21.05.2012 - Решение об обжаловании действий сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД по Смоленской области



                                        Дело № 2-947/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма                                   21 мая 2012 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Савушкиной О.С.

при секретаре Ивановой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы муниципального образования «Угранский район» Смоленской области Силаева Н.А. об обжаловании действий сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД по Смоленской области,

У С Т А Н О В И Л:

Глава муниципального образования «Угранский район» Смоленской области Силаев Н.А. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД по Смоленской области.

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что 20 марта 2012 года сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Смоленской области майор полиции А.В. и старший лейтенант С.В. прибыли в здание Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области для проведения проверки. Зайдя в его кабинет, они предъявили служебные удостоверения, после чего пояснили, что проводят оперативно-розыскные мероприятия в отношении него, имеют право, и им необходимо предоставить ряд документов. В дальнейшем указанными сотрудниками, без согласия Главы Администрации была начата проверка: они беспорядочно вытаскивали документацию, производили ее фотографирование и копирование, а также изъятие. Никаких расписок по изъятым документам представлено не было. Только 22 марта по его просьбе сотрудники полиции предоставили письмо заместителя начальника УЭБиПК А.А. от 21.03.2012 года №ХХХ о предоставлении документов. Однако данное письмо является копией, основания для проведения проверки не представлены. Произведя, по сути обыск, не задав ни одного вопроса, сотрудник полиции отвел его к углу кабинета, где пояснил, что все проблемы можно очень просто решить, если он (Силаев Н.А.) начнет «работать с ними»: должен дать их руководству, а также ряду руководителей полиции земельные участки в удобном для них месте. В этом случае он отделается «легким испугом», т.е. мелкими нарушениями. Он в категорической форме отказался совершать противоправные действия, предложив сотрудникам полиции обращаться в Администрацию района в порядке, установленном законом, с письменным заявлением о предоставлении участков.

Просит суд признать действия сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Смоленской области майора полиции А.В., старшего лейтенанта С.В., выразившиеся в незаконном проведении проверки и изъятии документов оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования «Угранский район» Смоленской области за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года, незаконными.

Заявитель Силаев Н.А. и его представитель – Щевельков Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представители заинтересованного лица – УМВД РФ по Смоленской области Е.А. и А.В. требования не признали, пояснив суду, что 14.03. 2012 года в УМВД России по Смоленской области из Прокуратуры Угранского района поступило письмо с просьбой выделить специалистов для проведения проверок организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Угранского района. Данные проверки подлежало провести во исполнение плана совместных проверок исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов на 1 полугодие 2012 года.     Во исполнение данного письма руководством УМВД было принято решение о направлении сотрудников управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД С.В. и А.В. в служебную командировку в пгт. Угра Смоленской области, разработано план-задание, где определен перечень мероприятий, которые необходимых осуществить в Администрации муниципального образования «Угранский район» в процессе служебной командировки. В целях выполнения поставленных задач 20 марта 2012 года сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД прибыли в здание Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области к главе Администрации, предъявили служебные удостоверения и письмо прокуратуры Угранского района, пояснили цель их проверки и попросили ознакомиться с интересующей их документацией, при необходимости изготовить копии необходимых документов. Глава Администрации сам предоставлял необходимые документы, самостоятельно они никакие документы не искали и не изымали. Проверка Администрации муниципального образования «Угранский район» проводилась в рамках заведенного дела оперативного учета, с учетом имеющейся оперативной информации.     Сотрудники полиции наделены полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Каких-либо действий, нарушающих права и свободы заявителя, сотрудники полиции не совершали. Заявителем не предоставлено доказательств того, что должностные лица УМВД России по Смоленской области не имели полномочий на совершение указанных действий, нарушили порядок совершения указанных действий и данные действия не соответствуют требованиям закона.

Заслушав заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 13 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие, среди прочих, права: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; а также проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одним из оснований осуществления оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с ч 1 ст. 15 ФЗ РФ от 12.08.1995 № 114-ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

