ней сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... область, ... район, ... сельское поселение, д. .... По окончании школы поступила в ГОУ «ТП», которое окончила в 2004 года. В настоящее время обучается в СОГОУ НПО «Профессиональное училище № ХХХ» г. .... ** ** ** года вышла замуж за А.Е. и проживает в г. .... 08 августа 2010 года дом в д. ..., право пользования которым, было сохранено за ней, сгорел. Ссылаясь на ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит предоставить ей, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение, площадью не менее нормы предоставления на состав семьи, состоящий из двух человек: она и ее муж А.Е.

В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования, уточнив, что просят возложить обязанность по предоставлению жилого помещения истцу на администрацию ... сельского поселения ... района ... области. Дополнительно истец пояснила, что после окончания обучения в первоначальном учебном учреждении начального профессионального образования ГОУ «ТП» до достижения возраста 23 лет обращалась в различные инстанции по вопросу предоставления ей жилого помещения, однако получала отказы со ссылкой на наличие закрепленного жилого помещения- дома в д...., ... сельского поселения ... района ... области. Между тем, поскольку мать и братья вели антиобщественный образ, злоупотребляли спиртными напитками, за состоянием дома не следили, в единственной свободной комнате пол разобрали, стекла в окнах отсутствовали, электричество отключено, в остальных комнатах в одной жила мать, во второй- брат А.А. с женой, в третьей- брат М.М., других жилых комнат в доме не было, кроме перечисленных членов семьи право на проживание в доме сохранялось за сестрой А.И. и братьями Н.Н., И.И., соответственно проживать в доме было невозможно. После пожара братьям Н.Н. и М.М. предоставили жилье в ... сельском поселении, поскольку они трудоустроились в ЗАО «ШЕ», а она вынуждена обращаться в суд. Регистрация в г.... по ул. ..., д. ХХХ в доме свекрови ее подруги по интернату носила формальный характер с целью трудоустройства в г...., право на проживание в доме не имеет. Муж своего жилья также не имеет, зарегистрирован у бабушки по адресу: ... область, г.... ул...., д.ХХХ. Фактически в настоящее время проживают с мужем в съемной квартире на ул.... г.....

Представитель ответчика- администрации ... городского поселения ... района ... области возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что дом в д. ... до пожара признавался пригодным для проживания, истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий до пожара, считалась обеспеченной жильем, в случае удовлетворения требований обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена на администрацию ... сельского поселения ... района ... области- по месту нахождения утраченного в результате пожара жилого помещения, которое было закреплено за истцом.

Представитель ответчика - администрации ... сельского поселения ... района ... области в обоснование возражений на иск пояснил, что до 26 марта 2010 года истец была зарегистрирована в доме в д. ..., право пользования которым за ней было закреплено, после пожара дом для проживания не пригоден, средств на ремонт, реконструкцию нет, жилья на балансе администрации поселения не имеется. В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в г.... ... области, соответственно имеет право на получение жилья по нынешнему месту жительства, обязанность по предоставлению которого необходимо возложить на администрацию ... городского поселения ... района ... области.

Представитель ответчика- администрации муниципального образования «... район» ... области в лице отдела опеки и попечительства против удовлетворения иска в части предоставления жилого помещения Тарасовой М.В., без учета в составе семьи ее мужа, не возражала, данную обязанность считает необходимым возложить на администрацию ... сельского поселения ... района ... области.

Представитель третьего лица- Департамента по образованию и науке ... области представил письменные возражения на иск, мотивированные тем, что до достижения М.А. возраста ХХХ лет жилое помещение, расположенное по адресу: ... район, ... сельское поселение, д. ..., непригодным для проживания в установленном законом порядке не признавалось, следовательно, она была обеспечена жилым помещением. Структура, органы власти, которые отвечали бы за сохранность жилых помещений, право пользования которыми имеется у сирот законодательно не определена. Контролировать состояние и содержать жилое помещение должен собственник. То обстоятельство, что М.А. фактически не проживала в указанном жилом помещении по причине его непригодности для проживания, не является основанием для отрицания у нее права пользования указанным жилым помещением. М.А., являясь членом семьи собственника жилого помещения, независимо от факта издания органами опеки и попечительства постановления о закреплении жилого помещения, имела право пользования жилым помещением по закону, которое сохранялось за ней в период пребывания в образовательных учреждениях. Право пользования жилым помещением признается у всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении, являющихся собственником или членом семьи собственника жилого помещения, и признается за гражданами независимо от количества метров общей площади жилого помещения, приходящихся на каждого из зарегистрированных. Действующее законодательство не предусматривает дополнительные гарантии и льготы для сирот, имеющих право пользования жилым помещением, в случаях, если на них приходится меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в поселении, такие граждане должны стать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в этом поселении на общих основаниях. Таким образом, у истца до момента достижения возраста ХХХ лет отсутствовали основания для обеспечения ее жилым помещением вне очереди. Одновременно в возражениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации ... области.

