Решение по делу о понуждении к совершению действий по выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске через который осуществляется сброс сточных вод в реку



Дело № 2-290/10г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года г.Вяземский

Вяземский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Якина А.А.

при секретаре Прилюбенко Г.А.,

с участием:

представителя истца: помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Зверевой А.И.,

представителя ответчика: администрации городского поселения «Город Вяземский» Сальникова П.В.,

представителя ответчика: муниципального унитарного предприятия «Водоканал» - Мазий В.М.,

представителя ответчика: администрации Вяземского муниципального района - Логуновой Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», администрации городского поселения «Город Вяземский», Администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о понуждении к совершению действий по выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске города Вяземский,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее МУП «Водоканал», Администрации городского поселения «Город Вяземский» о понуждении к совершению действий по выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске (г.Вяземский), через который осуществляется сброс сточных вод, сбрасываемых в реку Вторая Седьмая, указав на то, что канализационная сеть, канализационная станция, наружная канализация, канализационный коллектор, здание очистных сооружений, канализационная сеть к очистным сооружениям, расположенные в г. Вяземском, эксплуатируемые МУП «Водоканал», являются муниципальной собственностью городского поселения «Город Вяземский» и переданы предприятию во временное пользование на основании договора аренды от 01.10.2008 года. В процессе своей деятельности МУП «Водоканал» производит сброс неочищенных хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в реку Вторая Седьмая в объеме 402 тыс. куб.м. в год. При таких обстоятельствах зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водном объекте по следующим показателям: БПК 5 в 55.3 раза, взвешенным веществам в 10.5 раза, нефтепродуктам в 42 раза, ионам аммония в 104,7 раза, фосфатам в 13 раз, АПАВ в 3,8 раза, железу в 14 раз, жирам в 522 раза, фенолам в 70 раз, что оказывает негативное влияние на реку.

Вышеуказанные факты подтверждаются протоколами результатов анализов сточных вод № 650, № 650а от 28.10.2008 года, проведенных специалистами Федерального государственного учреждения « Центр лабораторного анализа и технических измерений по Хабаровскому краю».

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Водного кодекса РФ, использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно требований п.п.1,5 ч.2 ст. 39 ВК РФ водопользователи обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и их качества.

В силу требований п.п.1,5 ч.2 ст. 39 ВК РФ водопользователи обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и их качества.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения пав человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Запрет на сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, также зафиксирован в ч.6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ.

В соответствии с положениями ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом, указанные юридические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

С учетом вышеперечисленного полагал, что МУП «Водоканал» осуществляет сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая с нарушением действующего законодательства.

Исковое требование к Администрации городского поселения «Город Вяземский» обосновал тем, что в соответствии с п.п.3,4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и организация в границах поселения водоотведения.

Согласно ст. 42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Полагал, что администрацией городского поселения «Город Вяземский» не решен вопрос местного значения в части организации в границах поселения водоотведения, в результате этого создается реальная угроза загрязнения, засорения, заиления и истощения реки Вторая Седьмая, то есть угроза ухудшения состояния окружающей среды.

Бездействие со стороны МУП «Водоканал» и администрации городского поселения «Город Вяземский» также создает угрозу неблагоприятного воздействия на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что является грубым нарушением конституционного права, зафиксированного в ст. 42 Конституции РФ.

Просил суд признать бездействие со стороны МУП «Водоканал» и администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края по очистке сточных вод, сбрасываемых МУП «Водоканал» в реку вторая Седьмая, по исполнению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным, обязать МУП «Водоканал», администрацию городского поселения «Город Вяземский» выполнить мероприятия по строительству очистных сооружений на выпуске (г.Вяземский), через который осуществляется сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая, в целях исключения дальнейшего негативного воздействия на данный водный объект и обеспечения нормативной очистки стоков, в срок до 01 декабря 2010 года.

В период подготовки дела к судебному разбирательству, по ходатайству представителей ответчиков для участия в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация Вяземского района и Правительство Хабаровского края.

В судебном заседании помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Зверева А.И. на иске настаивала, сослалась на доводы и основания, указанные в исковом заявлении и просила возложить на ответчиков – МУП «Водоканал» и Администрацию городского поселения «Город Вяземский» обязанность выполнения мероприятий по строительству очистных сооружений в срок до 01 декабря 2015 года.

