10.03.2011 - Решение об обжаловании действий коллегиального органа



Дело № 2 - 109/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 марта 2011 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Цуцковой И.А.

при секретаре Кулагиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Атрощенкова М.В. к Совету депутатов ... городского поселения ... района ... области об обжаловании действия коллегиального органа,

у с т а н о в и л :

Атрощенков М.В., обосновывая требования, указал, что им 02.12.2010 на основании приложений к решению № ХХХ от 15.09.2010 «Положение о проведении конкурса на замещение должности Главы администрации ... городского поселения ... района ... области» были сданы в конкурсную комиссию документы на конкурс на замещение должности Главы администрации ... городского поселения ... района ... области.

09.12.2010 конкурсной комиссией был проведен первый этап конкурса, и ему стало известно, что по изучению его документов, его кандидатура была отклонена по формальным причинам.

09.12.2010 ему передали письмо (уведомление) за подписью секретаря комиссии Г.Н. о том, что он не допущен к участию во втором этапе конкурса, так как поданные им документы не соответствуют законодательству РФ без уточнения сути отказа.

Причиной отказа в допуске к участию во втором этапе конкурса явилось несоответствие документов требованиям ст. 15 ФЗ от 02.03.2007г № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.4 Областного закона от 29.09.2009 г № 91-з, ст.8 ФЗ «О противодействии коррупции».

Считает принятое решение незаконным и необоснованным, поскольку обязанность предоставления в конкурсную комиссию сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вышеназванными нормативными актами, а также Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области, утвержденным решением Совета депутатов ... городского поселения от 15.09.2010 № ХХХ, не предусмотрена. Данные сведения должны быть представлены лишь представителю Нанимателя, коим конкурсная комиссия не является. Также в решении конкурсной комиссии указано, что представленная им анкета не соответствует установленным требованиям, в частности не приклеена фотография, и не заполнен пункт 2 анкеты.

Просит суд признать незаконными действия конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области в части отклонения его кандидатуры при проведении конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области и признания результатов конкурса неправомочными.

В судебном заседании Атрощенков М.В. и его представитель Степанов Д.И. требования поддержали.

Представитель Совета депутатов ... городского поселения Карнюшина Т.П. в судебном заседании требования не признала, указав, что решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области о результатах первого этапа конкурса на замещение должности Главы Администрации указанного поселения, на основании которого Атрощенков М.В. не допущен к участию во втором этапе конкурса, принято в соответствии с законодательством РФ и в рамках Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения.

Исследовав доказательства по делу, заслушав стороны, допросив свидетелей, суд находит заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими.

По смыслу положений ст. 17 Ф3 РФ от 02.03.2007 г. № 25-Ф3 "О муниципальной службе в Российской Федерации", пунктов 5, 6 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливается представительным органом.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом ... городского поселения ... района ... области (статья 29.1) решением Совета депутатов ... городского поселения от 15.09.2010 № ХХХ утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы Администрации ... городского поселения ... района ... области (далее - Положение о конкурсе), которое опубликовано в газете «МВ» от 23.09.2010 № ХХХ (ХХХ) и в электронном периодическом издании «ММВ» .

17.11.2010 решением № ХХХ Совета депутатов ... городского поселения объявлен конкурс на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области, который должен проводиться в два этапа: первый этап - 09.12.2010 - конкурс документов, представленных гражданами, изъявившими желание принять участие в конкурсе; второй этап - 10.12.2010 - личное собеседование с претендентами. Одновременно указанным выше решением Совета депутатов создана конкурсная комиссия по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения.

02.12.2010 Атрощенковым М.В. в конкурсную комиссию были представлены документы, которые приняты секретарем конкурсной комиссии.

На заседании конкурсной комиссии по проведению первого этапа конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения 09.12.2010 было установлено, что документы, представленные кандидатом Атрощенковым М.В. не соответствуют требованиям ст.15 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а именно: справка Атрощенкова М.В. о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги представлена не по установленной форме, также не представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его несовершеннолетних детей, сведения о которых он отразил в анкете. Кроме того, анкета Атрощенкова М.В. представлена по установленной Правительством Российской Федерации форме, но в ней отсутствует фотография кандидата и не заполнен второй пункт анкеты.

Решением комиссии от 09.12.2010 заявителю отказано в участии во втором этапе конкурса на замещение должности Главы ... городского поселения ... района ... области.

Уведомление конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса получено Атрощенковым М.В. 09.12.2010.

Как пояснила суду представитель Совета депутатов ... городского поселения Карнюшина Т.П., решающим основанием для отказа Атрощенкову М.В. в участии во втором этапе конкурса явилось то, что им не были представлены сведения о доходах в установленном законом порядке.

Доводы Атрощенкова М.В. и его представителя Степанова Д.И. в той части, что принятое решение об отказе в допуске его к участию во втором этапе конкурса является незаконным и необоснованным, поскольку обязанность предоставления в конкурсную комиссию сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей нормативными актами, а также пунктом 2.3. Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области, не предусмотрена, данные сведения должны быть представлены лишь представителю нанимателя, коим конкурсная комиссия не является, суд находит необоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателя) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.

Частью 3 ст. 16 вышеназванного ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ установлен перечень сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу, в том числе к таковым относятся: сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (п.п.10, 11 ч. 3 ст. 16).

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок предоставления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» утверждены Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение названных должностей государственной службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также формы соответствующих справок претендента на должность, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (п. 1 Указа). Органами государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 3).

Законом ... области от 29.09.2009 № 91-з «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей ... области, должностей государственной гражданской службы ... области и лицами, замещающими государственные должности ... области сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» также закреплена обязанность предоставления названных сведений, утверждена форма справки, которая принята и для замещения должностей муниципальной службы.

В перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять в Администрации ... городского поселения ... района ... области сведения вышеуказанного характера, утвержденный распоряжением Главы Администрации ... городского поселения 30.12.2009 № ХХХ, включены должности муниципальной службы в ... области, отнесенные в соответствии с областным законом от 29.11.2007 № ХХХ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в ... области» реестром должностей муниципальной службы в ... области к высшим, главным, ведущим группам должностей.

Указанный перечень должностей утвержден в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 6 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Должность Главы Администрации ... городского поселения относится к высшей группе должностей, следовательно, она входит в указанный перечень должностей.

С учетом положений вышеперечисленных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно - правовых актов ... области, суд приходит к выводу, что отсутствие в перечне сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей кандидата в пункте 2.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения не означает, что они не подлежат представлению.

Данные действия истцом совершены не были, что в силу положений п. 9 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч. 7 ст. 8 ФЗ от 25.12.2008 № 273 - ФЗ, п. 4.3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на муниципальную службу.

Атрощенковым М.В. справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была представлена в конкурсную комиссию в отношении себя и своей супруги, что, по мнению суда, свидетельствует о том, что истцу была известна обязанность представления таких сведений.

Необоснованными находит суд и доводы истца и его представителя и в той части, что при сдаче им документов в конкурсную комиссии, члены последней, в частности секретарь комиссии Г.Н., которая принимала у него документы, должны были поставить его в известность о том, что представленная им справка о доходах не соответствует требованиям закона, а также что необходимо представить сведения о доходах в отношении детей.

Согласно п. 3.15 Положения о конкурсе, секретарь конкурсной комиссии обеспечивает деятельность конкурсной комиссии, ведет делопроизводство, принимает и регистрирует поступившие в конкурсную комиссию документы и материалы, готовит их для рассмотрения на заседании конкурсной комиссии.

Свидетель Г.Н. показала суду, что являлась секретарем конкурсной комиссии. При сдаче Атрощенковым М.В. документов для участия в конкурсе она в соответствии со своими обязанностями приняла данные документы. Их анализом она не занималась, так как это не входит в ее должностные обязанности. К ней лично за разъяснениями по вопросу о том, какие конкретно должны быть представлены документы, Атрощенков М.В. не обращался, обращался ли он за разъяснениями к членам комиссии, не знает.

Представитель Совета депутатов Т.П., свидетель О.С. пояснили суду, что являлись членами конкурсной комиссии. К ним лично, как членам комиссии, а также в саму комиссию с заявлениями о том, какие конкретно должны быть предоставлены документы и в какой форме, Атрощенков М.В. не обращался.

Данное обстоятельство Атрощенковым М.В. и его представителем Степановым Д.И. в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 16, ч.ч. 1, 2 ст. 17 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при замещении должности муниципальной службы в муниципальнмй образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендента на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт.

Таким образом, конкурс является одним из этапов приема на работу, имеющую специфический характер - работу руководителя органа местного самоуправления.

Поскольку решением Совета депутатов ... городского поселения от 17.11.2010 № ХХХ при объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации поселения была создана конкурсная комиссия, последняя на данном этапе приема на работу муниципального служащего по указанной должности являлась представителем нанимателя (работодателя), что не противоречит положениям ч. 2 ст.17 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ.

Советом депутатов ... городского поселения по запросу суда было представлено Положение о порядке проведения конкурса, согласно п. 2.3 которого кандидат должен предоставить в конкурсную комиссию сведения о доходах заявителя, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, имуществе и обязательствах имущественного характера за год, предшествующий поступлению на муниципальную службу, что не соответствует положениям п. 2.3 Положения, опубликованного в средствах массовой информации.
Как установлено в суде, Советом депутатов ошибочно по запросу суда был представлен рабочий вариант Положения, что подтверждается пояснениями свидетеля О.С., сообщением Совета депутатов ... городского поселения от 09.02.2011 № ХХХ, из которого усматривается, что в представленной копии решения от 15.09.2010 № ХХХ был приложен рабочий вариант приложения к данному решению, представлена копия приложения (Положение о конкурсе) к вышеуказанному решению, утвержденная на заседании Совета депутатов поселения 15.09.2010, которая была опубликована в средствах массовой информации, и которая соответствует копии Положения о конкурсе, представленной в адрес суда Департаментом ... области по вопросам местного самоуправления, согласно п. 2.3 которых кандидат представляет в конкурсную комиссию сведения о доходах за год, предшествующий поступлению на муниципальную службу, о наличии обязательства имущественного характера.

Доводы Атрощенкова М.В. и его представителя в той части, что Совет депутатов ... городского поселения умышленно изменил при принятии решения формулировку п. 2.3 Положения в интересах действовавшего на то момент главы Администрации ... городского поселения В.В., который также подписывал указанное решение, суд находит необоснованными, так как Атрощенковым М.В. и его представителем Степановым Д.И. не представлено в адрес суда доказательств в подтверждение данных доводов.

Данное решение, в том числе и Положение о конкурсе, были приняты в соответствии с действующим законодательством, являлись предметом анализа ... межрайонной прокуратуры, которой в адрес Совета депутатов поселения 03.12.2010 был внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов в части пунктов 2.5, 2.10, 4.6 и 4.9. данного Положения, на момент проведения конкурса на замещение должности Главы поселения решение и Положение о конкурсе никем не оспорены.

На основании вышеизложенного суд находит требования Атрощенкова М.В. необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Атрощенкова М.В. к Совету депутатов ... городского поселения ... района ... области о признании незаконными действий конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области в части отклонения его кандидатуры при проведении конкурса на замещение должности Главы Администрации ... городского поселения ... района ... области и признания результатов конкурса неправомочными, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд.

.

Судья И.А. Цуцкова

Решение вступает в законную силу 21.03.2011