22.02.2011 - Решение о предоставлении земельного участка



Дело № 2-228/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вязьма Смоленская область «22» февраля 2011 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе

Судьи Вяземского районного суда Смоленской области Ивановой М.Ю.

при секретаре Шутиковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой З.И. к администрации ... городского поселения ... района ... области, администрации муниципального образования «... район» ... области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности сформировать и предоставить бесплатно в собственность земельный участок,

установил:

Семенова З.И. обратилась в суд с иском о признании бездействий администрации ... городского поселения ... района ... области (далее по тексту- администрация Поселения), администрации муниципального образования «... район» ... области (далее по тексту- администрация Района) незаконными, выразившихся в длительном нарушении срока рассмотрения вопроса о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... (пятно застройки № ХХХ) в г. ... ... области, указав, что, как ветеран труда, на основании п.4 ст.1 Закона ... области от 10 июня 2003 года № ХХХ «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», 06 декабря 2010 года обратилась в администрацию муниципального образования «... район» ... области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... г. ... ... области, размер которого не превышает установленных п.1.2 Решения ... Совета народных депутатов от 20 ноября 2002 года № ХХХ норм- 0,12 Га, не относится к земельным участкам не подлежащим приватизации, не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, соответственно никаких ограничений к его предоставлению не имеется. Однако, в установленный ч.1,2 ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневный срок и до настоящего времени, ответа на заявление, уведомления о продлении срока его рассмотрения не поступало.

Учитывая изложенное, истец просит признать бездействия ответчиков незаконными, обязать администрацию ... городского поселения ... района ... области в месячный срок сформировать земельный участок по вышеуказанному адресу под индивидуальное жилищное строительство, обязать администрацию муниципального образования «... район» ... области в месячный срок с момента формирования земельного участка предоставить его в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство согласно установленным нормам.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству представитель истца требования уточнила, просит возложить на ответчиков соответствующие обязанности без указания сроков.

Истец Семенова З.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, судом определено рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца иск поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснила, что на дежурной кадастровой карте в государственном кадастре недвижимости сведений об испрашиваемом земельном участке не имеется, что также подтверждает отсутствие оснований для отказа истцу в его предоставлении.

Представители ответчика - администрации Района требования не признали, мотивировав тем, что поскольку в соответствии с п.20 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.45,46 Главы 5 Градостроительного кодекса РФ разработка и утверждение градостроительной документации на территории г.... находится в компетенции администрации ... городского поселения, заявление Семеновой З.И. от 06 декабря 2010 года было переадресовано в администрацию поселения 07 декабря 2010 года, то есть в установленный законодательством срок. Согласно ст.11.1 ЗК РФ «земельным участком» является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельный участок, как объект недвижимости, считается сформированным, в силу ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», после постановки на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке. Предоставить в собственность несформированный земельный участок не представляется возможным, поскольку отсутствует объект права, подлежащий распоряжению. Дополнительно пояснили, что нарушений прав истца со стороны администрации района не допущено, поскольку не предоставление истцу до настоящего времени земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства связано с длительным не исполнением администрацией Поселения обязанностей по формированию испрашиваемого истцом земельного участка и наличием вступившего в законную силу решения ... городского суда ... области от 03 декабря 2010 года, которым на администрацию ... городского поселения ... района ... области возлагалась обязанность выполнить работы по формированию земельного участка для строительства по адресу: г. ..., ул...., д.ХХХ (участок №ХХХ) с целью решения в дальнейшем вопроса о предоставлении его в соответствии с нормами действующего законодательства другому лицу -О.О.. Кроме того, в проектной и планировочной документации, утвержденной администрацией ... городского поселения ... области, имеются расхождения, из-за которых в ходе заседания комиссии по выбору земельных участков и межеванию земель неоднократно возникали неразрешимые ситуации, в данном случае, согласно Правилам землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок попадает в пятно малоэтажной застройки, при этом истец ставит вопрос о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства, соответственно возникает противоречие с указанными Правилами, что препятствует положительному разрешению заявления до упорядочения и корректировки проектной документации. Других возражений относительно иска не приведено.