Представитель истца также пояснила, что сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая по настоящее время осуществляется без очистки. Концентрация вредных веществ в сточных водах в десятки раз превышает предельно допустимую норму, что запрещено ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ. Превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в реке Вторая Седьмая очень велико, что не позволяет реке самоочищаться. Строительство очистных сооружений на выпуске сточных вод является единственных способом устранения неблагоприятного воздействия на водный объект и в целом на окружающую среду.

Представитель ответчика МУП «Водоканал» - Мазий В.М. иск не признал и пояснил, что Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» было создано в 2008 году. Свою работу предприятие начало с 01.10.2008 года и на основании договора аренды с администрацией города Вяземский эксплуатирует по настоящее время канализационную сеть и канализационный коллектор. Не отрицал того, что сброс сточных вод на выпуске в г. Вяземском осуществляется без очистки, но не непосредственно в реку Вторая Седьмая а сначала в углубление рельефа местности, а по этому углублению сточные воды попадают в р. Вторая Седьмая. В ноябре или декабре 2008 года представители Росприроднадзора провели забор проб и наложили на предприятие штраф в размере 34 миллиона рублей. Это явилось причиной банкротства предприятия. Процедура банкротства в настоящее время не завершена. Полагал, что в случае удовлетворения иска прокурора, решение все равно будет невыполнимым, поскольку строительство очистных сооружений потребует огромных материальных затрат, которыми не располагает ни МУП «Водоканал», ни администрация городского поселения «Город Вяземский».

Представитель ответчика - администрации городского поселения «Город Вяземский» Сальников П.В. иск не признал и пояснил, что в полномочия городского поселения входит организация предоставления коммунальных услуг, в том числе и водоотведение, а организация мероприятий по охране окружающей среды не входит в полномочия городского поселения. Строительство очистных сооружений направлено не на организацию предоставления коммунальных услуг по водоотведению, а на охрану окружающей среды водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации. Полагал, что в этом случае охрана реки относится к полномочиям Правительства Хабаровского края. Считал, что ни одним нормативным документом на администрацию городского поселения не возлагается обязанность по очистке сточных вод или строительству очистных сооружений. При этом сообщил, что в программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья включено строительство очистных сооружений в Вяземском районе с 2014 года.

Представитель ответчика - администрации Вяземского муниципального района Логунова Ж.Н. иск не признала и пояснила, что согласно ст. 15 Федерального Закона № 131-ФЗ в вопросы местного значения муниципального района не входят вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а тем более организация сброса сточных вод в водные объекты.

Организация водоснабжения и водоотведения отнесена п.4 ч. 1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения. Эти полномочия в целях непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования включают в себя организацию предоставления коммунальных услуг. На территории городского поселения «Город Вяземский» в целях осуществления муниципальной функции и для оказания потребителям услуг водоснабжения и водоотведения администрацией поселения учреждено муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», использующее канализационные сети и сооружения, принадлежащие городскому поселению, по договору аренды муниципального имущества. Собственником сточных коммунальных вод, являющихся отходами жизнедеятельности населения и полученных в процессе потребления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, по её мнению, является МУП «Водоканал». Очистные сооружения в г. Вяземский до 2003 года значились как объект незавершенного строительства в Реестре (сводной описи) краевого имущества, утвержденном постановлением Законодательной думы Хабаровского края от 24.04.2002 года № 164. В обеспечение своих бюджетных обязательств и по обращению администрации городского поселения «город Вяземский» администрация Вяземского муниципального района включила мероприятия по очистным сооружениям в г. Вяземский в Инвестиционную программу развития отрасли ЖКХ района до 2010 года, утвержденную решением Собрания депутатов Вяземского муниципального района от 26.04.2006 года № 175. Однако в бюджете Хабаровского края субсидий на ее реализацию предусмотрено не было.

