Дело № 2-747/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИП.Угра 3 мая 2011 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе
председательствующего судьи: Кирюхина А.В.
при секретаре Шашкиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... района ... области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «... сельское поселение», выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет бесхозяйной автодороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... района ... области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «... сельское поселение» ... района ... области с вышеназванным заявлением,указывая на то, что прокуратурой ... района в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «... сельское поселение» ... района установлено, что на данной территории имеется автомобильная дорога, собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности, автодорога. ...-... ... района.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Частью 4 ст. 6 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статьей 5 данного Федерального закона установлена классификация автомобильных дорог, которые в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Часть 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной вещью.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Однако администрацией муниципального образования «... сельское поселение» каких-либо действенных мер по постановке на учет бесхозяйной автодороги, ...-..., не принято.
Так, вопреки требованиям действующего законодательства администрацией муниципального образования «... сельское поселение» не осуществлены первичные действия по обеспечению безопасности дорожного движения участников дорожного движения, а именно, не подано заявление о постановке указанной дороги на учет.
В связи с тем, что дальнейшее бездействие со стороны администрации муниципального образования «... сельское поселение», выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных автодорог, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, прокурор ... района просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «... сельское поселение», выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет бесхозяйной автодороги ...-..., и обязать администрацию сельского поселения принять меры по государственной регистрации прав на автодорогу, принятию на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно автодороги, ...-..., с целью принятия на баланс муниципального образования и (или) передачи ее специализированной организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог.
Заместитель прокурора ... района ... области Протасов С.А. в судебном заседании заявленные требования уточнил и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «... сельское поселение», выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной автодороги ...-..., и обязать администрацию муниципального образования «... сельское поселение» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйной автодороги ...-..., с целью принятия на баланс муниципального образования и (или) передачи ее специализированной организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог.
Представитель администрации муниципального образования» ... сельское поселение» Глава администрации Долгов И.А., действующий на основании Устава, заявленные требования прокурора признал полностью, пояснив, что действительно на территории муниципального образования, находится автодорога, которая является бесхозяйной, поскольку её собственник не установлен. В настоящее время администрация сельского поселения обязуется подготовить необходимые документы и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной автодороги.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Ю.В.пояснил, что данная дорога является бесхозной, Никах мер, сельская администрация не предпринимает, с требованиями прокурора о необходимости постановки на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанной бесхозяйной автодороги согласился, поскольку в связи с отсутствием собственника не осуществляется ремонт автомобильной дороги и происходит ее разрушение, что влияет на создание аварийных ситуаций на дорогах и не обеспечивает безопасности дорожного движения.
Изучив материалы дела, выслушав доводы прокурора, представителя администрации Долгова И.А., свидетеля Ю.В., суд пришел к следующему выводу.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «... сельское поселение» находится автодорога ...-....
Указанная автодорога является бесхозяйным объектом и на балансе ни у одной организации не состоит.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной вещью.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Вместе с тем установлено, что администрацией муниципального образования «... сельское поселение» мер по постановке на учет бесхозяйной автодороги ...-... не принимается, что подтвердил в судебном заседании представитель администрации Долгов И.А.
Непринятие администрацией ... сельского поселения мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйной автодороги ...-... может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение указанной автомобильной дороги и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и значительные материальные потери.
В связи с изложенным суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных прокурора ... района требований и в соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ возложения на администрацию муниципального образования «... сельское поселение» ... района ... области обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод граждан.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора ... района ... области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «... сельское поселение» ... района ... области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйной автодороги ...-....
Обязать администрацию муниципального образования «... сельское поселение» ... района ... области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учёт бесхозяйной автодороги ...-..., с целью принятия на баланс муниципального образования и (или) передачи ее специализированной организации, осуществляющей содержание автомобильных дорог.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Вяземский районный суд.
Председательствующий:
Вступает в законную силу 17.05.2011