Дело № 2-1962/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2011 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цуцковой И.А.
с участием прокурора Хорошиловой О.В.
при секретаре Тимофеевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смоленской области к ФКУ «Следственный изолятор №ХХХ УФСИН России по Смоленской области», УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России о производстве ремонта,
у с т а н о в и л :
Прокурор, обосновывая требования, указал, что 15-19 сентября 2011 проведена проверка условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области», в ходе которой выявлены нарушения требований ст.ст. 15, 17 и 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части нарушения прав лиц, содержащихся в отдельном корпусном блоке, на получение материально - бытового обеспечения, а также ч. 4 ст. 96 УИК РФ в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.
Установлено, что камерные помещения № 11, 12, 14, 31, 37 ОКБ требует проведения ремонта из-за имеющихся в различной степени повреждений штукатурки, покрасочного покрытия, потеков стен, потолка (п.9.12 СП 15-01 Минюста, п.5.7 санитарных правил № 4719-88), для ремонта чего согласно предварительным локальным сметным расчетам требуется ХХХ руб.
Вместе с тем, согласно письму начальника ФКУ «Следственный изолятор №ХХХ УФСИН России по Смоленской области» денежных средств из внебюджетных источников не достаточно для проведения ремонтных работ камерных помещений № 11, 12, 14, 31, 37 ОКБ.
ФСИН России наделена полномочиями по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, осуществлению материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно- исполнительной системы, осуществлять функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций.
УФСИН России по Смоленской области осуществляет руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций, является распорядителем финансовых средств, утверждает подведомственным учреждениям сметы расходов, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально - технические средства.
В нарушении указанных норм ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области не выполняются возложенные на них функции (задачи) по обеспечению материально - бытовых условий в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденным и лицам, содержащимся под стражей в Следственном изоляторе № ХХХ.
Кроме того, при проверке соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 96 УИК РФ, согласно которой осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, должны размещаться в отдельных жилых помещениях.
Осужденные отряда ХОЗО В.Ю., С.В., В.В., Д.В., М.А. содержатся в камере № 38 ОКБ СИЗО-ХХХ совместно с десятью осужденными отряда ХОЗО, не наделенными этим правом.
Просит суд обязать начальника ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» принять меры по устранению недостатков материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в отдельном корпусном блоке СИЗО-ХХХ, и произвести ремонтные работы в камерах № 11, 12, 14, 31, 37 в соответствии с прилагаемой предварительной локальной сметой капитального ремонта указанных камер; предоставить осужденным отряда хозяйственного обслуживания СИЗО-ХХХ, наделенных правом передвижения без конвоя или сопровождения, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 96 УИК РФ отдельное жилое помещение от остальных осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
Обязать ФСИН России, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, выделить необходимые денежные средства для проведения ремонтных работ в камерах № 11, 12, 14, 31, 37 ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» в соответствии с прилагаемой локальной сметой капитального ремонта указанных камер.
Обязать УФСИН России по Смоленской области перераспределить поступившие от ФСИН России бюджетные средства на устранение недостатков материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в отдельном корпусном блоке ФКУ «Следственный изолятор №ХХХ УФСИН России по Смоленской области».
В судебном заседании прокурор Хорошилова О.В. требования уточнила, в связи с изменением нумераций камер, просила произвести ремонт в камерах № 10,11,13,27 и 33, в остальной части требования поддержала в полном объеме.
Представитель ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» - Воловик А.А. признала иск в части требований предоставления осужденным отряда хозяйственного обслуживания СИЗО-ХХХ, наделенных правом передвижения без конвоя или сопровождения, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 96 УИК РФ отдельного жилого помещения от остальных осужденных отряда хозяйственного обслуживания, в остальной части требования не признала.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Смоленской области – Ботвинова Н.В. исковые требования не признала, указав, что денежные средства на проведение капитального ремонта выделены, но будут освоены лишь в 2012 году. Документов, подтверждающих наличие денежных средств, представить не может.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст.ст. 18, 46 Конституции Российской Федерации права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 4, п. 9 ст. 17, ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103- ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.