Представитель ответчика- администрации Поселения против удовлетворения иска не возражал, признав, что сроки решения вопроса предоставления истцу испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно нарушены администрацией Района по вине администрации Поселения, в связи с длительным не исполнением обязанности сформировать испрашиваемый земельный участок, что согласно Соглашению № ХХХ от 10 июня 2009 года, утвердившему Порядок взаимодействия органов местного самоуправления- муниципального образования ... район ... области, ... городского поселения ... района ... области при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции администрации Поселения, дополнительно пояснив, что причинами тому послужили значительный объем поступающих заявлений, загруженность специалистов администрации обрабатывающих соответствующую документацию, отсутствие должного финансирования из бюджета на осуществление полномочий по подготовке необходимого пакета документов. Расхождения в проектной и планировочной документации, утвержденной администрацией ... городского поселения ... области, а именно попадание границ испрашиваемого земельного участка в пятно малоэтажной застройки не могут являться препятствием к решению вопроса о его предоставлении истцу для индивидуального жилищного строительства, поскольку смежный земельный участок, который также попадает в пятно малоэтажной застройки постановлением администрации муниципального образования ... район ... области № ХХХ от 03 февраля 2011 года без каких- либо ограничений предоставлен К.К. в собственность для индивидуального жилищного строительства, в связи с этим в этой части возражения представителей ответчика - администрации Района считает необоснованными, равно как и ссылку на вступившее в законную силу решение суда, поскольку О.О. заявлением от 16 декабря 2010 года от прав на испрашиваемый земельный участок отказалась.

Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 2 ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности ... области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории ... области, бесплатно осуществляется в случаях для индивидуального жилищного строительства ветеранам труда предусмотрено п.4 ст.1 закона ... области от 10 июня 2003 г. N ХХХ "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" с последующими изменениями (далее по тексту-Закон).

Согласно ст. 2.1 Закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что решением ... городского суда ... области от 03 декабря 2010 года на администрацию ... городского поселения ... района ... области возложена обязанность по выполнению работ по формированию земельного участка для строительства по адресу: г. ..., ул. ..., д.ХХХ (участок №ХХХ) с целью решения в дальнейшем вопроса о предоставлении его О.О. в соответствии с нормами действующего законодательства.

Семенова З.И., как ветеран труда, 06 декабря 2010 года обратилась с заявлением о формировании и предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... г. ... ... области (пятно № ХХХ), согласно прилагаемого обзорного плана в администрацию Района, которое переадресовано в администрацию Поселения 07 декабря 2010 года.

Заявлением от 16 декабря 2010 года О.О. отказалась от прав на вышеуказанный земельный участок.

16 декабря 2010 года администрация Поселения заявление Семеновой З.И. о формировании земельного участка для ИЖС по адресу: г. ..., ул. ..., на месте дома ХХХ (пятно №ХХХ) направило в МУП «АА» на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков, межеванию и инвентаризации земель.

Ответов, уведомлений в адрес истца о рассмотрении ее заявления до настоящего времени, ответчиками не направлялось.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон в судебном заседании, письменными материалами дела: копией заявления истца от 06 декабря 2010 года, адресованного Главе администрации муниципального образования «... район» ... области о формировании и предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на месте снесенного дома № ХХХ по ул. ... г. ... ... области, согласно прилагаемого обзорного плана, копией обзорного плана, копией удостоверения «Ветеран труда», подтверждающего присвоение Семеновой З.И. указанного звания, копией решения ... городского суда ... области от 03 декабря 2010 года, копией сопроводительного письма администрации ... городского поселения ... района ... области № ХХХ от 16 декабря 2010 года, адресованного директору МУП «АА» о направлении заявления Семеновой З.И. о формировании земельного участка для последующего предоставления на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков, инвентаризации и межеванию земель при администрации муниципального образования «... район» ... области.

