22.11.2011 - Решение о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления, обязании сформировать и предоставить бесплатно в собственность земельный участок



     Дело № 2-1615/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

г. Вязьма Смоленская область                        «22» ноября 2011 года

    Вяземский районный суд Смоленской области в составе

    Судьи Вяземского районного суда Смоленской области Ивановой М.Ю.    

при секретаре Лукьяновой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова В.И. к администрации муниципального образования «... район» Смоленской области, администрации ... городского поселения ... района Смоленской области о признании незаконным бездействий органов местного самоуправления, обязании сформировать и предоставить бесплатно в собственность земельный участок,

установил:

    Жуков В.И. обратился в суд с иском о признании незаконными бездействий администрации ... городского поселения ... района Смоленской области (далее по тексту - администрация Поселения), администрации муниципального образования «... район» Смоленской области (далее по тексту- администрация Района), выразившихся в длительном нарушении срока рассмотрения вопроса о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в районе ул.... г. ... Смоленской области, указав, что, как ветеран труда, на основании п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», 09 июня 2011 года обратился в администрацию муниципального образования «... район» Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного в районе ул. ... г. ... Смоленской области, который не относится к земельным участкам, не подлежащим приватизации, не изъят из оборота, не зарезервирован для государственных и муниципальных нужд, соответственно никаких ограничений к его предоставлению для индивидуального жилищного строительства не имеется. При обращении в администрацию Поселения ему устно объяснили, что вопрос предоставления испрашиваемого земельного участка будет рассматриваться только после утверждения проекта планировки территории вышеуказанного района застройки. Распоряжение администрации Поселения № 302-Р «Об утверждении проекта планировки малоэтажной застройки, площадью ХХХ Га в районе ул.... в г.... Смоленской области» было утверждено 23 июня 2011 года. 29 июня 2011 года его заявление администрацией Района направлено в администрацию Поселения для рассмотрения и принятия решения по вопросу формирования земельного участка, однако никаких действий со стороны администрации Поселения не последовало.

Учитывая изложенное, истец просит признать бездействия ответчиков незаконными, обязать администрацию ... городского поселения ... района Смоленской области и администрацию муниципального образования «... район» Смоленской области сформировать земельный участок в районе улиц ... г. ... Смоленской области под индивидуальное жилищное строительство, обязать администрацию муниципального образования «... район» Смоленской области после формирования земельного участка предоставить его в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство согласно установленным нормам.

Истец Жуков В.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Администрация Поселения представила в суд отзыв на иск, в котором указывает на несогласие с заявленными требованиями, мотивировав возражения тем, что согласно ст. ст. 31, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено полномочие органов местного самоуправления на утверждение и выдачу схем расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, норм, обязывающих органы местного самоуправления самостоятельно осуществлять изготовление схем, данные статьи не содержат. Испрашиваемый земельный участок не сформирован. Работы, связанные с формированием земельного участка, изготовлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане относятся к землеустроительным работам, которые проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на осуществление названной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора за плату. Администрация является органом местного самоуправления, наделена статусом муниципального учреждения и создана для выполнения управленческих функций, осуществление коммерческой деятельности противоречит целям ее создания. Вопросы, связанные с изготовлением схем расположения земельного участка на кадастровом плане и постановкой таких земельных участков на государственный кадастровый учет, выходят за рамки полномочий органов местного самоуправления. Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Доводы истца не подтверждают наличие у администрации обязанности осуществлять расходы, связанные с изготовлением землеустроительного дела и постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка. Истцом также не указано, какие именно мероприятия должна провести администрация Поселения в целях формирования земельного участка, на основании чего такие обязанности возложены на нее. Администрация готова обеспечить утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, а также определить вид разрешенного использования участка, в случае отсутствия запретов, установленных действующим законодательством. Кроме того, Жуков В.И. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно обратился в администрацию муниципального образования «... район» Смоленской области 09 июня 2011 года. На указанную дату в администрацию Поселения поступило более 200 заявлений от граждан при наличии 96 свободных земельных участков в испрашиваемом районе. В настоящее время утверждены схемы 30 земельных участков для обратившихся граждан.

