Дело № 2-1638/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
П.Угра 3 августа 2012 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего судьи Кирюхина А.В.
при секретаре Силаеве А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области, ООО «Угранское коммунальное предприятие» о признании незаконным бездействия ответчиков по обеспечению водоснабжения надлежащего качества, и об обязании обеспечения водоснабжения в п. Угра надлежащего качества,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Администрации Угранского городского поселения Угранского района, ООО «Угранское коммунальное предприятие» о признании незаконным бездействия ответчиков по обеспечению водоснабжения надлежащего качества, и об обязании обеспечения. Указывая на то, что поступили жалобы потребителей на действия ООО «Угранское коммунальное предприятие» выразившееся в том, что резко ухудшилось качество питьевой воды (вода «грязная») на увеличение цветности и мутности.. Были проведены лабораторные исследования воды из Угранского городского водопровода от 24 января 2012 года, 24 февраля 2012 года, 16 апреля 2012 года, 21 мая 2012 года г. в результате которых было выявлено несоответствие качества водопроводной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1174-01 по физико-химическим показателям, по мутности, цветности, общей жесткости, содержанию железа.
Представитель истца Борисенков В.В., исковые требования уточнил, просил признать действия Администрации Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области, ООО «Угранское коммунальное предприятие», выразившиеся в оказании услуги водоснабжения ненадлежащего качества, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Обязать Администрацию Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области, ООО «Угранское коммунальное предприятие» прекратить с 1 января 2014 года вышеназванные действия путем предоставления потребителям качественной питьевой воды, соответствующей требованиям пункта 1 ст.19 ФЗ№52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения». СанПиН 2.1.4.1174-01 «питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Обязать Администрацию Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области в срок до 1 января 2014 года разработать проект ЗСО (зон санинитарной охраны) источников питьевого водоснабжения. От остальных требований представитель истца отказался.
Представитель ответчика - Угранского городского поселения Куций Е.Л. заявленные требования признал частично: согласившись с тем, что администрации муниципального образования «Угранского городского поселения» необходимо принять дополнительные меры по организации, содержанию и развитию хозяйственно-питьевого водоснабжения, провести реконструкцию очистных сооружений городского водопровода и обеспечить подачу хозяйственно-питьевой воды через систему водоснабжения, соответствующую санитарным нормам, а также не допускать нарушений качества питьевой воды, поставляемой в п. Угра. Собственник объектов водоснабжения – Угранское городское поселение передало в доверительное управление МУП «Угранское жилищно-коммунальное хозяйство «, которое в настоящее время является банкротом, но с 09 августа 2010 года им было передано в ООО «Угранское коммунальное предприятие»» на праве хозяйственного ведения согласно договора, и уже последние исполняют обязанности по обеспечению населения п. Угра хозяйственно – питьевой водой. Согласны с недостатками, но для того чтобы все устранить, необходимы большие денежные средства, которые должны быть предусмотрены как в местном бюджете, так и по областной программе
Представитель ответчика – ООО «Угранское коммунальное предприятие» исковые требования Ефремова В.А. требования признала частично пояснила, что они выполняют функции водоснабжения п. Угра. Однако водоразводящие сети не соответствуют вообще правилам технической эксплуатации и техники безопасности систем водоснабжения и выработали свой ресурс и не пригодны к дальнейшей эксплуатации. Система городского разводящего водоснабжения изношена и требует практически везде капитального вложения для замены изношенных сетей. Поэтому подаваемая вода не соответствует требованиям и обязательным правилам и нормам СанПина 2.1.4.1174-01 и ФЗ № 52 от 30.03.1999 года.
Представитель МУП «Угранское ЖКХ» в судебное заседание не прибыл, в своем отзыве указал, что согласно договора аренды от 09.08.2010 г. Арендатор обязан самостоятельно производить ремонтные работы арендованного имущества, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Основами законодательства РФ «Об охране здоровья» от 22.07.1993 № 5487-1в ст.ст. 1, 11 установлено, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Так, в суде было установлено, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Темкинском Угранском районе) поступила жалоба потребителя на действия ООО «Угранское коммунальное предприятие» выразившееся в том, что резко ухудшилось качество питьевой воды (вода «грязная») на увеличение цветности и мутности.
На основании жалобы жителей п. Угра Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Темкинским, Угранских районах Смоленской области была проведена проверка.
Были проведены лабораторные исследования воды из Угранского городского водопровода, в результате которых было выявлено несоответствие качества водопроводной воды перед подачей в водоразводящую сеть с насосно-фильтровальной станции требованиям СанПиН 2.1.4.1174-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества СанПиН 2.1.4.1174-01» по физико-химическим показателям, что подтверждается протоколами испытаний (л.д.9-20): от 24.01.2012 №19 проба питьевой воды из крана для отбора проб на станции второго подъема, вода которой подается населению микрорайона ДОЗа с водозабором на берегу р. Угра, от 24.02.2012 г. №97 проба питьевой воды из крана для отбора проб на станции второго подъема, вода которой подается населению микрорайона ДОЗа с водозабором на берегу р. Угра;, от 16.04.2012 г. №521 и от 16.04.2012 г. №522 и от 21.05.2012 г. №776 - проба питьевой воды из водоразборной колонки на ул. Октябрьская в п. Угра.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии со ст.ст. 4. 7. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. исполнитель обязан оказать услугу потребителю, качество которой соответствует договору. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, в также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно подпункту «б» п. 49 Правил исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором.
Согласно п. 75 указанных Правил исполнитель несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Исполнитель не освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. В соответствии со ст.46 закона РФ « О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю надзору в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Вместе с тем, в суде установлено, что водопровод находятся в собственности Угранского городского поселения.