Судом установлено, что во исполнение Плана совместных проверок исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов на 1 полугодие 2012 года, принятого на заседании рабочей группы 01 февраля 2012 года, прокурором Угранского района на имя начальника УМВД по Смоленской области 14.03.2012 было направлено письмо, в котором содержалась просьба выделить специалистов для проведения в период с 9 по 13.04.2012 для осуществления в целях выполнения пунктов 5, 6, 11, 12 и 19 вышеуказанного Плана проверок организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории Угранского района, на предмет соблюдения ФЦП «Жилище» (п. 11 и п. 12 Плана), а также вопросов, касающихся здравоохранения и образования. В целях исполнения вышеуказанного письма прокурора Угранского района заместителем начальника полиции УМВД России по Смоленской области В.В. 19.03.2012 был утвержден План-задание, согласно которому оперуполномоченному по ОВД 5-го отдела УЭБиПК УМВД России А.В. и старшему оперуполномоченному С.В. было поручено 19 марта 2012 года прибыть в пгт. Угра, осуществить проверку деятельности Аппарата Администрации МО «Угранский район», осуществить проверку постановлений главы МО «Угранский район», находящихся в архиве, представляющих оперативный интерес, опросить по цели мероприятия работников и бывших работников Администрации и других лиц, изъять необходимую документацию, осуществить проверку деятельности организаций и учреждений Угранского района по реализации приоритетных национальных проектов на 1 полугодие 2012 года, выехать из пгт. Угра 23.03.2012. 20 марта 2012 года сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД А.В. и С.В. во исполнение Плана совместных проверок исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов на 1 полугодие 2012 года, а также Плана - задания, выданного 19.03.2012 заместителем начальника УМВД России по Смоленской области В.В., прибыли в здание Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области, где, предъявив служебные удостоверения, не разъяснив цели своего визита и не представив письменное задание – план проверки, прошли в кабинет главы Администрации района. Находясь в кабинете главы Администрации Угранского района Силаева Н.А., предъявили ему служебные удостоверения, также, не представив письменное задание – план проверки, пояснили, что проводят оперативно-розыскные мероприятия в отношении него, потребовав предоставить им ряд документов. Получив отказ Главы администрации Силаева Н.А., сотрудники полиции А.В. и С.В. в нарушение требований закона, не предъявив на это соответствующих документов и запросов, начали проводить осмотр служебного кабинета Главы администрации района, потребовали представить им ряд документов и начали беспорядочно вытаскивать и изучать служебную документацию. В ходе совершения данных действий забрали из находившейся в кабинете папки-скоросшивателя документы оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года, после чего покинули кабинет Главы администрации. При этом процессуальные документы в подтверждение изъятия указанных документов сотрудниками полиции составлены не были, опрос сотрудников Администрации, в том числе Главы администрации Силаева Н.А по вопросам проверки, поставленным в плане-задании, ими произведен не был.

Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями заявителя Силаева Н.А., согласно которым в его рабочем кабинете из папки с документами оперативной отчетности один из сотрудников полиции забрал часть документов, после чего работниками Администрации был составлен акт по факту отсутствия данных документов. Своего согласия на предоставление указанных документов он не давал.

Из составленного 20.03.2012 в 17 час. сотрудниками Администрации МО «Угранский район» Н.В. и М.В., и утвержденного Главой муниципального образования «Угранский район» Силаевым Н.А. акта следует, что при проведении проверки наличия документов оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования «Угранский район» Смоленской области установлено отсутствие в папке-скоросшивателе документов оперативной отчетности за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года.

Свидетель Н.В. показала суду, что 20 марта 2012 года замещала секретаря главы Администрации, в связи с чем, находилась в приемной главы. В тот день сотрудники полиции А.В. и С.В. пришли к главе Администрации, показали ей служебные удостоверения, она доложила об их прибытии главе Администрации Силаеву Н.А., они прошли к нему в кабинет. При разговоре сотрудников полиции и Силаева Н.А. он не присутствовала. После того, как сотрудники полиции вышли из кабинета, она по поручению главы Администрации проводила проверку наличия документов, в результате которой был установлен факт отсутствия документов оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования «Угранский район» Смоленской области за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года, о чем был составлен соответствующий акт.

Как пояснил представитель заинтересованного лица А.В., проверка деятельности Администрации МО «Угранский район» проводилась им и сотрудником полиции С.В. с 20 марта 2012 года по 23 марта 2012 года в рамках Плана совместных проверок исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов на 1 полугодие 2012 года, о котором изложено в письме прокурора Угранского района от 14 марта 2012 года.

Допрошенный в качестве свидетеля прокурор Угранского района Смоленской области З.З. показал суду, что согласно Плану совместных проверок, речь о котором шла в направленном им 14 марта 2012 года на имя начальника УВД по Смоленской области письме, УМВД по Смоленской области привлекали для проверки деятельности Администрации МО «Угранский район» по вопросу приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище». Вопросы проверки соблюдения законодательства в области сельского хозяйства в плане совместных проверок, а также плане-задании не определялся.