Представитель ответчика - администрации Поселения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, дополнительно пояснил, что предоставление земельного участка истцу приведет к нарушению прав граждан, чьи заявления, согласно утвержденному реестру, поступили значительно раньше, чем заявление истца. В настоящее время администрацией Поселения утверждены схемы расположения на испрашиваемой территории только 55 участков из 96, соответственно формирование земельных участков не завершено и решение о предоставлении земельного участка Жукову В.И. или об отказе в удовлетворении окончательно не принято, соответственно, вывод истца о нарушении его прав является преждевременным.

Представитель ответчика – администрации Района оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда, одновременно пояснив, что с их стороны нарушений прав истца не допущено, поскольку для оформления прав на земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, необходимо сформировать данный земельный участок как объект права, а обязанность осуществления формирования земельного участка до стадии утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карате включительно возложена на администрацию Поселения.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования частично законными и обоснованными, учитывая нижеследующее.

Часть 2 ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в частности ветеранам труда, предусмотрено п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" с последующими изменениями (далее по тексту-Закон).

    Согласно ст. 2.1 Закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что Жуков В.И., указав, что является ветераном труда, 09 июня 2011 года обратился в администрацию Района с заявлением о предоставлении ему для индивидуального жилищного строительства земельного участка в районе ул.... г. ... Смоленской области, которое 29 июня 2011 года администрация Района направила в администрацию Поселения для исполнения, уведомив об этом заявителя.

Ответов, уведомлений в адрес истца о рассмотрении его заявления по существу ни на момент подачи иска в суд- 08 августа 2011 года, ни до настоящего времени ответчиками не направлялось.

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела: копией заявления истца от 09 июня 2011 года, адресованного Главе администрации муниципального образования «... район» Смоленской области о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка в районе ул.... в г.... Смоленской области, копией письма- уведомления № ХХХ от 29 июня 2011 года, адресованного В.И.Жукову о направлении его заявления в администрацию Поселения для исполнения.

Предусмотренный ч.1 ст.12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на который, в силу п.1 ст.6 ГК РФ, по аналогии закона обоснованно сослался истец, тридцатидневный срок рассмотрения письменного обращения со дня его регистрации истек 09 июля 2011 года и в установленном законом порядке не продлевался.

Представитель ответчика - администрации Района в обоснование возражений относительно иска пояснил, что с их стороны нарушений прав истца не допущено, поскольку для оформления прав на земельный участок, в соответствии с действующим законодательством, необходимо сформировать данный земельный участок как объект права, а обязанность осуществления формирования земельного участка до стадии утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте включительно возложена на администрацию Поселения.

С указанными доводами суд соглашается по следующим основаниям.

Пунктами 1,2 ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в силу ч.4 ст.30 ЗК РФ, осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Согласно ст.11.1 ЗК РФ, земельный участок, как объект права земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Земельный участок, как объект недвижимости, считается сформированным, в силу ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», после постановки на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке.

В силу ст. 2.1 данного Закона, в случаях, установленных настоящим областным законом, земельные участки формируются и предоставляются с соблюдением требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства без предварительного согласования мест размещения объекта в силу ч. 4 ст. 30 ЗК осуществляется с проведением работ по формированию земельного участка и включает в себя:

1. проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

2. проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3. подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно ч. 9 ст. 30 ЗК РФ, решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Из Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года № 688 следует, что точность определения координат устанавливаемых межевых знаков должна обеспечивать необходимую точность определения координат характерных точек границ земельного участка на прилегающих к границе объекта территории (п.8). Кроме того, межевание земельного участка представляет собой работы по установлению на местности границ земельного участка с закреплением таких границ межевыми знаками и описанием их местоположения, осуществляется на основании сведений государственного земельного кадастра и включают в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

В силу ст.11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.20 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные нормы относительно полномочий органов местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планировке территории содержатся в ст.45,46 Градостроительного кодекса РФ.

Органом местного самоуправления осуществляющим управление и распоряжение земельными участками на территории г.... Смоленской области является администрация муниципального образования «... район» Смоленской области.

Полномочный орган, к компетенции которого отнесено разрешение вопросов по подготовке и утверждению документации по планировке территории - администрация ... городского поселения ... района Смоленской области.

Порядок взаимодействия органов местного самоуправления - муниципального образования ... район Смоленской области, ... городского поселения ... района Смоленской области при осуществлении полномочий по распоряжению в поселении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Соглашением № ХХХ от 24 мая 2011 года, а именно Разделом 3, согласно п.3.2 которого администрация Поселения обеспечивает проведение части работ по формированию земельного участка путем частичного выполнения действий, определенных п.п.1 п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ, а именно в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обеспечивает изготовлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на основании градостроительной документации о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории).