Предусмотренный ч.1 ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который, в силу п.1 ст.6 ГК РФ, по аналогии закона обоснованно сослался истец, тридцатидневный срок рассмотрения письменного обращения со дня его регистрации истек 11 января 2011 года и в установленном законом порядке не продлевался.

Представители ответчика - администрации Района в обоснование возражений относительно иска пояснили, что с их стороны нарушений прав истца не допущено, поскольку для оформления прав на земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, необходимо сформировать данный земельный участок как объект права, а обязанность осуществления формирования возложена на администрацию Поселения.

С указанными доводами суд соглашается по следующим основаниям.

Пунктами 1,2 ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в силу ч.4 ст.30 ЗК РФ, осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно ст.11.1 ЗК РФ, земельный участок, как объект права земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Земельный участок, как объект недвижимости, считается сформированным, в силу ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», после постановки на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке.

Из Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 688 следует, что точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельного участка на прилегающих к границе объекта территории (п.8). Кроме того, межевание земельного участка представляет собой работы по установлению на местности границ земельного участка с закреплением таких границ межевыми знаками и описанием их местоположения, осуществляется на основании сведений государственного земельного кадастра и включают в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

В силу ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.20 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные нормы относительно полномочий органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планировке территории содержатся в ст.45,46 Градостроительного кодекса РФ.

Органом местного самоуправления осуществляющим управление и распоряжение земельными участками на территории г. ... ... области является администрация муниципального образования «... район» ... области.

Полномочный орган, к компетенции которого отнесено разрешение вопросов по подготовке и утверждению документации по планировке территории - администрация ... городского поселения ... района ... области.

Порядок взаимодействия органов местного самоуправления - муниципального образования ... район ... области, ... городского поселения ... района ... области при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, установлен Соглашением № ХХХ от 10 июня 2009 года, а именно Разделом 2, согласно п.2.2.2 которого Поселение обеспечивает (осуществляет самостоятельно либо поручает организации располагающей лицензией) изготовление схемы границ земельного участка на основании документации по планировке территории, а при ее отсутствии осуществляет выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории либо готовит обоснованный отказ заявителю в формировании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Схему границ земельного участка или материалы по выбору земельного участка Поселение выносит на рассмотрение Комиссии. Члены комиссии рассматривают предоставленную схему или материалы, согласовывают акт выбора земельного участка либо письменно указывают причины отказа согласования акта выбора земельного участка; рекомендуют на каком праве и на каких условиях (за плату или бесплатно), на торгах или без проведения торгов может быть предоставлен земельный участок. Результаты работы комиссии оформляются протоколом.

Поскольку земельное законодательство, указанное Соглашение не устанавливают конкретного срока, в течение которого должен быть сформирован земельный участок, презюмируется, что эти действия администрация ... городского поселения ... района ... области должна произвести в разумный срок.

Фактически испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован до настоящего времени, тем самым права истца нарушены.

Как пояснил представитель ответчика -администрации ... городского поселения ... района ... области, испрашиваемый истцом земельный участок до настоящего времени не сформирован в ввиду значительного объема поступающих заявлений, загруженности специалистов администрации обрабатывающих соответствующую документацию, отсутствия должного финансирования из бюджета осуществления полномочий по подготовке необходимого пакета документов, однако данные причины не могут быть признаны уважительными.

В соответствии с п.2.2.3 Соглашения, Комитет имущественных отношений администрации района в двухнедельный срок со дня получения положительного ответа протокола комиссии об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для индивидуально жилищного строительства в зависимости от условий, отраженных в протоколе комиссии, подготавливает ответ заявителю о подготовке решения о проведении аукциона по продаже земельного участка или право на заключение договора аренды земельного участка либо обеспечивает опубликование в средствах массовой информации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади разрешенного использования, а также размещение сообщения о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования «... район» в сети «Интернет».

Поскольку истец имеет право на льготное предоставление земельного участка в собственность бесплатно, процедура предоставления земельного участка путем проведения торгов в данном случае не применима.

Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует нормам предоставления установленным п.1.2 Решения ... совета народных депутатов от 20 ноября 2002 года № ХХХ «Об установлении норм предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства (обслуживания жилых домов) и для ведения личного подсобного хозяйства» - 0,12 Га.

Согласно материалам по выбору и формированию границ незастроенного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство район размещения испрашиваемого Семеновой З.И. земельного участка определен ... область, г.... ул...., д.ХХХ (участок №ХХХ).

Обстоятельств, предусмотренных ч.4 ст.28 ЗК РФ, которые могут служить основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность, ответчиками не приведено.

Доводы представителей ответчика- администрации муниципального образования ... район ... области об отсутствии с их стороны нарушений прав истца, поскольку заявление истца на исполнение в администрацию Поселения было переадресовано в декабре 2010 года, и вопрос предоставления земельного участка не решен до настоящего времени исключительно по вине администрации Поселения не исполняющей обязанность по его формированию, суд находит не состоятельными по следующим основаниям.

Установленный законом срок рассмотрения обращения гражданина не может ставиться в зависимость от особенностей взаимодействия органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по распоряжению в Поселении земельными участками.

Сообщение истцу о том, что ее заявление передано на исполнение в администрацию ... городского поселения не направлено, что лишало последнего возможности знать причины не рассмотрения ее заявления в установленные законом сроки.

Кроме того, администрация Района от контроля исполнения администрацией Поселения обязанностей по формированию земельного участка с целью соблюдения сроков рассмотрения обращения истца и дачи в установленный законом тридцатидневный срок мотивированного ответа с указанием причин невозможности решения вопроса предоставления земельного участка не освобождена.

Ссылка представителей администрации Района на решение ... городско суда ... области от 03 декабря 2010 года, как на одну из причин не разрешения требований истца в досудебном порядке находит не состоятельной, поскольку заявлением от 16 декабря 2010 года О.О. от прав на вышеуказанный земельный участок отказалась.

Утверждения представителей администрации Района о том, что расхождения в проектной и планировочной документации, утвержденной администрацией ... городского поселения ... области, в частности попадание испрашиваемого земельного участка в пятно малоэтажной застройки, препятствуют положительному разрешению требований истца о его предоставлении для индивидуального жилищного строительства до упорядочения и корректировки проектной документации, признаются не убедительными и опровергаются копией постановления администрации муниципального образования «... район» ... области № ХХХ от 03 февраля 2011 года о предоставлении К.К. для строительства индивидуального жилого дома в собственность бесплатно земельного участка № ХХХ по ул...., д.ХХХ, смежного испрашиваемому и также попадающего, согласно Правилам землепользования и застройки, в пятно малоэтажной застройки.

Учитывая изложенное, требования истца о признании незаконными бездействий администрации ... городского поселения ... района ... области по формированию в разумные сроки испрашиваемого земельного участка и бездействий администрации муниципального образования «... район» ... области по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Семеновой З.И. к администрации ... городского поселения ... района ... области, администрации муниципального образования «... район» ... области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности сформировать и предоставить в собственность бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить.

Признать бездействия администрации ... городского поселения ... района ... области по формированию земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: ... область, г. ..., ул. ..., д.ХХХ (участок № ХХХ), незаконными.

Признать бездействия администрации муниципального образования «... район» ... области по непредоставлению Семеновой З.И. в установленный законом срок земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: ... область, г. ..., ул. ..., д.ХХХ (участок № ХХХ) незаконными.

Обязать администрацию ... городского поселения ... района ... области сформировать земельный участок под индивидуальное жилищное строительство по адресу: ... область г. ..., ул. ..., д.ХХХ (участок № ХХХ)

Обязать администрацию муниципального образования «... район» ... области представить Семеновой З.И. в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство согласно установленным нормам земельный участок по адресу: ... область г. ..., ул. ..., д.ХХХ (участок № ХХХ).

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение 10 дней.

Судья М.Ю. Иванова

22.02.2011 объявлена мотивированная часть решения

28.02.2011 составлено мотивированное решение

11.03.2011 решение вступает в законную силу