16.04.2012 - Решение о понуждении совершения определенных действий



Дело № 2-696/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма      16 апреля 2012 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.

при секретаре Ивановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области о понуждении совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд с иском к МБОУ Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц о понуждении совершения определенных действий.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки, проведенной Вяземской межрайонной прокуратурой установлено, что в МБОУ Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области нарушается законодательство об образовании.

Согласно п.5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии со ст. 3 Закона «О защите прав потребителей» право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы. Закон РФ «Об образовании» выделяет общеобразовательные и профессиональные программы, а в их рамках основные и дополнительные.

Статья 9 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К основным общеобразовательным программам относятся программы дошкольного, начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитии, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Основные образовательные программы утверждаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно в установленных законом случаях на основе государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ и должны содержать разделы, касающиеся защиты прав потребителей. Раздел, касающийся защиты прав потребителей должен быть обозначен в образовательной программе учебного заведения отдельным разделом.

В нарушение вышеприведенных требований законодательства, общеобразовательные программы начального общего образования МБОУ Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области не содержат отдельного раздела, касающегося защиты прав потребителей.

На основании ст. ст. 26, 28 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а так же малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Отсутствие вышеуказанного раздела в образовательной программе свидетельствует об отсутствии необходимой работы со стороны администрации школы в данном направлении, а так же ущемляет права и интересы малолетних на просвещение в сфере защиты их прав как полноправных участников товарооборота.

Прокурор просит суд обязать МБОУ Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области внести в образовательную программу начального общего образования предмета «Окружающий мир» отдельный самостоятельный раздел по изучению защиты прав потребителей.

В судебном заседании старший помощник Вяземского межрайонного прокурора Борисова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – директор МБОУ Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области Пухов В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что действующим законодательством не предусмотрены требования либо рекомендации об изучении на ступени начального общего образования ФЗ «О защите прав потребителей».

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Согласно ст. 9 Закона РФ «Об образовании» к основным общеобразовательным программам относятся программы начального общего образования.

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Приказом Минобразования РФ от 05 марта 2004 года № 1089 (с изменениями и дополнениями) утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Из анализа норм указанного приказа усматривается, что государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.

Государственный стандарт включает в себя три компонента: федеральный региональный и компонент образовательного учреждения.

Администрация аккредитованных образовательных учреждений создает необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивает контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию в том числе, примерные программы по учебным предметам федерального компонента.

Вместе с тем, содержание образовательной программы образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Начальное общее образование - первая ступень общего образования.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательным для изучения учебный предмет - Окружающий мир, указывая в обязательном минимуме его содержания - в числе иного - права ребенка.

Судом установлено, что в основных и дополнительных программах Успенской школы, реализуемых на ступени начального общего образования, отсутствует раздел по изучению основ законодательства о защите прав потребителей (л.д. 5). Указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что отсутствие в содержании образовательной программы начального общего образования предмета «Окружающий мир» отдельного самостоятельного раздела по изучению защиты прав потребителей приводит к ущемлению прав и интересов малолетних в возрасте от шести до четырнадцати лет на просвещение в сфере защиты их прав как полноправных участников товарооборота.

Одновременно с этим суд считает доводы представителя ответчика об отсутствии в примерных основных образовательных программах требований об изучении на ступени начального общего образования ФЗ «О защите прав потребителей», несостоятельными.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Успенская СОШ Вяземского района Смоленской области внести в образовательную программу начального общего образования предмета «Окружающий мир» отдельный самостоятельный раздел по изучению защиты прав потребителей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд.

Судья                 О.С. Савушкина

17.05.2012 – решение вступает в законную силу