После утверждения схемы расположения земельного участка администрация Района выполняет оставшиеся работы по формированию земельного участка: принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) и осуществляет публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов), принимает решение о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Как указано в иске Жуков В.И. является ветераном труда и имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, что представителями ответчиков не оспаривалось, соответственно процедура предоставления земельного участка путем проведения торгов в данном случае не применима.

Поскольку земельное законодательство и указанное Соглашение не устанавливают конкретного срока, в течение которого должен быть сформирован земельный участок, презюмируется, что эти действия администрация ... городского поселения ... района Смоленской области должна произвести в разумный срок.

Истцом испрашивается земельный участок именно на территории малоэтажной застройки, площадью ХХХ Га в районе ул. ... в г.... Смоленской области.

Согласно представленному администрацией Поселения реестру заявлений граждан о предоставлении земельных участков в районе ул. ... в г.... Смоленской области, утвержденному 01 ноября 2011 Главой администрации ... городского поселения, насчитывающий 261 заявление, порядковый номер заявления истца значится 212.

При этом, в соответствии с п.«б» Раздела 4.7 проекта планировки обозначенной территории на ней предусмотрено под индивидуальную частную застройку 96 участков.

Соответственно предоставление истцу сформированного земельного участка на данной территории, как обоснованно отмечено представителем Поселения в судебном заседании, приведет к нарушению прав граждан, обратившихся с заявлениями в администрацию задолго до истца.

Как пояснил представитель администрации Поселения в судебном заседании, в настоящее время утверждены схемы расположения на испрашиваемой территории 55 участков из 96, соответственно формирование земельных участков не завершено и решение о предоставлении земельного участка Жукову В.И. или об отказе в удовлетворении не принято.

Соответственно, вывод истца о нарушении его прав является преждевременным.

Между тем, изложенные обстоятельства не могут быть признаны объективной и уважительной причиной при нарушении сроков рассмотрения обращений граждан, в частности дачи ответа администрацией Района на обращения граждан или уведомления о продлении сроков их рассмотрения.

Доводы представителя ответчика- администрации муниципального образования ... район Смоленской области об отсутствии с их стороны нарушений прав истца, поскольку заявление истца на исполнение было переадресовано в администрацию Поселения, и вопрос предоставления земельного участка не решен до настоящего времени исключительно по вине администрации Поселения не исполняющей обязанность по его формированию, суд во внимание не принимает, поскольку установленный законом срок рассмотрения обращения гражданина не может ставиться в зависимость от особенностей взаимодействия органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по распоряжению в Поселении земельными участками.

Сообщение истцу о том, почему его заявление длительное время не рассматривается по существу, администрацией Района не направлено, что лишало Жукова В.И. возможности знать причины, по которым ему не предоставляют земельный участок на испрашиваемой территории.

Кроме того, администрация Района от обязанности контролировать исполнение администрацией Поселения обязанностей по формированию земельного участка с целью соблюдения сроков рассмотрения обращения истца и дачи в установленный законом тридцатидневный срок мотивированного ответа с указанием причин невозможности решения вопроса предоставления земельного участка не освобождена.

На основании изложенного, суд признает незаконными бездействия администрации Района выразившееся в не направлении своевременно мотивированного ответа на заявление истца от 09 июня 2011 года о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, и возлагает на администрацию Района обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу дать истцу мотивированный ответ на указанное заявление.

Требования истца об обязании администрации ... городского поселения ... района Смоленской области, администрации муниципального образования «... район» Смоленской области сформировать и предоставить в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство суд находит необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Жукова В.И. к администрации муниципального образования «... район» Смоленской области о признании незаконными бездействий органа местного самоуправления в части не направления ответа на заявление от 09 июня 2011 года о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «... район» Смоленской области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу дать истцу мотивированный ответ на его заявление от 09 июня 2011 года о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

В удовлетворении иска Жукову В.И. к администрации ... городского поселения ... района Смоленской области, администрации муниципального образования «... район» Смоленской области об обязании сформировать и предоставить бесплатно в собственность земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение десяти дней.

Судья                                      М.Ю. Иванова

05.12.2011 решение вступает в законную силу