Представитель ответчика - Правительства Хабаровского края в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что Правительство Хабаровского края исковое требование прокурора не признает, по следующим основаниям. В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Для определения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные законы. Субъекты Российской Федерации могут осуществлять правовое регулирование только в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством. Полагал, что Президиум Хабаровского краевого суда, определяя позицию в отношении решения вопроса о привлечении Правительства Хабаровского края в качестве соответчика, имел в виду установление судом компетенции Правительства Хабаровского края в части вопросов охраны окружающей среды. Полномочия субъектов Российской Федерации в области охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности определены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно пунктов 7 и 59 части 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

-организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

-осуществления государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, мониторинга водных объектов, резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений, полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Расходные обязательства субъектов РФ возникают в случаях установленных, статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности в результате исполнения: полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Из анализа вышеприведенных законодательно закрепленных нормативных положений следует, что на субъекты Российской Федерации не возложены полномочия по организации водоотведения, в том числе, по строительству и реконструкции очистных сооружений, тем самым, указанные полномочия не являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В рамках возложенных на Правительство края полномочий по осуществлению государственного регионального контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов и государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) Правительство Хабаровского края, в лице его уполномоченного органа, министерства природных ресурсов Хабаровского края (Постановление Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 № 49-пр «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов), осуществляло региональный контроль и надзор за использованием и охраной водного объекта - реки Вторая Седьмая, которая относится к объектам регионального контроля.

В 2008 году Министерство природных ресурсов края проводило проверку МУП ЖКХ «Райводоканал» (преобразованного в МУП «Водоканал» 01.08.2008г.), в ходе, которой, были установлены нарушения, в том числе, в части отсутствия разрешительной документации и юридическое лицо было привлечено к административной ответственности.

Исходя из вышеизложенного следует, что Правительство края надлежащим образом выполняет свои обязанности по контролю и надзору и не может быть ответчиком по данному делу.

В силу пункта 1 статьи 44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды).

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно заключенному между городским поселением «Город Вяземский» и МУП «Водоканал» договору аренды от 01.10.2008г. № 54, имущественный комплекс сооружений, но водоснабжению и водоотведению передан в аренду МУП «Водоканал». Указанное предприятие осуществляет предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования городское поселение «Город Вяземский». Для выполнения указанной деятельностью МУП «Водоканал» обязан обеспечить содержание в исправном техническом и надлежащем санитарном состоянии систем водоснабжения и водоотведения (сетей, насосных и очистных станций, резервуаров, канализационных и очистных сооружений). Собственником имущественного комплекса сооружений по водоснабжению и водоотведению является городское поселение «Город Вяземский». В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, администрация городского поселения «Город Вяземский» отнесена к субъекту природоохранной деятельности, на которую возложена обязанность по соблюдению законодательства по охране окружающей среды, в том числе путем принятия мер по установке очистных сооружений на местах сточных вод в водные объекты.

Мероприятия по строительству, модернизации, реконструкции сетей и сооружений должны осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, а также инвестиционными программами организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, утвержденными в порядке, установленном Федеральным Законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Финансовые потребности на реализацию программ комплексного развития и инвестиционных программ должны обеспечиваться за счет средств, поступающих от реализации услуг в части установленных надбавок к тарифам для потребителей и за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

Однако, низкая бюджетная обеспеченность поселений и предприятий коммунального комплекса, ограничение уровня предельного роста тарифов для потребителей не позволяют обеспечить консолидацию финансовых средств на строительство и реконструкцию объектов водоотведения.

Потребность в финансовых средствах на строительство и реконструкцию объектов водоотведения в населенных пунктах Хабаровского края оценивается свыше 21,2 млрд. рублей.

В связи с высокой стоимостью мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоотведения, не соразмерной с возможностями бюджетов муниципальных образований, краевого бюджета, Правительством Хабаровского края, в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предусмотренных статьей 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации; обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и в рамках полномочий собственника водными объектами Российской Федерации (река Вторая Седьмая является объектом, отнесенным к собственности Российской Федерации) предпринимались действия, направленные на привлечение финансовых средств из федерального бюджета.

Учитывая взаимные межправительственные обязательства Российской Федерации и КНР, в адрес Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина письмом было направлено обращение Губернатора края с просьбой принятия решения о выделении средств федерального бюджета на финансирование строительства очистных сооружений канализации и на разработку проектно-сметной документации. На это обращение получен ответ Минприроды России с предложением о направлении заявки на финансирование объектов в соответствии с Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда.