Принимая во внимание нормы ч.5 ст.167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, Смоленской областной Думой 29 ноября 2007 года принят закон Смоленской области № 114-3 (далее по тексту- Закон № 114-3 от 29 ноября 2007 года) «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений ... области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», согласно ст.1 которого государственными полномочиями по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма наделены на неограниченный срок органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений ... области.

В порядке ст.2 Закона № 114-3 от 29 ноября 2007 года органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.

Согласно ст.8 Закона № 114-3 от 29 ноября 2007 года он вводится в действие ежегодно областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенции бюджетам муниципальных образований ... области на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Тарасова (Андреева) М.В., ** ** ** года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Решением ... городского суда ... области от 17 октября 1996 года ее родители В.М. и В.Н. лишены родительских прав.

Постановлением Главы администрации ... района ... области № ХХХ от 04 ноября 1996 года Тарасова (Андреева) М.В. определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, с закреплением за ней жилой площади по адресу: ... область, ... район, ... сельсовет, д. ... в доме, который состоял на балансе ЗАО СП «ШЕ», при этом документы, подтверждающие право собственности на дом, а также правоустанавливающие документы на него не сохранились, ордер не выдавался.

С ** ** ** г. по ** ** ** г. Тарасова (Андреева) М.В. находилась в «... государственной специальной коррекционной школе- интернате 7 вида для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В период с ** ** ** по ** ** ** года Андреева М.В. обучалась и закончила ГОУ «ТП» по профессии повар.

В настоящее время вторично обучается в системе начального профессионального образования в СОГОУ НПО «Профессиональное училище №ХХХ», срок окончания обучения ** ** ** год, находится на полном государственном обеспечении.

До 26 марта 2010 года Андреева М.В. одновременно с матерью В.М., сестрой А.В., братьями Н.Н., М.М., И.И. была зарегистрирована по адресу: ... область, ... район, ... сельсовет, д. ....

26 марта 2010 года Тарасова (Андреева) М.В. снялась с регистрационного учета в д. ... и ** ** ** года зарегистрировалась по адресу: ... область, г. ..., ул. ..., д. ХХХ в доме, принадлежащем на праве собственности Е.И., которая является свекровью ее подруги по интернату.

** ** ** года Андреева М.В. вступила в брак с А.Е., ей присвоена фамилия «Тарасова».

08 августа 2010 года закрепленный за Тарасовой (Андреевой) дом в д. ... сгорел.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными материалами дела: копией постановления Главы администрации ... района ... области № ХХХ от 04 ноября 1996 года, копией паспорта Андреевой М.В., решения ... городского суда ... области от 17 октября 1996 года, справкой Отдела государственного пожарного надзора ... района от 02 сентября 2010 года, копией свидетельства о заключении брака между Андреевой М.В. и А.Е., копией свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом ХХХ по ул.3 ..., г.... ... области и домовой книги, справкой СОГОУ НПО «ПУ № ХХХ г....» , справкой ОАО СП «ШЕ» , материалами гражданского дела № ХХХ, а именно справкой ... школы-интерната, справкой ОАО «ШЕ» , архивной справкой № ХХХ от 27 апреля 2010 года, выпиской от 28 апреля 2010 года из похозяйственной книги № ХХХ лицевой счет ХХХ, показаниями свидетеля Е.И.

Свидетель Е.И. суду показала, что в принадлежащем ей на праве собственности доме по адресу: г. ..., ул. ..., д. ХХХ, по просьбе своей невестки зарегистрировала ее подругу по интернату Тарасову (Андрееву) М.В. так как та собиралась уехать работать в ..., а для этого ей необходима городская прописка. Родственником Тарасова (Андреева) М.В. ей не приходится и прав на жилое помещение не имеет.

Не признавая требования истца, представитель ответчика - администрации Поселения и представитель третьего лица отметили, что истец на момент достижения 23 летнего возраста была обеспечена жилым помещением.

Давая оценку данным утверждениям суд отмечает, что как следует из преамбулы вышеуказанного Закона № 159-ФЗ, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Истец достигла возраста 23 лет ** ** ** года.

До достижения указанного возраста истец неоднократно обращалась по вопросу обеспечения ее жилым помещением, однако, со ссылкой на наличие закрепленного жилого помещения в д.... ... района ... области от администрации ... городского поселения ... района ... области и Департамента по образованию и науке ... области, которому переадресовывались ее обращения в администрацию Президента Российской Федерации, получала отказ с предложениями в судебном порядке решить вопрос невозможности совместного проживания и выселения родственников, ведущих асоциальный образ жизни и способствующих ухудшению состояния жилого помещения.

Проверив обоснованность отказов, суд приходит к следующему.

Учетная норма 10,5 кв.м предоставления жилого помещения, установленная постановлением Главы муниципального образования «... район» ... области от 30 мая 2006 года № ХХХ, исходя из общей площади дома ХХХ кв.м., количества членов семьи- 6 человек, на каждого из которых соответственно приходилось ХХХ кв.м соблюдалась.