22.02.2012 в адрес Главы Администрации муниципального образования «Угранский район» Силаева Н.А. сотрудниками полиции А.В. и С.В. был предоставлен за подписью заместителя начальника УЭБиПК УМВД по Смоленской области А.А. запрос от 21.02.2012, в котором предлагалось представить не относящихся к предмету совместной с прокурором проверки, документы, а именно: копию Устава Угранского района Смоленской области, штатное расписание Администрации Угранского района, финансовые документы о начислении заработной платы, премий и иных стимулирующих и компенсационных выплат работникам администрации в том числе финансового управления, конкурсную, финансовую и строительную документацию о ремонте, произведенном в Угранской ЦРБ, документы по реализации федеральной программы по переселению из ветхого жилья с 2009 года по настоящее время, документы по реализации федеральной программы по социальному развитию села до 2012 года, документы по предоставлению субсидий по АПК с 2009 года, документы по формированию и утверждению бюджета МО «Угранский район» на 2010-2012 г.г., штатное расписание и сведения о начислении заработной платы МУП «Гараж», документацию по выделению земельных участков в собственность граждан бесплатно. При этом, сведений о предоставлении документов оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года указанный запрос не содержал.

Аналогичный запрос от 27.03.2012 о предоставлении тех же документов поступил из УМВД по Смоленской области в Администрацию МО «Угранский район» Смоленской области 28 марта 2012 года, в связи с чем, Администрацией «Угранского района» 28.03.2012 сотрудникам полиции УМВД России Смоленской области были предоставлены истребуемте в запросах от 21.03.2012 и 27.03.2012 документы.

Оценив представленные письмо прокурора от 14.03.2012, План совместных проверок, а также план-задание, суд приходит к выводу о том, что 20.03.2012 сотрудниками УМВД Смоленской области в здании администрации Угранского района Смоленской области проводились мероприятия не только в рамках Плана совместных проверок с прокуратурой сотрудниками УМВД Смоленской области и во исполнение письма прокурора Угранского района Смоленской области, касающиеся проверки реализации приоритетных национальных проектов на 1-е полугодие 2012 год, но и за рамками данной проверки (в том числе в области сельского хозяйства), оснований для проведения которых главе Администрации МО «Угранский район» Силаеву Н.А. представлено не было.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Доводы представителя заинтересованного лица А.В. в той части, что 20 марта 2012 года в кабинете у главы Администрации МО «Угранский район» никакие документы не изымались, суд находит необоснованными и противоречащими представленному суду акту.

Доказательств того, что 20 марта 2012 года в Администрации МО «Угранский район» сотрудники полиции проводили такие оперативно-розыскные мероприятия как опрос и наведение справок, о чем были составлены соответствующие процессуальные документы, суду представлено не было. К тому же, в рамках указанных оперативно-розыскных мероприятий изъятие документов произведено быть не может.

Оснований для проведения законности изъятия документов оперативной отчетности Управления сельского хозяйства, в том числе в рамках заведенного дела оперативного учета, с учетом имеющейся оперативной информации, суду представителями заинтересованного лица также представлено не было, как не представлен предусмотренный законом протокол изъятия документов.

Дело оперативного учета, в рамках которого проводилась проверка Администрации муниципального образования «Угранский район», на которое представители заинтересованного лица ссылаются в обоснование своих возражений относительно заявленных Силаевым Н.А. требований, суду также не представлено.

Иные доказательства того, что оспариваемые действия сотрудников полиции по изъятию документов носили законный и обоснованный характер, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, суд находит, что со стороны сотрудников УМВД по Смоленской области по отношению к Администрации МО «Угранский район» Смоленской области в части изъятия 20 марта 2012 года в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий документов имело место нарушение установленных статьей 15 ФЗ РФ от 12.08.1995 № 144 – ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные Силаевым Н.А. требования обоснованными и удовлетворяет их.

Руководствуясь ст. ст. 194-197, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования главы муниципального образования «Угранский район» Смоленской области Силаева Н.А. удовлетворить.

Признать действия сотрудников Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Смоленской области по проведению оперативно-розыскных мероприятий 20 марта 2012 года в отношении Администрации муниципального образования «Угранский район» Смоленской области, выразившиеся в изъятии документов оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования «Угранский район» Смоленской области за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года, незаконными.

Обязать УМВД по Смоленской области устранить допущенные нарушения, а именно:

вернуть по принадлежности изъятые 20 марта 2012 года документы оперативной отчетности от Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования «Угранский район» Смоленской области за период с 27 декабря 2011 года по 11 марта 2012 года.

    Взыскать с УМВД по Смоленской области в пользу Силаева Николая Александровича 200 (двести) рублей в возврат государственной пошлины.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд.

    Судья                                    О.С. Савушкина

21.05.2012 – вынесена резолютивная часть решения

28.05.2012 – изготовлено мотивированное решение

29.06.2012 – решение вступает в законную силу