Обязательными условиями для привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации являются сметная стоимость строительства не менее 500,0 млн. руб., наличие в муниципальных образованиях края разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Помимо всего прочего, для привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, организация коммунального комплекса, выступающая инициатором проекта должна иметь сведения об отсутствии в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве), не иметь просроченную кредиторскую задолженность и убытки за последние три года, а также вложить значительные собственные средства в реализацию проекта.

Такие условия среди организаций коммунального комплекса Хабаровского края в состоянии выполнить только такие крупные предприятия, как МУП города Хабаровска "Водоканал" и МУП "Горводоканал" г. Комсомольск-на-Амуре, которые в настоящее время являются заказчиками-застройщиками на коммунальных объектах, включенных в ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Свидетель Тимохина О.А. – сотрудник Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу показала, что в конце 2008 года Росприроднадзор проводил проверку состояния реки Вторая Седьмая в Вяземском районе. По результатам проверки оказалось, что сброс сточных вод в реку осуществляется МУП «Водоканал» без очистки. Зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в десятки раз. Так по БПК 5 в 55,3 раза, по взвешенным веществам в 10,5 раз, по нефтепродуктам в 42 раза, по ионам аммония в 104,7 раза, по фосфатам в 13 раз, по АПАВ в 3,8 раза, по железу в 14 раз, по жирам в 522 раза, по фенолам в 70 раз. Источник загрязнения реки был установлен - выпуск неочищенных сбросов происходил из трубы МУП «Водоканал». Сброс из трубы производился на рельеф, откуда неочищенная вода попадает в реку. Сами по себе вредные вещества не нейтрализуются, они накапливаются и пагубно влияют на биоресурсы и на водные объекты. Кроме возведения очистных сооружений, других способов очистки сточных вод, нет.

Выслушав пояснения помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Звереву А.И., представителей ответчиков: МУП «Водоканал», администрации городского поселения «Город Вяземский», администрации Вяземского муниципального района, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что в собственности городского поселения «Город Вяземский» находятся канализационные сети, канализационная станция, наружная канализация, канализационный коллектор, коллектор самотечный, хлораторная, сооружение «канализационная сеть к пищеблоку», сооружение «канализационная сеть к котельной», сооружение «канализационная сеть», здание «очистные сооружения», канализационная сеть к очистным сооружениям», что подтверждается Перечнем муниципального имущества городского поселения «Город Вяземский» (приложение № 1 к договору аренды № 54 от 01 октября 2008 года.

Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.

Из исследованного в судебном заседании договора аренды муниципального имущества городского поселения «Город Вяземский» № 54 от 01 октября 2008 года следует, что администрация городского поселения (арендодатель) передало МУП «Водоканал» (арендатору) вышеуказанное муниципальное имущество для использования с целью гарантированного обеспечения населения коммунальными услугами на основании ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Данное обстоятельство ответчиками в судебном заседании также не оспаривалось.

Из содержания протоколов № 650 и 650-а от 28 октября 2008 года о результатах анализа сточных вод без очистки следует, что в результате проверкой, проведенной МТУ «Ростехнадзор по ДФО» установлено, что МУП «Водоканал» в процессе осуществления своей деятельности производит сброс одним выпуском г. Вяземский неочищенных хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод в реку Вторая Седьмая в объеме 402 тыс. куб.м. в год. Сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая осуществляется МУП «Водоканал» без очистки, в связи с чем зафиксирован сброс указанных вод в водный объект с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах по следующим показателям: БПК5 в 55,3 раза, взвешенным веществам в 10,5 раза, нефтепродуктам в 42 раза, ионам аммония в 104,7 раза, фосфатам в 13 раз, АПАВ в 3,8 раза, железу в 14 раз жирам в 522 раза, фенолам в 70 раз.

Данные обстоятельства зафиксированы и в письме «О предоставлении информации» № 13/7828 от 01 декабря 2008 года заместителя начальника межрегионального отдела ограничения негативного воздействия на окружающую среду и разрешительной деятельности МТУ «Ростехнадзор» М.на имя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора.

Сведения, изложенные в указанных документах согласуются с показаниями свидетеля Т..

Из пояснений представителя ответчика – МУП «Водоканал» Мазий В.М. следует, что сброс сточных вод и канализационного коллектора производится без очистки через один выпуск на рельеф, а затем сточные воды по рельефу попадают в р. Вторая Седьмая.

В силу требований ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды, а так же реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Водопользователи обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (п.1, п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ).

