дело № 2-277/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
31 марта 2011 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего - судьи Осиповой Е.Н.
при секретаре Захаровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... межрайонного прокурора к администрации ... городского поселения, ООО «ВВ» о понуждении совершить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор, обосновывая свои требования, указал, что в соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно п.9 ч.1 ст.14 вышеназванного закона к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
В силу ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Согласно ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Пожарное оборудование, в том числе пожарные гидранты, должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров (ст.126 ФЗ-123 от 22.07.2008 года). Статья 127 этого закона предусматривает, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В соответствии с п.п.89, 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены, и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
В соответствии с п.8.16 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение наружной сети и сооружений», утверждённых постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года №123, пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. При этом установка гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с, с учётом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п.9.30, по дорогам с твёрдым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчётом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220-85 *Е.
В ходе проверки состояния пожарных гидрантов, находящихся на территории города ..., не обнаружен пожарный гидрант, ранее установленный по адресу город ... улица ..., ... (водоразборная колонка).
Отсутствие пожарного гидранта является нарушением норм пожарной безопасности и при возникновении пожара не сможет обеспечить возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара, что может привести к гибели граждан и уничтожению имущества.
Просил обязать администрацию ... городского поселения принять меры по установке пожарного гидранта и установлению указателя пожарного гидранта.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено ООО «ВВ».
В судебном заседании помощник прокурора Макаров Д.Н. уточнил заявленные требования, просит обязать администрацию ... городского поселения принять меры по установке пожарного гидранта, а ООО «ВВ» - принять меры по установлению указателя пожарного гидранта.
Принимая во внимание акт ООО «ВВ» от 25 марта 2011 года, из которого усматривается, что обществом проведены работы по установке указателей пожарных гидрантов, прокурор отказался от иска к ООО «ВВ».
Представитель ответчика - администрации ... городского поселения Ревкова О.А. не возражает против иска в части требований к администрации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Судом установлено, что в период с 1 сентября 2010 года по 30 октября 2010 года двенадцатой пожарной частью 7 отряда ФПС ОФПС по ... области были проверены 202 пожарных гидранта на территории г. ..., 74 из них оказались неисправными. Пожарный гидрант, ранее находившийся по адресу г. ... улица ..., ..., с ориентиром на местности - водоразборная колонка, не обнаружен, отсутствует указатель пожарного гидранта.
Согласно сообщению директора ООО «ВВ» пожарные гидранты на балансе организации не состоят. На балансе и обслуживании ООО «ВВ» находятся водопроводные сети.
В соответствии с п.8 и п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся вопросы участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» определяет первичные меры пожарной безопасности как реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии с ч.3 ст.10 Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
В качестве источников противопожарного водоснабжения в соответствии с ч.2 ст.62 данного закона могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренние и наружные водопроводы.
Согласно ст.126 и ч.1 ст.127 вышеуказанного Закона пожарный гидрант относится к пожарному оборудованию, которое должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В соответствии с п.п.89, 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии.
Согласно п.2.6.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит обеспечить исправность пожарных гидрантов.
В разделе 1 Правил указано, что Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, а также органами местного самоуправления.
Исходя из проведенного анализа правовых норм, установка пожарных гидрантов, принятие мер по приведению их в исправное состояние относится к первичным мерам пожарной безопасности, отнесённым в границах населенных пунктов поселения к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, обязанность принять меры по установке пожарного гидранта лежит на администрации ... городского поселения.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию ... городского поселения ... области принять меры по установке пожарного гидранта с местом расположения г. ... улица ..., ... (водоразборная колонка), в соответствии с установленными нормами и правилами.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд.
Федеральный судья - Осипова Е.Н.
12.04.2011 - решение суда вступает в законную силу.