Однако, из материалов гражданского дела № ХХХ, а именно: акта проверки сохранности закрепленного жилья от 03 сентября 2008 года, усматривается, что обследуемый дом в д.... ... района ... области без удобств, водопровода и канализации, с печным отоплением, электричество и газоснабжение отсутствует, выбиты стекла, вскрыт пол в одной из комнат, санитарные нормы не соблюдаются, требуется срочным ремонт комнат, дом для проживания не пригоден, в акте проверки сохранности жилого помещения закрепленного за несовершеннолетним от 18 ноября 2009 года отражено, что в одной из комнат остекление и полы отсутствует, согласно акту проверки сохранности жилого помещения закрепленного за несовершеннолетним от 08 апреля 2010 года в одной из комнат разобран пол и отсутствует остекление, электропроводке и одной из двух печек требуется ремонт, из акта обследования жилого дома от 28 мая 2010 года о признании дома пригодным для проживания и требующим косметического ремонта внутри дома, также следует, что полы в зале демонтированы, требуется их восстановление, остекление отсутствует, при этом согласно справке № ХХХ от 25 февраля 2010 года ОАО СП «ШЕ», на балансе которой находится дом, оказать помощь в ремонте дома отказано в связи с тяжелым финансовым положением.

Анализ содержания перечисленных документов приводит к выводу, что обеспеченность истца жильем оценивалась и определялась только наличием закрепленного жилого помещения, то обстоятельство, что из-за непригодности одной из комнат для проживания, ввиду демонтажа полов и отсутствия остекления, а также отказа организации, на балансе которой числится дом, произвести ремонт жилого помещения, фактически вселение истца после окончания обучения не представлялось возможным, во внимание не принималось.

Таким образом, на момент окончания первого учебного учреждения начального профессионального образования истец не была обеспечена жилым помещением, однако на неоднократные обращения по вопросу внеочередного предоставления жилого помещения необоснованно получала отказ.

Кроме того, закрепленный за Андреевой (Тарасовой) М.В. дом 08 августа 2010 года сгорел, то есть до окончания ** ** ** год обучения в СОГОУ НПО «Профессиональное училище №ХХХ».

Следовательно, достижение Тарасовой М.В., которая является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может являться основанием для отказа во внеочередном предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, поскольку до достижения указанного возраста на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованно поставлена не была и жилым помещением не обеспечена.

Определяя надлежащего ответчика, на которого следует возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, суд принимает во внимание следующее.

Согласно вышеуказанным нормам, обязанность обеспечения жилыми помещениями детей, оставшиеся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти по месту жительства.

В силу ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат- на основании решений органа местного самоуправления, по договорам социального найма, по месту жительства граждан (в границах соответствующего населенного пункта), общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доказательств того, что после пожара дом пригоден для проживания, подлежит ремонту или реконструкции ответчиками не представлено.

Жилое помещение, утраченное в результате пожара, за Тарасовой (Андреевой) М.В. закреплено на территории ... сельского поселения ... района ... области, регистрация в доме по адресу: ... область, г. ..., ул. ..., д. ХХХ в доме, носит формальный характер, является административным актом и не означает наличия права на жилую площадь.

В связи с этим суд соглашается с доводами истца и ее представителя, представителей ответчиков- администрации Поселения, администрации Района о необходимости возложения обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию ... сельского поселения ... района ... области.

Возражая против удовлетворения требований истца, представитель ответчика- администрации ... сельского поселения указал также на отсутствие в поселении свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений, на ремонт и реконструкцию дома, закрепленного за истцом, после пожара нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить ей жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.

Между тем, обеспечение вне очереди жилым помещением детей оставшихся без попечения родителей не может ставиться в зависимость от каких-либо условий, в связи с этим вышеприведенные доводы представителя ответчика признаются не основанными на законе.

Учитывая изложенное, суд находит требования Тарасовой (Андреевой) М.В. законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению и возлагает на администрацию ... сельского поселения ... района ... области обязанность обеспечить истца на состав семьи один человек благоустроенным жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма на территории ... сельского поселения ... области за счет субвенции, предоставленной из областного бюджета в 2011 году.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198- 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования Тарасовой (Андреевой) М.В. к администрации ... сельского поселения ... района ... области о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию ... сельского поселения ... района ... области обеспечить Тарасову (Андрееву) М.В. на состав семьи - 1 человек на территории ... района ... области по договору социального найма благоустроенным жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет субвенции, предоставленной из бюджета ... области в 2011 году.

В удовлетворении требований Тарасовой (Андреевой) М.В. к администрации муниципального образования «... район» ... области, администрации ... городского поселения ... района ... области отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение 10 дней.

Судья М.Ю. Иванова

28.02.2011 объявлена резолютивная часть решения

05.03.2011 составлено мотивированное решение

16.03.2011 решение вступает в законную силу