25.10.2011 - Решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди



Дело № 2-1722/2011

      РЕШЕНИЕ

              Именем Российской Федерации

г. Вязьма Смоленской области                             «25» октября 2011 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

судьи Вяземского районного суда Смоленской области Ивановой М.Ю.,

при секретаре Лукьяновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Н.В. к администрации ... городского поселения ... района Смоленской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди,

установил:

Николаева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации ... городского поселения ... района Смоленской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, указав, что является сиротой, ее мать Б.Б. умерла ** ** ** года, отец А.А. умер ** ** ** года. Постановлением Главы администрации муниципального образования «... район» Смоленской области от ** ** ** года № ХХХ была направлена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение и за ней закреплено право на получение вне очереди жилой площади в г. .... ** ** ** года ею направлено заявление о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения с приложенными документами в администрацию ... городского поселения ... района Смоленской области, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, вынуждена проживать на жилой площади чужих людей, тем самым ее имущественные и жилищные права нарушены. Ссылаясь на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просит обязать администрацию ... городского поселения ... района Смоленской области предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающей требованиям общей площади, но не менее нормы предоставления.

В судебном заседании истец Николаева Н.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - администрации ... городского поселения ... района Смоленской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно содержащее отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения требований истца, мотивировав тем, что жилое помещение должно предоставляться гражданам по договору социального найма по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта, следовательно, Николаевой Н.В. жилье должна предоставлять администрация ... сельского поселения ... района Смоленской области, поскольку она зарегистрирована по месту пребывания: Смоленская область, ... район, с. ..., ул. ..., д. ХХХ, кв. ХХХ.

Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования «... район» Смоленской области в судебном заседании указала на законность и обоснованность заявленных исковых требований. Кроме того, поскольку постановлением Главы администрации муниципального образования «... район» Смоленской области от 19 октября 2004 года № ХХХ Николаева Н.В. была направлена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за ней закрепили внеочередное право на получение жилой площади в г. ..., однако на сегодняшний день закрепленных за истцом жилых помещений нет. ** ** ** года Николаева Н.В. отчислена из состава студентов СОГОУЗ «...» и по настоящее время нигде не учится.

Представитель третьего лица - Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, указав, что, согласно областному закону № 114-з от 29 ноября 2007 года полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» переданы городским округам, городским и сельским поселениям, а Департамент, в соответствии с Приложением № 17 к областному закону от 07 декабря 2010 года № 109-з, является главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на указанные цели. Субвенции на приобретение жилых помещений направляются в установленном законом порядке по заявкам органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица - Правового Департамента Смоленской области представил письменные возражения на иск, мотивированные тем, что, согласно ст. 1 Областного закона № 114-з от 29 ноября 2007 года, с 01 января 2008 года государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма наделены на неограниченный срок органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области, на реализацию которых из областного бюджета в бюджеты органов местного самоуправления ежегодно перечисляются денежные средства. В связи с этим, при наличии оснований для получения Николаевой Н.В., как лицом, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения, просит обязанность по обеспечению ее жилым помещением по договору социального найма возложить на администрацию ... городского поселения ... района Смоленской области за счет субвенции, предоставленной из областного бюджета в 2011 году.

Одновременно в возражениях представителей третьих лиц - Департамента Смоленской области по образованию и науке и Правового Департамента Смоленской области содержатся ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые, с учетом требований ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, судом удовлетворены.

Заслушав объяснения истца, заключение представителя отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования «... район» Смоленской области, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации Смоленской областной Думой 29 ноября 2007 года принят закон Смоленской области № 114-3 (далее по тексту - Закон № 114-3 от 29 ноября 2007 года) «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», согласно ст.1 которого государственными полномочиями по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма наделены на неограниченный срок органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области.

В порядке ст. 2 Закона № 114-3 от 29 ноября 2007 года органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.

Согласно ст. 8 Закона № 114-3 от 29 ноября 2007 года он вводится в действие ежегодно областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенции бюджетам муниципальных образований Смоленской области на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

На 2011 год Закон № 114-3 от 29 ноября 2007 года введен в действие пунктом 10 части 2 ст. 23 Закона Смоленской области от 07 декабря 2010 г. № 109-з «Об областном бюджете на 2011 год», пунктом 11 части 3 статьи 23 которого, предусмотрено предоставление субвенции местным бюджетам из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Николаева Н.В., ** ** ** года рождения, является ребенком-сиротой, ее родители умерли, мать Б.Б. - ** ** ** года, отец А.А. - ** ** ** года.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «... район» Смоленской области № ХХХ от 19 октября 2004 года несовершеннолетняя Николаева Н.В. направлена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение, за ней закреплено внеочередное право на получение жилой площади в г. ... .

** ** ** года Николаева Н.В. отчислена из состава студентов СОГОУЗ «...» .

Следовательно, Николаева Н.В., как ребенок-сирота имеет право на предоставление вне очереди благоустроенного жилого помещения.

Утверждения представителя администрации Поселения по поводу обязанности предоставления истцу Николаевой Н.В. по договору социального найма жилого помещения администрацией ... сельского поселения ... района Смоленской области ввиду ее регистрации и проживания на территории ... сельского поселения суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «... район» Смоленской области № ХХХ от 19 октября 2004 года за Николаевой Н.В. закреплено внеочередное право на получение жилой площади в г. ..., указанное постановление не отменено и не изменено, следовательно, нормы закона, на которые ссылается представитель администрации Поселения, в данном случае не применимы.

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования Николаевой Н.В. законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению и возлагает на администрацию ... городского поселения ... района Смоленской области обязанность обеспечить Николаеву Н.В. вне очереди благоустроенным жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма в г. ... Смоленской области за счет субвенции, предоставленной из областного бюджета в 2011 году.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198- 199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Иск Николаевой Н.В. к администрации ... городского поселения ... района Смоленской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди удовлетворить.

Обязать администрацию ... городского поселения ... района Смоленской области обеспечить Николаеву Н.В. вне очереди благоустроенным жилым помещением жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма в г. ... Смоленской области за счет субвенции, предоставленной из бюджета Смоленской области в 2011 году.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение десяти дней.

Судья                                                                                                                              М.Ю. Иванова

08.11.2011 решение вступает в законную силу