В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» все субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны осуществлять производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а так же в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 4 ст. 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу требований ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах) (п.1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ).

Частью 1 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Учитывая, что эксплуатацию канализационный сетей и канализационного коллектора осуществляет МУП «Водоканал» суд, с учетом вышеуказанных норм, пришел к выводу, что данное предприятие в настоящем случае является водопользователем и осуществляет сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая без очистки, то есть с нарушением действующего законодательства.

Поскольку МУП «Водоканал» по настоящее время осуществляет эксплуатацию канализационный сетей и коллектора городского поселения «Город Вяземский», то есть занимается водоотведением, суд с учетом вышеуказанных обстоятельств, находит требование Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении МУП «Водоканал» к совершению действий по выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске (г. Вяземский), через который осуществляется сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая, в целях обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Вторая Седьмая, является обоснованным.

Согласно п. 3, п. 4, ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоотведения.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу требований ч. 1 ст. 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Пунктом 3.2 договора аренды муниципального имущества №54 от 01.10.2008 г. установлена обязанность арендатора по поддержанию переданного имущества в исправном состоянии, осуществлению его текущего ремонта.

С учетом изложенного, суд находит, что передача администрацией городского поселения «Город Вяземский» муниципального имущества канализационной сети, канализационной станции, наружной канализации, канализационного коллектора, здания очистных сооружений, канализационной сети к очистным сооружениям в аренду МУП «Водоканал» не освобождает администрацию от обязанности по принятию мер, направленных на функционирование указанных объектов в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также к обеспечению нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Вторая Седьмая через один выпуск.

Ссылку представителей ответчика – администрации городского поселения «Город Вяземский» на то, что ответчик не является водопользователем и не располагает достаточными средствами для возведения очистных сооружений, суд находит несостоятельным, поскольку организация водоотведения в границах муниципального образования возложена на ответчика Законом (ст. 14 ФЗ-131), а технического и финансового обоснования своим доводам, в том числе о сметной стоимости строительства очисных сооружений, представителем ответчика суду не представлено.

Предъявление настоящего иска прокурором в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд, с учетом исследованных доказательств о концентрации вредных веществ в сточных водах, находит обоснованным, так как не принятие мер по очистке сточных вод, сбрасываемых МУП «Водоканал» в реку Вторая Седьмая приводит не к угрозе, а к реальному загрязнению, засорению, заилению и истощению водного объекта - реки Вторая Седьмая, ухудшению состояния окружающей среды, и угрозе неблагоприятного воздействия сбрасываемых на рельеф сточных вод на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что является грубым нарушением конституционных прав граждан (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», администрации городского поселения «Город Вяземский» о понуждении к совершению действий по выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске (г. Вяземский), через который осуществляется сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая, в целях обеспечения нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Вторая Седьмая, в срок до 01 декабря 2015 года является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Участвующий в рассмотрении дела прокурор не поддержал исковое требование к соответчикам – Администрации Вяземского района и Правительству Хабаровского края.

Учитывая пояснения представителя администрации Вяземского района и доводы письменного отзыва представителя Правительства Хабаровского края, суд, принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства и требования вышеприведенных норм, пришел к выводу, что Хабаровскому межрайонному природоохранному прокурору в иске к указанным ответчикам следует отказать и освободить указанных лиц от участия в деле в качестве ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» и администрации городского поселения «Город Вяземский» удовлетворить.

Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Вяземского Хабаровского края и Администрацию городского поселения «Город Вяземский Вяземского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок до 01 декабря 2015 года выполнить мероприятия по строительству очистных сооружений на выпуске (г. Вяземский), через который осуществляется сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая, в целях обеспечения нормативной очистки сточных вод.

Хабаровскому межрайонному природоохранному прокурору в интересах Российской Федерации и защиту прав неопределенного круга лиц в иске к Администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края и Правительству Хабаровского края о понуждении к выполнению мероприятий по строительству очистных сооружений на выпуске (г. Вяземский), через который осуществляется сброс сточных вод в реку Вторая Седьмая, в целях обеспечения нормативной очистки сточных вод в срок до 01 декабря 2015 года, отказать, и освободить от участия в деле в качестве ответчиков.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Вяземский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 20 ноября 2010 года.

Председательствующий: судья А.А. Якин