С 2010 года вышеуказанный комплекс имущества, предназначенного для оказания коммунальных услуг населению и организациям, расположенный на территории п. Угра и находился в доверительном управлении МУП «Угранское жилищно-коммунальное хозяйство».
На день вынесения решения суда услуги по подаче потребителям в п. Угра качественной питьевой воды осуществляет ООО «Угранское коммунальное предприятие» и поэтому суд считает необходимым возложить на него обязанности по предоставлению качественной питьевой воды, а также признает незаконным бездействие ООО «Угранское коммунальное предприятие»» в предоставлении качественной питьевой воды соответствующей обязательным требованиям нормативов и стандартов.
Обязанность ООО «Угранское коммунальное предприятие»» по осуществлению подачи качественной питьевой воды населению, так же вытекает из системы норм как приведенных судом выше, индивидуальных договоров с лицами о предоставлении коммунальных услуг и нормами ГК РФ, так и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в статье 2 которого организация коммунального комплекса определяется как юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системы коммунальной инфраструктуры - как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований; потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - как лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений;
б) в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги;
В судебном заседании было установлено, что основным источником питьевого водоснабжения на территории п. Угра является централизованное водоснабжение, осуществляемое через водопроводные сети, принадлежащие Угранскому городскому поселению.
Вода, поставляемая через водопроводную сеть п. Угра, является непригодной для использования в питьевых целях.
Отношения между абонентами – юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица, имеющими в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно – канализационного хозяйства, в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются отдельными договорами и нормами ГК РФ.
Подпунктом 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст. 18 Закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4. ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 3.1 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями.
Таким образом, полномочия по организации в границах п. Угра электро-, тепло -, газо- и водоснабжения возложены на Угранское городское поселение в лице администрации.
В силу чего доводы представителя ответчика – Администрации МО « Угранское городское поселение» о том, что ответственность за обеспечение подачи потребителям качественной воды соответствующей обязательным требованиям нормативов и стандартов несет только ООО «Угранское коммунальное предприятие», как Исполнитель - не состоятельны.
Кроме этого утверждена Программа развития системы водоснабжения Угранского городского округа, Программа разработана для обеспечения граждан питьевой водой нормативного качества в количестве, соответствующем нормам водопотребления, по доступным ценам в интересах удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья, обеспечение строительства и реконструкции водопроводов.
Из чего следует, что органы местного самоуправления не вправе самоустраняться от решения вопросов водообеспечения.
Согласно Устава Угранского городского поселения (принятого решением Совета депутатов муниципального образования Угранского городского поселения Смоленской области к вопросам местного значения Угранского городского поселения относятся: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Угранского городского поселения; а к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро -, тепло -, газо -, и водоснабжение населения, водоотведения снабжения населения топливом.
Кроме того, как следует из п. 1.1.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3-02.2001, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. N 168, организация ВКХ осуществляет эксплуатацию и обеспечивает функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с договором, заключенным между собственниками этих систем и организацией ВКХ. Предоставление услуг водоснабжения и канализации должно осуществляться при соблюдении обязательных требований нормативов и стандартов, санитарных правил и норм, значений параметров потребительских свойств этих услуг, пределов их отклонений и условий договора. Соблюдение необходимых стандартов может быть обеспечено при определенном состоянии инженерной инфраструктуры (мощности, состава и износа основных фондов коммунального назначения и пр.), уровня финансирования и других местных условий населенного пункта. Эти параметры должны быть отражены в соответствующих договорах на предоставление услуг и обслуживание объектов, сооружений и установок для обеззараживания воды и сточных вод, насосных станций и др. как гарантированный уровень качества, обеспечены соответствующим финансированием за счет всех источников, включая бюджетные средства.
В соответствии с п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 «О введении в действие санитарных правил (вместе санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПин 2.1.4.1074-01)» качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения должно соответствовать требованиям санитарных правил.
В соответствии с п.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 542 ГК РФ качество подаваемой воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. Подаваемая вода, согласно протоколов лабораторных исследований не соответствует санитарным требованиям, предъявляемым к воде.
В нарушение требований указанных правил, водоснабжающая организация вынуждена поставлять воду, не предназначенную для питьевых нужд, не соответствующую санитарным нормам.
Однако недостаток финансовых средств не освобождает должностных лиц от выполнения их непосредственных, предусмотренных в законодательстве, обязанностей, в данном случае, от надлежащей организации содержания и развития хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Таким образом, суд считает действия ООО «Угранское коммунальное предприятие» и Администрации МО «Угранского городского поселения» противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, связанных с непредставлением питьевой воды надлежащего качества.
На основании и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Угранское коммунальное предприятие», администрации Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области о признании незаконным бездействия ответчиков по обеспечению водоснабжения надлежащего качества, и об обязании обеспечения водоснабжения в п. Угра надлежащего качества удовлетворить.
Обязать Администрацию Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области, ООО «Угранское коммунальное предприятие» прекратить с 1 января 2014 года вышеназванные действия путем предоставления потребителям качественной питьевой воды, соответствующей требованиям пункта 1 ст.19 ФЗ№52 от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемилогическом благополучии населения». СанПиН 2.1.4.1174-01 «питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Обязать Администрацию Угранского городского поселения Угранского района Смоленской области в срок до 1 января 2014 года разработать проект ЗСО (зон санинитарной охраны) источников питьевого водоснабжения.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд п. Угра.
Председательствующий: подпись
Вступает в законную силу 04.09.2012