Статьей 15 вышеуказанного закона предусмотрено установление режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Обеспечение режима возлагается на администрацию учреждения, которая несет установленную законом ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно п. 2.4 Положения о следственном изоляторе уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста РФ от 25.01.1999 № 20 (далее - Положение) одной из задач следственного изолятора является обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Для выполнения стоящих задач, следственный изолятор согласно п. 3.11 Положения осуществляет материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и норм, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляет федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно- исполнительной системы.
Судом установлено, что 15-19 сентября 2011 г. прокуратурой Смоленской области проведена проверка условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в ФКУ «Следственный изолятор №ХХХ УФСИН России по Смоленской области», по результатам которой составлена справка о состоянии законности и условий содержания подозреваемых и осужденных в ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН по Смоленской области», согласно которой в проверяемом учреждении выявлены нарушения, указанные в иске, что и послужило основанием для обращения в суд.
Ответчиками наличие нарушений не оспаривается. Однако, в соответствии с сообщением от 27.10.2011, направленным УФСИН России по Смоленской области в адрес прокурора Смоленской области, денежных средств для проведения ремонта в камерах не достаточно.
Согласно локального сметного расчета на капитальный ремонт камерных помещений необходимо ХХХ рублей.
В соответствии с п.п. 3, 6 п. 3. Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ № 1314 от 13.10.2004 г. (далее - Положение о ФСИН России) и п.п. 6 п. 11, п.п. 4, 5 п. 10 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, утвержденного 14.03.2005 директором ФСИН России (далее - Положение об УФСИН по Смоленской области) к основным задачам ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области относятся, в том числе, и задачи по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормами международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.
Вместе с тем, пунктом 5.9, 5.12 Устава о ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ Управления Федеральной службы исполнения наказания по Смоленской области», утвержденного приказом ФСИН России от 26.04.2011 № 253, предусмотрено, что источником финансирования деятельности Следственного изолятора являются средства федерального бюджета и иные поступления. При недостаточности у Следственного изолятора денежных средств ответственность по его обязательствам несут УФСИН России по Смоленской области в порядке, установленном действующим законодательством.
Доказательств, подтверждающих выделение денежных средств на проведение ремонта, представителем УФСИН по Смоленской области, ФСИН России не представлено. Тем самым суд приходит к выводу о невыполнении указанными ответчиками данных норм Закона.
Предоставленная копия договора поставки № ХХХ от 06.12.2011 антивандальной сантехники не является подтверждением устранения выявленных нарушений.
Частью ч. 1 ст. 96 УИК РФ предусмотрено, что положительно характеризующимся осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.
В ходе проверки выявлены нарушения данной статьи УИК РФ, что нашло отражение в справке о состоянии законности и условий содержания подозреваемых и осужденных в ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» .
Представителем ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» доказательств, подтверждающих устранение данного нарушения, суду не представлено, лишь сообщено о намерении переоборудовать здание, расположенное на режимной территории, которое позволит содержать указанную категорию лиц отдельно от остальных подозреваемых и осужденных.
С учетом изложенного выше, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и удовлетворяет их.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Смоленской области удовлетворить.
Обязать ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» принять меры по устранению недостатков материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в отдельном корпусном блоке СИЗО-ХХХ, и произвести ремонтные работы в камерах №№ 10, 11, 13, 27 и 33.
Обязать ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области» предоставить осужденным отряда хозяйственного обслуживания СИЗО-ХХХ, наделенных правом передвижения без конвоя или сопровождения, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 96 УИК РФ отдельное жилое помещение от остальных осужденных отряда хозяйственного обслуживания.
Обязать ФСИН России, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, выделить необходимые денежные средства для проведения ремонтных работ в камерах №№ 10, 11, 13, 27и 33 ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области».
Обязать УФСИН России по Смоленской области перераспределить поступившие от ФСИН России бюджетные средства на устранение недостатков материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в отдельном корпусном блоке ФКУ «Следственный изолятор № ХХХ УФСИН России по Смоленской области».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд.
Судья И.А. Цуцкова
23.01.2012 вступает в законную силу