03.05.2011-Решение о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения



Дело № 2-736/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

П.Угра 3 мая 2011 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Кирюхина А.В.

при секретаре Шашкиной Т.А.

с участием зам. прокурора ... района Протасова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... района в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к ... муниципальной общеобразовательной средней школе ... района ... области, Администрации муниципального образования «... район» ... области о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ... района в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ... муниципальной общеобразовательной средней школе ... района ... области и администрации муниципального образования «... район» ... области о понуждении выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

В обоснование исковых требований истец указал, что проведенная прокуратурой проверка выявила ненадлежащее состояние антитеррористической защищенности школы, на что указывает отсутствие ограждения по периметру образовательного учреждения, что делает возможным въезд и парковку вблизи него постороннего транспорта.

Просит обязать администрацию муниципального образования «... район» и школу выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности: а именно оборудовать ограждением по всему периметру здание образовательного учреждения.

В судебном заседании зам.прокурора поддержал исковые требования и привел доводы искового заявления, а также дополнительно пояснил, что просит установить срок для исполнения ответчиками возложенной обязанности до 5 мая 2012 года.

Представитель ответчика директор ... муниципальной общеобразовательной средней школы ... района Комисарова В.С. исковые требования признала полностью. Пояснила, что согласна с необходимостью обустройства ограждения. В 2010 году ей была сделана заявка в администрацию района о выделении необходимых для обустройства ограждения средств. В выделении средств было отказано за отсутствием средств. Школа не располагает финансовой возможностью обустроить ограждение за счет собственных средств. В случае выделения денег школа сможет устранить нарушения в срок до 5 мая 2012 г.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «... район» Колобов С.А. иск признал, пояснил, что вопрос об установке ограждения по периметру школы не решается из-за отсутствия финансирования.

Судом оглашены и исследованы в судебном заседании письменные доказательства по делу: акт о проведении проверки; копия заявки на выделение средств; Устав ... муниципальной общеобразовательной средней школы ... района ... области.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обращается в суд в защиту интересов несовершеннолетних учащихся ... муниципальной общеобразовательной средней школы ... района ... области, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие должных мер по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения нарушает права и законные интересы, как учащихся, так и иных граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в помещении и на территории школы (родители, опекуны, попечители, иные родственники и т.п.). Определить точное количество таких лиц не представляется возможным. Указанные доводы прокурора суд находит обоснованными и признает право прокурора на обращение с иском по настоящему делу.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

В соответствии со ст. 32, 39, 51 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств, ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п.п. «б» п.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 1 и 51.1 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

1) материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

Согласно п. 6.2 ч. 1 ст.29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В силу п.1.1 санитарно-эпидемилогических правил 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, настоящие правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе к участку и зданию общеобразовательного учреждения. Согласно п.2.2.3 СанПиНа 2.4.21178-02 от 25.11.2002г. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка ограждается забором высотой 1,.5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями.

В судебном заседании установлено, что состояние антитеррористической защищенности школы находится не на должном уровне, в частности по периметру здания образовательного учреждения отсутствует ограждение, что делает возможным въезд и парковку постороннего транспорта вблизи образовательного учреждения

Суд соглашается с доводами прокурора, что отсутствие ограждения по периметру здания школы отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, создает негативные предпосылки проведения террористических актов, чем нарушаются права несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, а так же неопределенного круга лиц, которые в силу тех или иных обстоятельств могут оказаться в образовательном учреждении.

Указанные нарушения являются недопустимыми и требуют незамедлительного принятия комплекса мер по их устранению.

В судебном заседании установлено, что нарушения не могут быть устранены по причине отсутствия у образовательного учреждения необходимых денежных средств. Суд соглашается с доводами представителя ответчика Комисаровой В.С. о том, что для устранения выявленных нарушений необходимо предусмотреть бюджетное финансирование на данные цели. ... муниципальная общеобразовательная средняя школа ... района является бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств областного и районного бюджета. Поскольку устранение указанных нарушений требует вложения дополнительных денежных средств, в случае недостаточности указанных денежных средств у школы, обязанность по проведению мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений лежит на учредителе - администрации муниципального образования «... район». Судом достоверно установлено, что руководством школы, администрацией МО «... район» направлялась заявки на выделение денежных средств.

Таким образом, возложение на школу обязанности по выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности образовательного учреждения без одновременного возложения обязанности предусмотреть бюджетное финансирование на эти цели повлечет невозможность исполнения решения суда, что не соответствует предусмотренному ст.13 ГПК РФ принципу обязательности судебного решения, т.е. на администрацию муниципального образования «... район» возложить обязанность по обеспечению достаточного финансирования на названные цели.

Суд находит, что предложенный истцом срок до 5 мая 2012 года, в который ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности, является разумным и достаточным.

С ответчиков в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 4000 рублей, т.е. по 2000 рублей с каждого. Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ администрация муниципального образования «... район» как муниципальный орган от уплаты госпошлины освобождено. В соответствии с нормами ст.103 ГПК РФ, с ответчика ... средней школы подлежит взысканию госпошлина в сумме 2000 рублей, размер которой, с учетом материального положения и порядка финансирования ответчика, суд считает возможным уменьшить госпошлину до 50 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Обязать ... муниципальную общеобразовательную среднюю школу ... района ... области в срок до 5 мая 2012 года оборудовать здание образовательного учреждения ограждением по всему периметру.

Обязать Администрацию муниципального образования «... район» обеспечить финансирование ... муниципальной общеобразовательной средней школы ... района ... области достаточное для оборудования здания образовательного учреждения ограждением по всему периметру в срок до 5 мая 2012 года.

Взыскать с ... муниципальной общеобразовательной средней школы ... района ... области госпошлину в сумме 50 (пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Вяземский районный суд п. Угра.

Председательствующий

Вступает в законную силу 17.05.2011