24.07.2012 - Решение о понуждении к совершению определенных действий



                          № 2-1738/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года                        г. Вязьма Смоленской области                    

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, - судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Котовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Качкова В.В. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Качков В.В. обратились в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области (далее по тексту – Инспекция) о понуждении к совершению определенных действий, указав, что имеет в собственности автомобиль "УУ56", государственный регистрационный знак ХХХ, поставленный на учет в РЭО г. Вязьма Смоленской области 09 июля 2009 года. Несмотря на то, что данное транспортное средство относится к типу «фургон», категории «В» - легковой автомобиль, мощностью 92 л.с., в апреле 2012 года от Инспекции получил налоговое уведомление № ХХХ, согласно которому должен уплатить транспортный налог за 2011 год в сумме ХХХ руб., исходя из налоговой ставки в соответствии с Законом Смоленской области от 27 ноября 2002 года № 87-з «О транспортном налоге» как для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. – 36 руб. за 1 л.с. При обращении в Инспекцию дан ответ, что автомобиль "УУ56" является грузовым фургоном и транспортный налог рассчитывается как на грузовую автомашину. Вместе с тем, в соответствии с нормалью ХХХ, "УУ56" относится к специальным транспортным средствам, а к какой категории (типу) – легковая, грузовая, автобус или др. определить не представляется возможным. С учетом изложенного, ссылаясь на п. 7 ст. 3 НК РФ, просит признать незаконными действия Инспекции в части возлагающей на него обязанности по уплате транспортного налога на автомашину "УУ56" по налоговым ставкам автобуса; признать принадлежащую ему на праве собственности автомашину "УУ56" государственный регистрационный знак ХХХ относящуюся к категории (типу) легковых автомобилей; возложить на Инспекцию обязанность начислять транспортный налог на автомашину "УУ56" как легковой автомобиль.

Истец Качков В.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, просит признать незаконными действия ответчика в части возложения на него обязанности по уплате транспортного налога на автомашину "УУ56" государственный регистрационный знак ХХХ по налоговым ставкам как с категории транспортных средств «Автобусы»; обязать Инспекцию начислять на автомашину "УУ56" государственный регистрационный знак ХХХ транспортный налог путем применения налоговой ставки категории транспортных средств «В» - легковой, исходя из мощности двигателя автомобиля.

Представители ответчика Милюкова Е.Е., Тимофеева Е.В. исковые требования Качкова В.В. не признали, просят в иске отказать, представлены возражения на иск. Налоговый орган считает, что автомобиль, в паспорте которого помимо указания в строке 4 категории транспортного средства «В» имеется прямое указание в строке 3 на тип транспортного средства, а именно «фургон цельнометаллический», относится в целях исчисления транспортного налога к категории автобус. Кроме того, в соответствии с письмом ОАО «УУ» модель "56" сертифицирована как транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, и данное транспортное средство должно быть отнесено к категории автобус.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что автомобиль "УУ56" государственный регистрационный знак ХХХ – санитарный автомобиль, принадлежит на праве собственности Качкову В.В., согласно паспорту транспортного средства отнесен к категории «В», тип – фургон цельнометаллический, разрешенной максимальной массой – 2600 кг, масса без нагрузки – 1880 кг., мощность двигателя – 92 л.с. Данное транспортное средство переоборудовано не было.

Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, представителей ответчика, письменными материалами дела – копиями: паспорта транспортного средства; свидетельства о регистрации транспортного средства; письма ОАО «УУ», приобщенного к материалам дела по ходатайству представителя ответчика.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили и автобусы и зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ).

Статьей 361 НК РФ и ст. 6 Закона Смоленской области от 27 ноября 2002 года № 87-з «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Согласно п. 16 раздела 4 Приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации», при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 359 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08 ноября 1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года № 5938-VIII.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

При совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении (п. 16 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 января 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств»).Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства" (п. 1 Главы 1 постановления Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года № 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Министерства промышленной энергетики РФ № 192, Министерства экономического развития РФ № 134 от 23 июня 2005 года, в строке «2. Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке «4. "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.

В Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23 июня 2005 года приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Вместе с тем автобусы к автотранспортным средствам, классифицированным по категории «В» не отнесены.

При этом, в соответствии с п.п. 1.2.1 п. 1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08 января 1997 года № 2, автобусом является транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8.

В то же время спорное транспортное средство не отвечает указанному определению понятия «Автобус».

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения, в том числе налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые обязаны руководствоваться данными письменными разъяснениями (п.п. 5 п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Так, из письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 29 марта 2007 года № 03-05-06-04/17 следует, что в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, при исчислении транспортного налога должна применятся налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года. Эта же классификация приведена в Приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23 июня 2005 года. Если автомобиль, согласно паспорту транспортного средства, относится к категории "В" - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с Законом соответствующего субъекта "О транспортном налоге" по категории "Автомобили легковые" исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

    С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконными действия Инспекции в части возложения на него обязанности уплачивать транспортный налог на автомашину "УУ56" по налоговым ставкам как с категории «Автобусы» являются обоснованными, поскольку данный автомобиль, принадлежащий Качкову В.В., согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, следовательно, и налоговая ставка подлежит применению в соответствии с Законом Смоленской области от 27 ноября 2002 года № 87-з «О транспортном налоге» исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства - 92 л. с.

Доводы Инспекции о том, что в соответствии с письмом ОАО «УУ» модель "56" сертифицирована как транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, и данное транспортное средство должно быть отнесено к категории автобус, суд находит несостоятельными, поскольку сама по себе сертификация не свидетельствует о типе конкретного автомобиля данной марки, который зависит от конструктивных особенностей и назначения.

В основу деления автомобилей на грузовые, легковые и автобусы должна быть положена не техническая характеристика завода-изготовителя, а определение, содержащееся в нормативно-правовом акте.

Согласно паспорту транспортного средства автомобиль "УУ56" относится к категории "В", то есть имеющий до 8 мест и массой до 3,5 тонн, в силу чего "УУ56" нельзя отнести к транспортным средствам категории «Д».

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Качкова В.В. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

    Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России ХХХ по Смоленской области в части возложения на Качкова В.В. обязанности по уплате транспортного налога на автомашину "УУ56" государственный регистрационный знак ХХХ по налоговым ставкам как с категории транспортных средств «Автобусы».

    Обязать Межрайонную ИФНС России № 2 по Смоленской области начислять собственнику автомашины "УУ56" государственный регистрационный знак ХХХ Качкову В.В. транспортный налог путем применения налоговой ставки категории транспортных средств «В» - легковой, исходя из мощности двигателя данного транспортного средства.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца.

Судья                                     Т.Н. Красногирь

Решение вступает в законную силу 29.08.2012 г.